На волне моей памяти - 53

 
 
Меня похоже " заклинило" на годах перестройки. Сегодняшнее мое воспоминание тоже об этом времени.

Всё те же девяностые годы. Дети ещё в садике. Последний день ноября. Дети одеты по - зимнему. После работы - в садик за детьми, по дороге домой - в магазин, купить хлеб и,  если повезёт - пакет молока. В магазинах давно ничего нет. Талонная система - по 1кг. на человека в месяц крупа, макароны, сахар, бутылка водки, 300 гр. конфет и т.
д. Талоны за ноябрь уже отоварены.

Вдруг вижу , в магазине очередь.   По кондитерским талонам дают, вы представляете, мармелад!
А нам по талонам, как правило, давали драже, подушечки или карамель типа " Взлетной".
 И вдруг мармелад!!!
Давно забытое лакомство,  которое мои дети вообще ещё ни разу в жизни не ели. В некоторых магазинах  при наличии товара  в последний день месяца начинали отоваривать талоны на новый месяц.
Вся очередь волнуется по этому поводу, так как основная масса с талонами на новый месяц.

 Решила стоять в очереди, очень хотелось порадовать мальчиков. Уже пронеслась весть, что новые талоны не отоваривают, но все равно стою - вдруг удастся уговорить. Доходит очередь, протягиваю новые талоны. Продавщица -  полная женщина лет 45 -  ти,  отказывается их отоварить. Начинаю уговаривать - из четырех хотя бы один отоварить, ведь малые дети и столько времени потеряно в очереди. Но в ответ опять - нет!  Я ошарашена, но все равно прошу продать хотя бы 100 гр. -  попробовать мальчишкам. И опять отказ!..
В очереди уже начинают кричать - отпусти, ведь малые дети...
В последней надежде я прошу продать 2 шт. мармеладки для детей. Но и тут она отказывает!
И вдруг я её как бы заново увидела - да она ведь  "кайф" ловит от того, что очередь её униженно просит, а она отказывает. Она наслаждается своим положением,  своим превосходством  и  властью над толпой.

Поняла, что её не уговорить и едва сдерживая слезы обиды, сказала ей : "Вот вы стоите здесь  такая довольная жизнью, все у вас видно  хорошо. Но так в жизни не бывает, чтобы  было всю жизнь хорошо, ведь  жизнь полосатая. Так вот, когда в вашу жизнь придет "плохо", знайте, что это " плохо"вы  заслужили  сегодня".

Схватила ребятишек в охапку, бегом на улицу,  а  там уж дала волю слезам.
Иду, реву в голос : "Ну что за жизнь такая... Дома столько дел, время потратила, а меня обидели, унизили.Дети всем обделены, как растить их в этой нищите.  Будет ли когда просвет в этой жизни?" Иду, реву, тащу за собой мальчишек, они тоже ревут, поняли, что со сладостями получился "облом".

Вдруг слышу, кто - то сзади кричит: " Дочка, дочка подожди!". Поворачиваюсь - оказывается нас догоняет бабушка, которая стояла за нами в очереди. Маленькая, сухонькая, лет восьмидесяти,  про таких говорят " божий одуванчик". У нее видимо был талон за старый месяц. Запыхавшись, она протягивает мне кулечек с мармеладом и говорит : " Возьми от меня своим ребятишкам".

Я начала отказываться : "Бабушка, ведь эти сладости вам на месяц ", а она говорит: " Не обижай, дочка, возьми. Я вот возьму 2 штуки к чаю, а остальное вам" .
Я ещё пуще прежнего разревелась, говорю : " Ну за что она так с нами? Жалко что ли было 100 гр. продать?"  Бабушка говорит: " Не плачь.  Бог видит, кто обидит. Будет и у нас хорошо."  Вдруг она обняла меня и тоже заплакала.

Эта картинка так и осталась в памяти, как мы стояли обнявшись посреди двора на заметённой снегом тропинке под метелью и плакали.
И мальчишки, уткнувшись мне в колени, тоже ревели.
Только у меня были уже другие слезы.

Если, выскочив из магазина, я плакала от злости, отчаяния, унижения,  бессилия  то теперь это были слезы облегчения, тихой радости, от того,  что жизнь в очередной раз подтвердила - доброта спасет мир...

Мармеладки поделили по - братски, поровну. А я на всю жизнь запомнила бабулю и её доброту.
Светлая память бабушке...

Рассказывала об этом и детям, и внукам и здесь пишу. И продавщицу мармелада тоже запомнила, только по другому поводу.

В добавление к этой теме могу вспомнить вот такой случай.

Скорее всего это тот же год, та же зима. Заходим  с детьми в другой продуктовый магазин  в нашем микрорайоне. Наши талоны отоварены,  полки магазина пусты.
А на прилавке стоит одинокая вазочка с образцом конфет, которые отпускают по талонам. Это всё те же драже. Но обычно нам продают драже жёлтого, или грязно - белого цвета, а эти разноцветный, яркие, броские, как ёлочные игрушки.

Вовка сразу стал канючить: " Купи, мама. Я таких не ел! У тебя есть деньги, я знаю".
Митя, как более взрослый и разумный, объясняет Вове, что деньги не главное -  главное бумажки ( талоны), которых у нас нет. Вова продолжает канючить.
Я молчу. Просить  - себе дороже. Помню историю с мармеладом.

За прилавком  стоит молодая девушка лет восемнадцати в пилотке из широкого батистового кружева (помните такие кокетливые головные уборы были в те времена у продавщиц и официанток?). 

Вдруг эта девушка отрывает кусок бумаги.  Помните эти огромные рулоны толстой обёрточной бумаги, которые стояли за прилавком? Полиэтиленовых пакетов ещё не было.
Девушка сворачивает кулечек, насыпает  туда совком горсточку драже, взвешивает и подаёт Вове.  А мне говорит: " Отбейте в кассе 9 копеек".

Вот вам и молодая девушка! А она видимо  уже понимала, что если это от тебя зависит, надо делать людям добро, а не то что продавщица мармеладом.

Я глубоко убеждена, что добро, сделанное тобою, пойдет по кругу и по закону бумеранга вернётся к тебе  или твоим потомкам тоже добром.
 Точно также гадости и подлости также пойдут по кругу и вернутся той же монетой.
И самое страшное, если за них придётся расплачиваться ни в чем не повинным потомкам.

На всю жизнь я запомнила эти 9 копеек...
Кажется мелочь, а от этих мелочей так тепло становилось на душе и надежда не умирала, что всё у нас будет хорошо.

           25 декабря 2019 года
   


Рецензии
Людмила, до слез.

Елена Базанова   04.03.2024 21:08     Заявить о нарушении
Елена, спасибо за прочтение и отзыв!

С уважением,

Лидия Гончарова Ястребова   06.03.2024 06:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.