Мой старый город. 5. Велосипедные покатушки
Верхний ряд:
- Справка образца 1957 года на папиросной бумаге о сдаче экзамена по правилам движения по г.Тюмени
- Сибирские дали с крутого берега реки Туры в районе деревни Борки*
- Грибные берёзовые леса близ ж/д станции Подъём*
Нижний ряд:
- Велосипедный регистрационный номер стандарта 1957 года (аналог)
- Велосипед – это жизнь!
- Дорога из центра города на Затюменский мыс через реку Тюменку*
- Уха с дымком костра на берегу реки Пышма
- Снегозащитная лесополоса из елей в зоне 2124 км железной дороги до Москвы
Фото автора 1957-1960 г.г.
У К Р О Щ Е Н И Е В Е Л О С И П Е Д А
Первым моим двухколёсным другом стал подростковый велосипед. Ездить на велосипеде я ещё не умел, но надеялся, что опыт управления самокатом поможет в успешном освоении техники велосипедной езды.
Велосипед в магазине имел педали, ввёрнутые в шатуны с внутренней стороны в транспортное положение. Но я не стал переустанавливать их и довёл велосипед до дома в руках. Там я привёл педали в рабочее положение и попытался сесть на велосипед и прокатиться по двору. Но сразу понял, что самокатные навыки здесь не пригодятся.
Выручил сосед Володя Гущин. Придерживая велосипед за седло и багажник сзади, он сохранял машину с седоком в вертикальном положении, пока я овладевал мудрёной техникой вращения педалей в нужную сторону, не обращая никакого внимания на балансирование.
После бесчисленных попыток я неожиданно понял, что голос моего наставника удаляется. Конечно, я испугался и тут же спешился ногами на землю. Но Володя был в восторге: «Ты поехал!» После этого он меня не отпускал в самостоятельный рейс, но с поддержками ходил сзади, пока я помалу научился рулить, не падая набок. Спустя несколько дней я катался по двору, даже накатал по периметру двора извилистую грунтовую велодорожку.
Когда я научился, как мне казалось, уверенно управлять, тормозить, садиться и слезать с велосипеда, колёса сами попросились на улицу. Я выбрал район посвободнее в сторону ДОКа «Красный Октябрь». За Троицким монастырём улица сворачивала на пологий спуск. По обочине шла женщина и я позвонил, чтобы предупредить её. Но она вдруг испуганно метнулась прямо под велосипед. Оба отделались лёгким испугом, от падения руль велосипеда развернулся влево и я постарался как можно быстрее вернуться домой, поделиться с друзьями опытом дорожного приключения.
Но это было только началом злоключений начинающего велосипедиста. Однажды обшлаг брючины, не закреплённый защипкой (типовая ошибка забывчивых), затянуло цепью на большую звёздочку. В такой ситуации обеспечено падение, а брюки перфорацией зубьями звёздочки и масляным отпечатком цепи.
Самая крупная авария случилась в Зареке на досчатой лежнёвке, проложенной по дамбе в сторону фанерокомбината. Навстречу по моей колее ехал парень на взрослом велосипеде. Я решил пропустить его, а он уступить дорогу мне. Так мы и встретились. Колесо «подростка» уступало прочности взрослого велосипеда и получило огромную «восьмёрку». Мужик сразу же смылся. Мой велосипед потерял способность катиться и его пришлось до дома нести на плече.
Пользуясь указаниями инструкции по устранению биения колёс при помощи регулировки спицами дефект устранить не удалось. При удалении прекоса в одном месте он тут же возникал в другом. Ситуацию спасла только велосипедная мастерская.
На этом велосипедные приключения не кончились. Были и гвозди в колесо, и брак термообработки вала педалей и, конечно же, падения, столкновения, разбитые коленки и ссадины на локтях.
М О Й Л У Ч Ш И Й Д Р У Г
Детская мечта о велосипеде не каждой семье была по карману. Тем не менее, пришло время и многие пацаны нашего поколения сели на велосипеды. Если не на свои собственные, то на машины братьев и отцов.
Из подросткового велосипеда я вырос и мама подарила на день рождения к четырнадцатилетию полномерный дорожный велосипед «Кама».
На подростковом велосипеде я ездил без претензий со стороны милиции. Детская машина, какой с неё спрос? Новая техника предполагала взрослый подход к её эксплуатации. Наряду с автомобильными видами транспорта новый велосипед требовал регистрации, номерного знака и сдачи экзамена на право вождения. Самостоятельно, впервые в повзрослевшей жизни, привелось обратиться в органы государственного управления.
При первом визите в Госавтоинспекцию на улицу Кирова выдали «Памятку велосипедисту» на двух страничках, предложили изучить её и сдать экзамен. Правила дорожного движения для велосипедистов оказались несложными и после собеседования с инспектором ГАИ я получил справку на папиросной бумаге о том, что «выдержал экзамен по правилам движения по г.Тюмени» (см.фото).
Справка давала право на регистрацию велосипеда в Горкомхозе, но до этого нужно было заплатить в Госбанк налог пятнадцать рублей.
Все организации находились поблизости и через полчаса у меня в кармане лежал новенький велосипедный номер. Номер выглядел примерно так, как на фото. Он имел срок действия 1 год. Для борьбы с подделками и просроченными номерами год действия был выбит в верхней части, а цвет фона номера ежегодно менялся. Мой первый номер был жёлтого цвета.
Центральные улицы города постоянно патрулировали сотрудники милиции, которым всегда было интересно проверять номера на велосипедах и соблюдение ими правил движения. Скорость велосипеда была ограничена до 10 км/час и если, по мнению постового она превышала допустимую, следовало неминуемое наказание: он выворачивал ниппель, снимал с него резиновую трубочку и отбрасывал в сторону, торжественно вручая голый ниппель. Оспаривать скорость со стражем порядка было бесполезно. У опытных юных нарушителей запасные ниппельные резинки и насос были всегда с собой. Отойдя чуть поодаль, колесо приводили в порядок и продолжали поездку.
Невиданная до этого свобода передвижения на значимые расстояния за короткое время повлекла нас в путешествия. Сначала по городским улицам, а затем в окружающие леса, поля и деревни.
Город тогда был небольшой. Легковых автомобилей на улицах практически не было, гужевое, грузовое и автобусное движение было почти никакое. Нашим первым открытием стала асфальтированная дорога от вокзала до элеватора протяжённостью около 10 километров. От вокзала на элеватор пустили самый первый городской маршрут автобуса № 1. По новенькому асфальту в дальнюю даль прокатиться на велосипеде было сплошное удовольствие.
У багажного отделения слева от вокзала имелась большая асфальтированная площадка, на которой мы собирались вечерней компанией, чтобы поиграть в велосипедные догонялки.
Росло мастерство управления велосипедом: управление одной рукой, езда без рук, резкое торможение с разворотом взанос, перевозка пассажира на раме и на багажнике, перевозка различных грузов.
Д А Л Ь Н И Е П У Т И – Д О Р О Г И
Ближние леса тогда ещё не были завалены мусором и вытоптаны нынешними табунами вездесущих автомобилей.
Сразу за городом по Ирбитскому тракту находились первозданные рощицы, колки и луга. Там мы собирали непочатые урожаи земляники, шиповника, черёмухи, грибов-дождевиков, щавеля. По весне заготавливали берёзовый сок, собирали охапки благоухающей черёмухи и букеты полевых цветов.
Асфальт по Червишевскому тракту резко обрывался ступенькой сразу за деревней Патрушево. Дальше шёл песчаный грейдер, в это сейчас трудно поверить, с подснежниками и ландышами непосредственно по краю кювета. Точно такие же цветочные россыпи наблюдались на песчаных обочинах Ялуторовского тракта.
Изучив ближайшие окрестности, мы компаниями разъезжали по местам, удалённым от города до 15-20 километров.
Были рыбалки с ночевой и костром на Пышме под деревней Червишево. Помню, Валера Л. как-то прилёг слишком близко от костра и сжёг полу пиджака. Рыбалка на удочки была достаточно плодотворной и никогда без ухи мы не оставались. В те времена рыба в реках водилась.
Вода в Пышме была кристально прозрачной словно в роднике. Было видно, как у берега против течения стоят в водорослях щурогайки. Если рядом с ними топнуть по берегу, они испуганно разбегались, но тут же собирались вновь.
Я не удержался, чтобы по чертежам журнала «Юный техник» из куска автомобильной камеры склеить маску для подводного плавания. На её остекление пришлось пожертвовать основание чернильного прибора из оргстекла. На дыхательную трубку пошли трубы старой раскладушки. Теперь подводный мир предстал перед глазами в необычных ракурсах, в мельчайших подробностях и во всех красках.
Ездили на Пышму и в район Богандинки. Асфальта на Ялуторовском тракте тогда никакого не было, зато вдоль насыпи железной дороги вела отличная гаревая тропинка. Гарь на неё сеялась из труб паровозов, которые тогда были единственной тягой на железной дороге и имели КПД 3-4 %. Огромные потери топлива выбрасывались в трубу в буквальном смысле этого слова.
Точно такая же гаревая дорожка шириной 45-50 см плавно петляла по небольшим возвышениям и ложбинкам вдоль железной дороги на запад в сторону Свердловска. Как-то сосед Володя Гущин позвал на велосипедах по грибы за компанию. До грибных мест было 14-15 километров, но гладкий желобок тропы, непрерывное слежение за её причудливыми изгибами и приятное шуршание шин по гари делали поездку привлекательной. Деловые железнодорожные составы то и дело шли вдогонку и навстречу.
Володя, судя по всему, здесь бывал не в первый раз и, ведя велосипеды в руках, мы пошли по прозрачному берёзовому лесу на поиски грибного фарта. Постепенно наши пути разошлись и мы определяли друг друга только по голосу или велосипедному звонку.
По сравнению с Володей у меня ещё не было никакого опыта тихой охоты. И когда мы встретились, у Володи на багажнике стояла полная корзинка, а у меня едва прикрыто дно. Потом мне пояснили, что он знал этот участок леса и сознательно оставил меня одного, чтобы скрыть грибное место. Так поступают все тёртые грибники по отношению к неопытным. Они и кровному брату не откроют своё заветное место.
На подъезде к городу, видя моё огорчение, Володя предложил устроить в моей корзинке ложное дно из прутиков, а сверху его украсить собранными грибами. Так мы и сделали. Володя даже своих добавил. И во дворе было что показать на зависть любопытным соседям. Впрочем, на хорошую грибницу моих грибов вполне хватило.
В Е Л О С И П Е Д Н Ы Й Т Ю Н И Н Г
Каждый владелец старался модернизировать своего колёсного друга. Способов усовершенствования дорожного велосипеда (по-современному – тюнинга) был немного.
Перечислю нехитрые аксессуары советских времён.
Например, у каждого уважающего себя владельца велосипеда имелась фара и велогенератор (динамка). Рифлёное колёсико ротора прижималось пружиной к борту велопокрышки и при вращении вырабатывался ток. Обладатель такого комплекта казался себе почти мотоциклистом, хотя луч лампочки на 6 В на 2 Вт был, конечно, слабоват. Но пацаны от этой динамки балдели и соревновались, у кого фара лучше светит!
Очень хорош был для дальних поездок велосчётчик километража. Механический счётчик модели СЧ крепился на ось переднего колеса, а его поводок на спицу. Модель счётчика зависела от диаметра покрышки в дюймах и выбивалась на щёчке счётчика. При ударе поводка по лепестку на оси счётчика вал поворачивался на 1/5 оборота. Ёмкость счётчика составляла 9999,9 километров, после чего он обнулялся. Точность счётчика была исключительная, проверена на километровых отметках дорог.
Стильно смотрелся ручной тормоз башмачного типа, но для него требовалось сделать прорезь в переднем крыле. Резиновая колодка тормоза прижималась гибким тросом непосредственно к протектору шины сверху, что вызывало интенсивный износ как протектора так и тормозной колодки. Но этот тормоз в экстренных случаях действительно помогал
В буквальном смысле криком моды был оглушительный механический звонок с роликовым приводом от переднего колеса. Его громкий звон насмерть пугал пешеходов на пути велосипеда. Изготовление такого аксессуара не обошлось без активного содействия соседа Ивана, работавшего на заводе.
Однажды мне подфартило достать руль гоночного типа с рукоятками загнутыми вниз. Но поскольку передаточное отношение зубчаток осталось прежним, никакого выигрыша от этого я не получил. Да и езда в наклонённом положении не добавляла комфорта в дальних пробегах и вскоре я уступил гоночный руль знакомому.
З В Е Р Ь С М О Т О Р Ч И К О М
В машиностроительном техникуме на время первых летних каникул устроился электромонтажником автоматической телефонной станции в здании Главпочтамта. Занимался зачисткой, прозвонкой и распайкой жгутов к лепесткам шаговых искателей. Предварительно сдал начальнику участка практический экзамен по качеству пайки.
На заработанные деньги приобрел в магазине Спорттовары бензиновый двухтактный велодвигатель Д-4 только что появившийся в продаже. Он имел мощность 1 л.с. и разгонял собранный велоагрегат до 55 км/час. Это был уже не велосипед, а какой-то рычащий зверюга. Настоящий пожиратель пространств.
Увеличение скорости движения заставило оборудовать амортизаторами переднее колесо, поставить более комфортабельное седло. Требовалось найти способ натяжения ножной цепи независимо от моторной, освоить тонкости регулировки зажигания и карбюратора. Так закончились велосипедное детство и юность. Началась подготовка к переходу на мотоцикл. Но это уже другая тема и другой рассказ.
Александр Соханский,
март 2023 г.
П Р И М Е Ч А Н И Е
* Чёрнобелые фотоснимки тонированы в программе ACDSeePro
Свидетельство о публикации №223032600351