Блокадный дневник П. М. Мульханова

Павел Михайлович Мульханов (полный тезка своего деда-архитектора), отец моего мужа, всю войну провел в блокадном Ленинграде и делал почти ежедневно записи. У нас в архиве сохранилась часть этих блокадных записей (такой блокнотик с ладошку), которые Павел Михайлович вел меленькими буквами — экономил бумагу. Меня поразили подробности блокадного быта, он ведь описывал то, что видел и чувствовал «здесь и сейчас».

На какое-то время блокнотик исчез из поля моего зрения, «как в воду канул». И вот недавно он «позволил себя найти», и я сразу взялась за расшифровку этих уникальных страничек. Делала я это для удобства чтения, для внуков. Но теперь, читая и видя ежедневный быт обычного жителя блокадного Ленинграда, думаю, что это будет интересно не только нам.

Автор дневника на момент блокады был женат, жена его Маруся родом из Сталинграда. Куда он отправляет жену с трехлетним сыном (сейчас это мой муж)? Конечно, подальше от войны, вглубь страны, к родным в Сталинград. Представьте, какие воспоминания остались у малыша на всю жизнь!

Почему автор дневника провел всю войну в Ленинграде? Потому что у него на обеих ногах были протезы ниже колен (беда случилась в подростковом возрасте). Вот еще и поэтому мне интересно было увидеть силу и слабость, веру и отчаяние такого необычного и, конечно, обычного блокадного жителя, не утратившего достоинства, чистоплотности, стойкости. Я ни разу его не видела после войны, но муж рассказывал, что отец, имея протезы на обеих ногах, никогда не заходил в транспорт с передней площадки и всегда пропускал вперед всех. Это воспитало и в его сыне настоящие мужские благородные качества.

Родился Павел Михайлович Мульханов в 1914 году, закончил Ленинградский техникум связи и работал на телефонной станции Петроградского района (на ул. Ленина). До войны он не курил, но закурил во время блокады, чтобы заглушить чувство голода, — еды не хватало, а папиросы полагались по карточкам. Умер он в 1985 году.

Его дед, архитектор Павел Михайлович Мульханов, работал в Петербурге в конце XIX — начале XX века, создал около 80 зданий — жилых домов и деревянную церковь в Лисьем Носу, сохранившуюся до наших дней.


Расшифровку блокадного дневника можно открыть здесь:
https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=3167
журнал ЗВЕЗДА №12 2017 г.


Рецензии