Про что Красная Шапочка

Продолжаем расшифровывать сказки.

"Что за прелесть эти сказки!"
"Имеющий уши да услышит, имеющий очи да увидит".
 
Что, если не впадать в благостно-волшебное очарование слова "сказка", открывая старые тексты, и не наслаждаться мыслью, что плывёшь по волшебному морю придуманных историй для твоего удовольствия. И если не уподобляться маленькому ребёнку, которого качает на руках няня и ласковым голосом на ночь мурлычет что-то, "заколдовывая" тебя на сладкий сон (и не очень сладкий - смотря какая история рассказана няней). Что, если читать сказки, приоткрыв  весь свой жизненный "чуланчик", где (до поры до времени) хранятся знания о символах и ждут своего часа. Часа, когда, наконец, ты ублажишь свои сиюминутные житейские потребности, волнения и страсти, уводящие тебя от той "истины", которая открывается только в тишине, когда ты будто протираешь запотевшее стекло (а точнее - зеркало) и видишь не флёр сказки, а второй, третий (и дальше) планы бытия. Не буду спорить, если скажете "планы твоего бытия", ибо каждый, читающий так сказку, "протирает своё зеркало", видя то, что скрывается в этой сказке именно для него.
Итак, КРАСНАЯ ШАПОЧКА
История, рассказанная нам когда-то французом Шарлем Перро, про очаровательную маленькую европейскую девочку. Но на то она и классическая история, что интересна для любой страны и не стареет с течением времени, хотя  каждое время может рождать  новые мысли и даже смыслы.
История очень короткая,  рассказывается она почти "телеграфным" языком,  без  литературных украшений и обязательных подробностей, которые всегда присутствуют во всех авторских сочинениях. Мы не видим здесь ни изысканного  творчества автора сказки, ни красивых фраз, так любимых читателями. Шарль Перро, похоже,  просто и коротко пересказал нам давнюю народную незатейливую сказку-притчу. Он не привлекает нас "красивостями", литературной чепухой, которая часто переполняет авторские тексты с целью увлечь или просто развлечь.
 Читая неторопливо текст, видишь, что он наполнен символами и намёками, и лишь несколько фраз добавлено для развития сюжета. За  знакомыми привычными словами видишь иной смысл, и сказка будто играет с тобой, ведь эти намёки стали не так уж и скрываться. Автор сначала будто подмигнул тебе, шутливо подставил тебе ещё один символ, а потом широко распахнул "дверь" совершенно в другую, очень взрослую историю и не ясно, кто больше рад этому - ты или проказник Шарль Перро.
Уже в первых словах сказки есть "ключи", которые останавливают и рождают вопросы.
Читаем самое начало сказки. "Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её и на свете не было". Известно, что сказки, как правило, начинаются со взрослых действующих лиц - дед и баба, дед со своею старухой, мельник и три сына и т.д. или сразу начинаются с описания - стоит в поле теремок и т.д..   Вот он - первый ключ.  Где взрослые? Их совсем нет рядом?  Почему автор именно так говорит? Читая дальше сказку, понимаем, - да, девочка одинока и, похоже, одна справлялась со своими трудностями. (Давайте-ка как-нибудь поговорим об индивидуальной карме, для каждого она своя.  У каждого есть в этой жизни своя  личная программа - не важно, знаем мы этот факт или не хотим знать).
Читаем дальше. "Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше". Первое недоумение: как это "Мать любила её без памяти"? "Без памяти"... Уж у мамы-то должна быть память. И память, и разумение. Может быть, поэтому она здесь не матушка, не мамочка, а жёстко - Мать, и глаз выделяет это не родное слово "Мать". Ещё и написано это слово с большой буквы. Да, тут начало предложения, то всё равно слово "казённое".
"...а бабушка ещё больше". Больше, чем без памяти? о, тут уже это "без памяти" как намёк о протянутости  по роду  неких свойств по женской линии - от бабушки к маме и теперь к девочке.
"Жила-была" - такое начало сказки мы встречаем очень часто.  А как это "жила-была"? Почему не просто жила, а ещё и была!  " Жила" - нам понятно. А что такое" быть"?  - "присутствовать, существовать".  Вот что такое "быть".  Вспомним противоположное этому слово - "отсутствовать".   Бытие - это определённый образ жизни. Значит,  не просто жила, но ещё и присутствовала в социуме активно со своим образом жизни!
"Бабушка подарила ей ко дню рождения красную шапочку". Рождение - ссылка на родовые связи. Но бабушка  не связала, не сотворила своими руками, а "подарила", как дар своего рода, просто провела  через себя дар кого-то из предков.  Вспомним закон кармы - если мы где-то накосячили или наоборот, то отвечать за нас или получать бонус будут наши потомки.  Вот что такое "подарила ко дню рождения". Это ведь особый день, когда закладывается программа жизни на год или даже на жизнь (зависит от цифры следующего года жизни и т.п.).
Что такое красная шапочка, как символ?  Головной убор - это символ защиты, а  красный цвет Марса - это цвет энергии, страсти, постоянной борьбы и возможных побед.
Почему нам интересно размышлять тут о символах родовых тем по женской линии? Потому что в сказке нет и намёка на отца или дедушку. Если бы был отец, то автор бы обязательно уточнил, что отец, например, умер. Девочка, не знавшая отца с рождения, и тянувшаяся к любому мужскому существу, встреченному на пути, потому и не испугалась волка, который почувствовал её хороший настрой к нему, и у него почти не появилась мысли обидеть или съесть девочку, а ведь ему в лесу было бы это очень просто сделать, и никакие дровосеки не помеха, но Волк начал мирно разговаривать. (Интересно было бы  в другой раз поговорить о различии между Золушкой при живом отце  и Красной Шапочкой, где единственные мужские персонажи - Волк и Охотники).
А что тут бабушка? - бабушка прожила жизнь, родила и вырастила дочку (маму К.Ш.),  у неё другое отношение к возможной опасности от мужчины. Но, похоже, что и она, и дочь её не так уж и боятся встречи с Волком, иначе бы они беспокоились об идущей через лес девочке. Значит, и Волк, и Охотники - тоже символы, но не такие уж и опасные?  Уж не Волк ли - отец девочки?
Мы знаем, что никто никогда нам не причинит вреда, если в душе не возникло капли страха. У девочки нет чувства опасности от Волка - она никогда не видела в семье агрессивного мужчины. А что мама с бабушкой? Похоже, у них в душе сформировалась фантазия или даже ожидание, что придёт добрый мужчина (в сказке это - охотники) и спасёт их, поможет им, накажет тех обаятельных обольстителей, кто легко пользуется женским желанием любить, иметь детей и  семью, быть под защитой любящего и заботливого мужа.
 "Соседи так про неё и говорили: - Вот Красная Шапочка идёт!"   Обычно мы называем людей, а в сказках особенно, по самому яркому  признаку  -  Варвара Краса-длинная коса, Марья-искуссница, Крошечка-хаврошечка, хлопотушка, Ленивица, хозяюшка, Несмеяна, или по статусу - Золушка, Царевна, Разбойница, Оловянный солдатик.... Здесь - просто очень красивая девочка, как бы сейчас сказали, "блондинка". Но  не просто "блондинка", у неё  на голове марсовский красный цвет, как защита. (Интересно поговорить и о восклицательном знаке в конце фразы ).
"Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке: "Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она".
Сразу несколько вопросов:
1. Почему мама её так же зовёт, как и посторонние соседи? Красная Шапочка?   Не по имени, не "доченька", а как говорят все соседи. Может быть, у девочки совсем нет имени, так много значащим в бытие человека?
2. Пирожок. Почему один маленький пирожок, не пирог, не пирожки?   Дочка слюнки глотала, ведь мама не ей испекла пирожок?  Так что же мама испекла? Пирожок или "пирожок"?  Бабушке надо отнести именно "Этот пирожок".  Уж очень на тайное послание похоже, ведь пирожок - символ чего-то с начинкой, скрытой внутри от посторонних глаз. Возможно, у Красной Шапочки появится скоро братик?
А горшочек масла? -  надо замаслить бабушку, подмаслить, чтобы не ругала, что опять у дочки  проблемы..."Здорова ли бабушка" - готова ли нянчить малыша?
3. "Собралась Красная Шапочка..." (всё сама? где мама?).
4. "Собралась К.Ш. и пошла к бабушке в другую деревню". Если мы говорим о притче, о символах и ключах, то что это значит "бабушка в другой деревне"?  Если у деревень разные имена, то и жизнь жителей в этих деревнях отличается. (Мы помним "как яхту назовёшь, так она и поплывёт"). Значит, у бабушки другие жизненные ценности, взгляды,  устои, другое даже миропонимание?Потому и живут врозь...
"А Красная Шапочка ещё не знала, как это опасно останавливаться в лесу и разговаривать с волками". Очень интересно - собраться сама она знает как, шагать через весь лес знает как, а про разговор с волками не знает?  А где были мама и бабушка все эти 5 - 7 лет жизни девочки,  или почему даже соседи не сказали ей об опасностях в лесу? А ведь в сказке нет и намёка на то, что девочка пошла через лес к бабушке в первый раз. Или она ещё не приобрела негативный опыт ("ещё не знала"), а мама надеется на доброго принца, "а вдруг"?
Девочка, кстати, не такая уж и маленькая.  Дальше по ходу сказки мы видим, что она понимает, что такое простуда, что бывает при простуде. Знает, что голос может измениться, стать другим, хриплым.  Она хорошо различает разницу рук, ушей и зубов бабушки и кого-то ей не понятного, кто теперь на бабушкином месте, с  кем и она "прилегла рядом".  Почему-то у неё даже не появился вопрос: "Кто это на бабушкиной постели"?  Значит, она видела какие-то преображения бабушки и раньше - может быть бабушка не всегда была ласковой, бранилась с кем-то, например, меняла привычный для девочки облик доброй на "злую фурию"?
"Поздоровалась она с Волком". Похоже, единственно, чему её дома научили - это учтивости с любым существом, которого изначально видят, как благотворителя, или  как друга, готового выручить в любую трудную минуту, - друг ведь сам догадывается, что их надо спасать (охотники?). И, по меньшей мере,  три поколения этой семьи носят розовые очки, простодушны и по-глупому откровенны с любыми встречными-поперечными.  Дальше девочка Волку выболтала все секреты (и о пирожке, и о незащищённом доме, где живёт бабушка). Если Волк хоть немного смекалист, то он узнал и о маме девочки, и о бедной бабушке, которая, возможно, сбежала от легкомысленной своей  дочки, и вот теперь опять им предстоят проблемы...
А вот этот абзац "Очень захотелось ему съесть Красную Шапочку, да только он не посмел - где-то близко стучали топорами дровосеки" - явный отход от притчевости сказки и, похоже, это позднейшее наслоение многократного пересказа в народной среде этой нравоучительной истории.
"Волк побежал по самой короткой дорожке". Значит, была и короткая дорожка? Почему девочка о ней ничего не знала? Или знала, но её направили по опасной длинной дороге? Зачем? Ведь мама обязательно должна была рассказать ей об опасных волках, а как же иначе?
Интересен разговор девочки с волком.
- А далеко ли живёт твоя бабушка? - спрашивает Волк.
- Довольно далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с краю.
Вспоминаем поговорку "моя хата с краю, я ничего не знаю и знать не желаю".  Про что здесь? Бабушке знания неведомы, она без памяти  или она не жалует знать ("знать не желаю"), как элиту общества?
 "За мельницей" - здесь  намёк ещё на одну  поговорку - "перемелится, мука будет" (мукА, а может быть мУка?) И бабушке всё равно, как и где будут "перемалываться" её потомки по женской линии?).
Интересен разговор и бабушки с Волком,  где мы видим её привычки: она всем доверяет, дом не закрывает. Ей известно, что в лесу есть Волк?  Войти в её дом, проникнуть к ней может любой, надо только "дёрнуть за верёвочку"?  А ЧТО ТАКОЕ "ВЕРЁВОЧКА"?  Есть такое выражение: "если тебя "дёрнули" и ты "вышел из себя", то уверен ли ты, что в тебя никто "не зашёл", пока ты "вышел из себя"? Или верёвочки просто нервы?
"Волк дёрнул за верёвочку - дверь и открылась".
Может быть, бабушка знает, что охотники спасут, даже если тебя уже проглотит звериная сила?  Бабушка давно живёт на свете, похоже, что её, да и не только её одну, так уже спасали?  Но может быть и другое - не было ли в глубокой древности таких практик: побывать "в шкуре волка" или во чреве большого животного,  приобрести таким жесточайшим образом жизненный опыт и выйти обновлённым, освобождённым от прежних глупостей? В Библии что-то об этом есть...
ЕЩЁ ВОПРОСЫ:
 1. Почему в сказке Красная Шапочка, Волк с большой буквы, будто это имя персонажа, а бабушка, мама и соседи - с  маленькой буквы, как собирательные образы или что-то безличное и не очень интересное?  Мы один лишь раз видим слово Мать с большой буквы, но и то может быть потому, что это слово стоит в начале предложения.
2. Почему внучка не может сама войти к бабушке, дёрнув за верёвочку (если так просто войти в дом). Дорогу она знает. Знает, как войти в дом, если бабушка болеет. Девочка почему-то обязана не только сказать, что это она, внучка Красная Шапочка, да ещё и отчитаться через дверь, зачем она пришла (принесла подарочки и какие именно). Только тогда бабушка позволит ей зайти в домик? Или нет?  Мы же знаем, что войти не составляет никакого труда - дверь не заперта.
А ВЕДЬ ЭТИ ВОПРОСЫ ВОЗНИКАЮТ уже ПРИ ПЕРВОМ ПРОЧТЕНИИ, когда чувствуешь, что эта сказка не просто сказка, а  притча и есть в ней "ключи". Только не беги, иди спокойно и шаг за шагом разгадывай этот весёлый "ребус" под названием КРАСНАЯ ШАПОЧКА.
А если ещё и под другим углом зрения  взглянуть.... другое что-то увидится?


Рецензии
Глубокий анализ хорошо известной всем сказки, нестандартный подход к её пониманию. Есть над чем поразмышлять.
Благодарю автора за публикацию.

Вадим Ивлев   14.04.2024 15:32     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв и понимание моих "фантазий".
Мысли парадоксальные, нестандартные, но направленные на позитив, сейчас очень востребованы Небесами. И если нам удаётся легко и непринуждённо заглянуть глубже, то:
"...я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты..." (Б.Ахмадулина)
И это - первая задачка нашей "математики". Вторая - перекодировать в позитив. Например, Колобок обаял Лису (например, бельканто)и стали они жить-поживать и лисяток-колобяток наживать.

Вера Николера   16.04.2024 14:32   Заявить о нарушении