44. Портретный зал

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/10/30/6

Портретный зал Екатерининского дворца был полностью уничтожен пожаром во время войны. Его интерьер воссоздавался так же, как в других пострадавших залах, по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки.

В Портретном зале, декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ, с именами которых связана история Екатерининского дворца.

Парадный портрет, характерный для придворной культуры, получил особенное развитие в период абсолютизма. Главной задачей является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание монарха или аристократа. 

В настоящее время на стенах, затянутых белым узорчатым штофом в обрамлении золоченой резьбы, помещены большие парадные портреты Екатерины I в парадном платье с лентой Андрея Первозванного (работа И. Адольского в последней четверти XVIII века) и её дочери Елизаветы Петровны (кисти Г. Бухгольца (1735–1780), вмонтировавшего в свое полотно портрет, выполненный Л. Караваком. Первые хозяйки дворца представлены со всеми императорскими регалиями. Здесь же - исполненные неизвестными живописцами XVIII века портреты великой княгини Наталии Алексеевны
(сестры Петра I) и Екатерины II.

Потолок Портретного зала украшен переданным в Царское Село из Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге живописным плафоном "Меркурий и Слава", выполненным, по мнению итальянских специалистов, представителем венецианской школы Д. Скайярио (1726–1792).


В центре зала представлен образец парадного платья императрицы Елизаветы Петровны, изготовленный в наше время.

Елизавета славилась тем, что никогда не надевала один и тот же наряд дважды.  После её смерти в гардеробе насчитывалось больше 15 тысяч платьев.

Императрица не позволяла приходить на балы в "ношеных" нарядах и своим придворным дамам. При этом они не должны были выглядеть наряднее императрицы. А чтобы избежать повторного использования, на выходе с дворцовых мероприятий дамские платья придворных дам пачкали специально приставленные люди.



(Луи Каравак (Louis  Caravaque), французский художник, в начале XVIII века был приглашён Петром I в Россию "для исполнения портретов и баталий", жил  при дворе императорского дома Романовых. Родился в Марселе в 1684 году.)
 
Продолжение   http://proza.ru/2023/03/27/2050


Рецензии
Один зал великолепнее другого, Светлана!
Огромное и двойное спасибо реставраторам-мастерам!
О Наталии Алексеевне(сестре Петра I) не забыли, а Софья, что рвалась к власти, та в монастыре оказалась. Сама себя загубила.
Интересная деталь, о которой я не знала: при Елизавете, "чтобы избежать повторного использования, на выходе с дворцовых мероприятий дамские платья придворных дам пачкали специально приставленные люди".
Возмущаюсь,

Светлана Петровская   09.05.2023 19:51     Заявить о нарушении
Да, Света, с царицей не поспоришь. А Елизавета была капризной и властной особой.
Спасибо за внимание!

Светлана Шаляпина   10.05.2023 23:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.