Подлость

Лев Соломонович остановился возле своего кабинета, постучал и, открыв дверь, вошёл в него, ведя за руку  Егора.
Их встретил офицер, вставший из-за стола. 
-“ Егор, у товарища майора есть несколько вопросов к тебе. Ты не волнуйся. Ему надо просто кое-что выяснить”,- сказал директор и вышел, плотно закрыв за собой дверь.
-“Капитан”, - неожиданно шёпотом произнёс Егорка.
-Что, капитан?- удивлённо спросил офицер.
-Лев Соломонович сказал, что вы майор, а вы капитан.
-А, ты что, в званиях разбираешься? И  чём же капитан отличается от майора?
-У капитана четыре маленьких звёздочки, а у майора одна, но она больше.
-Что значит больше? Большая.
- Нет. Ещё больше у генералов.
- Ты, я вижу, и в генералах разбираешься. Тогда скажи, кто главнее: генерал- лейтенант или генерал - майор?
-Генерал-лейтенант.
- Почему это лейтенант главнее майора?
- У генерал-лейтенанта на одну генеральскую звезду больше.
-Ну, парень, вижу, человек ты серьёзный и мы с тобой можем говорить как двое взрослых мужчин. Согласен?
Капитан предложил Егорке сесть, а сам подошёл к окну, открыл его и присел на подоконник, положив рядом с собой фуражку.
 Затем он достал пачку папирос и, извинившись, закурил.
 - Ну, что ж, молодец, рассказывай всё, как было. Только правду.
-А, что  надо рассказать? – удивился Егорка.
-Тебе что никто ещё не говорил?
- Не-ет, никто.
-Ну, хорошо. Начнём тогда сначала. Ты, как я понимаю, в эту школу недавно пришёл?
-Третьего сентября.
- Третьего. А почему не  первого?
-Так, первого была суббота. Выходной.
-Понятно. А, кто тебя привёл?
- Никто. Сам пришёл. Я ещё раньше приходил, но директора не было, и  какая-то тётя на входе сказала, чтобы я пришёл третьего.
-Тётя говоришь? А тебя сюда тоже тётя привела?
  -Нет. Я сам пришёл. 
-Как это сам?
 - Бабушка сказала, что я уже не маленький и свои проблемы  сам   должен  решать. Она сказала, что только ненормальный директор откажется от такого ученика.
-Строгая у тебя бабушка. А, что, ты, и правда, хороший ученик? И какие у тебя отметки?
-Кроме пятёрок никаких.
-Правда, ничего кроме? А раньше в первых  классах?
-Тоже только пятёрки.
-Молодец. А у меня сведения, что тебя привела тётя. Даже не привела, а привезла. И ты тогда был с большим чемоданом.
- И, не правда, это был не чемодан, а большая сумка.
- Ну, вот. А говоришь ты сам пришёл, а тебя привезли откуда-то, даже ещё с чемоданом.
- Да, это была сумка Анны Антоновны, а не моя.
-Это классная ваша?
-Да.
- Так это она твоя тётя или какая-то там  родственница?
- Никакая она мне не родственница. Я даже её никогда не видел и не знал. Я просто шёл по улице, а она вышла из автобуса с портфелем и тяжёлой сумкой, и я предложил ей свою помощь. Она сначала отказалась, сказав, что я ещё маленький, а сумка большая и тяжёлая, но потом согласилась, когда я сказал, что я уже большой.
-Интересно рассказываешь. И что было дальше?
- Ну, когда мы шли, Анна Антоновна спросила меня в каком классе я иду учиться. Когда я  сказал, что в четвёртый, она засмеялась и сказала, что она тоже в четвёртый.
Потом Егор рассказал, что  пошёл  дождь, но они успели забежать в открытый подъезд  ближайшего дома. Дождь шёл долго, и они, как сказал Егор, разговоры разговаривали. Он рассказал, что когда его отца положили в госпиталь, бабушка забрала его у мачехи. Он так и остался жить у бабушки  после смерти отца. Ходить от неё в старую школу  очень далеко, они  решили, что в четвёртый класс он пойдёт в ближайшую школу.
 Анна Антоновна сказала ему, что давно хотела  работать в этой школе потому, что до войны завучем в ней был её муж, а старший сын учителем географии. Они оба погибли, и ей очень хотелось работать в том же коллективе, в котором  работали они. Так, она  чувствовала бы, что они всегда рядом, и ей было бы легче жить.
Она спросила Егора, не хотел бы он учиться в её классе. Он сразу согласился.
 Они пришли к директору и тот  сказал, что  через пять минут будет звонок на первый урок, и им пора идти в класс. Они вошли в класс и директор  сказал: - “Вот,  ребята, представляю вам классного руководителя, прекрасного педагога, доброго, но строгого,  Анну Антоновну.  И, ещё с вами вместе будет учиться Егор, он пока обойдётся без отчества. Надеюсь, вы c ним подружитесь”.
 Он ушёл, а они с Анной Антоновной остались.
-Ну, и как, ты подружился?: - спросил капитан.
-Да. Почти со всеми. 
- Почти, говоришь. И с кем не смог подружиться? Много таких?
- Не, только двое.
-И кто это, если не секрет.
- Хомяков и Щепкина.
- Что ты сказал? Ага, понял. Знакомые фамилии.  Почему только с ними?
- Они плохие.
- Почему ты так решил?
- Это не я решил, все так думают.
- Ты уверен, что все? Почему?
- Они злые.
- И что, ты обосновать это можешь?
- А, что такое обосновать?
- Доказать. Доказательства у тебя есть, что они такие плохие, как ты говоришь.
- Конечно, есть.
- И? Почему они злые?
-  Щепкина любит дразнить девочек и доводить их до слёз. Больше всего  Уваркину Надю.
- Почему именно её?
- Она маленькая, даже меньше меня. Мы все знаем, что мама её болеет, папа не вернулся с войны и им с сестрой тяжело. Надя случайно порвала старенький школьный фартук, который до неё носила ещё  её сестра. Девочки стали его зашивать, а Щепкина смеялась и говорила, что ей было бы стыдно  носить эту старую тряпку. Я ей задал простой вопрос: - “ Щепкина, ты дура?” Она обиделась, сказала, что какие-то её ребята утопят меня в луже, и пожаловалась своей маме.  Но, Надю дразнить  перестала.
-А, с Хомяковым почему дружба не заладилась?
- С ним нельзя дружить - он злой и жестокий. Я видел, как он отпускал щелбаны Пете Попову, который ему что-то проспорил. Петя уже плакал, а он  всё бил и бил и радостно улыбался. Я назвал его садистом и сказал, что его место не в школе, а у маркиза де Сада в дурдоме. Он не знал, что означает слово садист, но обиделся на слово дурдом и тоже пожаловался своей маме. Обе мамы приходили к директору и жаловались на то, что я обозвал их умненьких и добреньких  деточек дураками. 
  Директор вызвал меня, задавал  вопросы, а потом вздохнул и сказал, что я свободен, и всё. 
- Всё, говоришь? А что за птичий базар ты устроил?
- Да, ничего я не устраивал. Это опять их мамочки  придумали.
- Но что-то же было? Вот передо мной  целый роман о твоих проделках. В этом романе так и написано, что ты устроил птичий базар. И я хочу и должен знать, где, правда, а где ложь. Хочу сказать сразу, что за тебя горой стоят директор и классный руководитель.А мне надо и тебя послушать. Так что с базаром-то этим было?
- Товарищ капитан, Вы будете смеяться, когда я расскажу, как всё было.
- Посмеяться я не прочь. Рассказывай.
- Была большая перемена. Нас в классе было  четверо. Я был дежурным и готовил уроки к завтрашнему дню. Галя Хоровинкина забежала за очередной порцией любимых сухариков. У окна Хомяков и Щепкина, как всегда на переменах, застелив парту газетой, выложили на неё кучу вкусностей.  В тот день у них на обед была  чавыча и осетрина. Они ели и громко говорили, чтобы все слышали, что дома они объедаются балыками, а от салями и сервелатов их уже тошнит.
Вошла Анна Антоновна и сказала, что все должны выйти на улицу. Вместо физкультуры будет  предпраздничная уборка территории. Потом  извлекла из портфеля стопку тетрадей и попросила меня отнести их в учительскую. Подойдя к выходу, она повернулась и сказала, что в классе очень душно и много посторонних запахов и надо класс проветрить и попросила меня открыть хотя бы одно окно. Когда все вышли, я открыл окно, отнёс тетради в учительскую и, выйдя на улицу, отдал ключ  от класса Анне Антоновне.   
- А. когда ты ещё раз заходил в класс и зачем?
- Я вместе со всеми зашёл, через час.
- Что было дальше?
- Когда Анна Антоновна открыла дверь, то испугалась и быстро закрыла.
- Чего же она испугалась?
- Она тихонько приоткрыла дверь, и мы увидели, что на парте Щепкиной и Хомякова и на полу рядом с партой целая стая воробьёв доедает  то, что они не убрали, когда уходили. Мы  стали  ловить воробьёв, а они вылетели в открытое окно, и только один  метался под потолком и бился головой о стёкла закрытых окон.
Анна Антоновна попросила  не бегать,  замолчать и не махать руками.
Уставший воробушек попробовал уцепиться за краешек классной доски, но не удержался и упал  перед Уваркиной Надей.  Она смотрела на птичку и не знала, что делать. Мы тоже все растерялись и, молча, смотрели на них. Воробей зашевелился. Надя  взяла его, посадила на свою ладошку и пошла к открытому окну.
Анна Антоновна подошла ко мне и попросила, чтобы я нашёл техничку и попросил у неё ведро воды и швабру и принёс в класс.
 Но наша любимая всеми  техничка тётя Полина засмеялась и сказала, что никому  не доверяет свою дорогую кормилицу швабру и пошла вместе со мной. Классная дверь резко открылась и из неё выбежала Щепкина, споткнулась о швабру, которую, испугавшись, тётя Полина выронила  и с громким плачем побежала к выходу. Тут же из класса выбежал Хомяков, тоже споткнулся и убежал. А мы до конца уроков мыли пол и загаженные воробьями парты. Мне потом рассказали, что воробушек не хотел улетать на улицу, а наоборот влетел в класс и сел на парту Щепкиной. Она побежала, чтобы прогнать его и, вдруг, закричала, что он снова нагадил на её парту.
 Кто-то сказал, что так ей  и надо. Кто-то похвалил воробья, а кто-то стал смеяться. Щепкина выхватила из парты свой грязный портфель и выбежала из класса. За ней выбежал и Хомяков.
На следующий день они в школу не пришли, но вместо них  явились их мамы. Притом  они, перешагнув порок школы, громко заявили, что  пришли разобраться, кто и почему их детей травит и кто здесь хороший, а кто плохой.
Тётя Полина сделала им замечание, что, прежде чем наводить порядки в школе, надо самим вести себя прилично; во - первых не кричать, во-вторых грязь на сапогах надо оставлять на улице, а не тащить в школу.
Они возмутились, что какая-то техничка делает им замечание, и сказали, что ничего с ней не случиться, если она лишний раз помоет полы. Ей, мол, за это деньги платят. 
У директора они тоже шумели, доказывая, что это я специально открыл окно, а  Надя заранее приучала залетать воробьёв в класс, насыпая семечки на подоконник. Так им говорили их дети.
Меня директор не вызывал, но говорил об этом с Анной Антоновной.
- Хорошо. Ясно и понятно говоришь. Теперь расскажи про демонстрацию?
- А, что рассказывать?
-Ты мне вот что скажи… Как ты попал на демонстрацию? Что там с тобой произошло?  И чем всё закончилось?
- Я туда не попадал, а пришёл к школе к девяти часам, как велела классная.
Меня встретил завхоз и позвал за собой. Он открыл кладовку и вручил большой  портрет Сталина. Он сказал, что я буду идти в первой шеренге, где будут идти лучшие ученики школ района.
Я в шеренге оказался самым маленьким, но зато портрет, который я держал перед собой, был самым большим и тяжёлым.
Когда мы подошли к центральной улице, колонна остановилась.
Стояли долго, ждали, когда пройдут другие районы. Пошёл мелкий, холодный дождь и подул сильный ветер. Порывом ветра несколько портретов вырвало из рук, и они упали на землю.
Я пытался удержать портрет, но не смог и упал  сам, а портрет упал на меня. Меня подняли, и кто-то подсказал, что недалеко за ближайшим домом есть колонка и там можно смыть грязь.
 У колонки было ещё несколько таких же, как я пострадавших. Мы, помогая друг другу, привели себя в порядок.
Ко мне подошёл какой-то дядька и спросил: - Тебя как зовут?
- Егор.
- А меня дядя Ваня. Слушай Егор. Давай поменяемся на время. Тебе тяжело с таким портретом. Не для тебя он. Бери мой маленький щит, а я понесу портрет, а потом разменяемся.
 Мы поменялись, но, когда  демонстрация закончилась,  я дядю Ваню не нашёл. В школу я принёс щит, на котором был герб СССР. Завхоза не было, и я оставил щит возле его кладовки.
- Я тебе верю, Егор, но в этом вот “романе” всё по-другому изложено. Сказано, что ты этот портрет бросал на землю, плевал на него, ругал его плохими словами, потом топтался на нём и выбросил. Что ты ответишь на это?
Неправда. Ничего я не делал. А, он подлец.
- Кто подлец?
- Кто написал.
- У меня, Егор, два таких заявления. И оба слово в слово тебя обвиняют.
- Значит, два подлеца.
- Вот как? Я вижу с арифметикой у тебя всё хорошо. Может  у тебя есть свидетель, который видел, что ты  у колонки делал и как ты менялся.
- Там были, я их видел, Хомяков и Щепкина с мамами.
- Нет, Егор, вот, они-то в твои свидетели не годятся. Кого ты ещё видел?
-  Товарищ капитан, я вспомнил,  я видел Тараса.
- Какого Тараса? Бульбу что ли?
- Нет, не Бульба, а  Хоровинкин.
- А, это кто такой?
- Брат Гали, моей соседки по парте.
- А, ты можешь узнать у неё, где его можно сейчас найти?
- Я знаю, где он сейчас.
- Ну?
-На работе. На хлебозаводе. Вон из окна этот завод видно.
-  Это хорошо, что ты знаешь, где он. Поехали. И моли бога, чтобы он был на месте.
Через десять  минут они на мотоцикле капитана подъехали к проходной хлебозавода. Капитан оставил Егорку в коляске мотоцикла, а сам зашёл в проходную.
Вышел он быстро, а с ним несколько человек. Среди них были Тарас и дядя Ваня, который держал в руках портрет Сталина.
 Вышедшие сказали, что они на демонстрации видели именно Егора. И все  согласились написать свидетельские показания.
 Капитан вручил портрет Егору и сказал, чтобы он берёг его как зеницу ока.
 В школе капитан попросил директора спрятать портрет, чтобы его никто пока не увидел. Они остались, а Егора отправили домой.
 На следующий  день  на входе в школу его встретила встревоженная тётя Полина.   “Ты чего  натворил-то, касатик? Тебя  вчерашний чекист у директора
ждёт. Лев Соломоныч сказал, чтобы ты, не заходя в класс, к нему шёл. Ты уж, если что, скажи. Я первая за тебя заступаться пойду”.
 Директор, сославшись на неотложные дела, вышел. Капитан, пожимая руку  Егорке, сказал: - “Садись поудобнее, приятель, поговорить нам серьёзно надо. 
 Поговорили мы вчера с директором. Понимаешь, какая ситуация? В этой школе, так уж повелось, учатся дети, сам понимаешь, чьи. Они считают, что они на такие как все. И в твоём классе есть парочка таких же. Они, а главное, их родители, привыкли к тому, что они в классе лучшие и неприкасаемые, а тут ты со своими пятёрками, да с острым язычком. Ты им как гость в горле.
 Пока ты здесь они не дадут покоя ни Льву Соломоновичу, ни Анне Антоновне, ни тебе. И мы не уверены, что сможем тебя защитить, если ты будешь учиться в любой другой школе нашего города.
У тебя есть родственники в других, а лучше в далёких от нас городах?
- Вроде бы нет, товарищ капитан.
- Жаль. А хорошо знакомых?
-Есть. Дядя Лавр.
- Интересное имя. И кто это. И где он живёт?
- Он родственник тех, кто жил у нас во время войны. Эвакуированные. А живёт где-то на юге.
- А. ты можешь переехать к нему на какое-то время.
- Не знаю. Я спрошу его сегодня.
- Сегодня? Каким же образом.
- Он сейчас у нас дома.  В командировку приехал в наш город.
 - А, где он работает?
- В экспедиции.
- В геологической или морской?
- Нет, товарищ капитан. Он сопровождает ценные грузы.
- Отлично. Какой же ты сегодня везунчик. Поехали.
 Так и не зайдя в класс, Егор сел в коляску мотоцикла и, повернув голову, посмотрел на окна своего класса. Он не знал, что видит эти окна в последний раз.
 Капитан сказал, что в школу ему ходить пока не надо.
Появление в доме офицера КГБ испугало бабушку и дядю Лавра.
Капитан успокоил их, сказав в шутку, что он сопровождает важное лицо.
После продолжительного разговора капитан и дядя Лавр уехали. Вернулись они поздно вечером. Не заходя в дом, они поговорили с бабушкой и, пообещав вернуться через три дня, уехали.
 Через три  дня приехал капитан. Войдя в дом, открыл папку и стал выкладывать из неё на  стол бумаги.
“Привет от Льва Соломоновича и Анны Антоновны и  пожелания удачи. Вот держи. Это свидетельство о том, что ты с отличием закончил 4-й класс. Это прекрасная характеристика с печатями и подписями. И ещё “Похвальная грамота” в придачу.
А это анамнез, то, что просил Лавр . Здесь сказано, что тебе необходим курс лечения, в связи с тем, что твоя мачеха лихо потопталась по твоему здоровью. А также тебе надо сменить обстановку и климат.
 Ну что, давай попрощаемся. Желаю тебя удач, добрых друзей и меньше врагов. От меня привет твоему дяде Лавру. Хороший он мужик. Бывай”.
Он обнял Егора, взъерошил ему волосы, сел на мотоцикл и уехал.
К появлению дяди Лавра бабушка со слезами на глазах собрала вещи Егора. И тем же вечером 13-го мая, в поезде #13, в 13-м вагоне, на 13-м месте,  он в сопровождении дяди Лавра покинул родной город. А через день в 13 часов он  вошёл в квартиру #13, в доме #13 по улице Новой в красивом южном городе. Число 13 пугало Егора. Хочешь, не хочешь, но оно, говорят, счастья не приносит. Но  волновался он напрасно.  Как рекомендовано в анамнезе, он в тихой, спокойной, добросердечной обстановке два месяца жил в семье  пожилых пенсионеров, врача и педагога. Так что лечение было домашним и педагог, соскучившись по школе, наслаждалась общением со способным и послушным учеником.

P.S.
Спустя два года Егор приехал в родной город и  встретился на вокзале  с  Хоровинкиной Галей, которая провожала  своего брата Тараса. От неё он узнал, что Лев Соломонович и Анна Антоновна до сих пор о нём вспоминают. Щепкиной и Хомякова уже нет. Что-то случилось у их отцов, сняли их с высоких постов и отправили куда-то с понижением.Галя также сказала, что они знают, что доносы на него писали  матери Щепкиной и её друга. Но об этом он давно догадался сам, капитан в разговоре с ним об этом прозрачно намекал.
Чтож, двумя подлецами в городе меньше, воздух чище.
 


Рецензии