Рабство или свобода
«Человек – раб своих привычек»
«Нет большего рабства, чем стремление к свободе»
«В чём сила, брат? – В правде! Но правда у каждого своя»
«Законы не выравнивают права, они только заставляют сильных становиться ещё и хитрыми».
Так же, как и всё в мире, два эти понятия – относительны. Все мы видели картинки, где рабы передвигаются в колодках или кандалах, но чаще всего попадают в них те, кто стремился к безграничной свободе. Большинство же других рабов, даже если они так называются, свобод в неволе могут иметь больше, чем на свободе. Потому что на свободе ты сам отвечаешь за себя, сам должен обеспечить себя жильём, одеждой, едой – за которые идёт постоянная борьба. В рабстве же, этим тебя обеспечивает хозяин, по какой-то причине более легко всё это добывающий.
Безнравственно ли быть рабом? На этот вопрос можно ответить только тогда, когда вы сможете ответить на вопрос – что такое нравственность. Увы, ответы на такие вопросы обычно столь расплывчаты, что никогда не приблизят вас к истине.
Любое живое существо, так же как и человек, всегда от чего-нибудь, или от кого-нибудь зависит. И очень часто такую зависимость называют рабством. Но ведь, пребывая в таком рабстве, вы тоже являетесь рабовладельцем, потому что от вас тоже кто-нибудь зависит.
К подобному «рабству» ведёт неумение найти свою нишу в обществе, приносящую тот или иной доход. Раньше в ходу были теории о расовом или национальном превосходстве, о каких-то особых качествах отдельных людей, и люди достигшие того или иного успеха такие теории старались поддерживать.
Увы, всё объясняется проще. Успеха добивается тот, кто с детства привык бороться (за власть, хлеб, женщин…) причём бороться, не нарушая основного общественного закона – не убий! Все остальные – набить морду, оскорбить, дать взятку – это всего лишь борьба за существование. Приравнивая эти способы к убийству, мы и его относим к «праву», обычному законоприемлемому акту, разрешая сильным его использовать в борьбе.
Нынешняя генетика добилась больших результатов, но до сих пор не может найти гены воров, убийц, насильников, маньяков, гены глупости и умности, гениальности и посредственности, гены руководителей и подчинённых. Нет таких генов, а все эти различия появляются в процессе общественного и семейного воспитания и самовоспитания. Бывает зависящего от нескольких поколений, приобретённой, но не генетической наследственности. Гены могут дать только предрасположенность, в виде более тонкого слуха, цветового ощущения, повышенного обоняния, в виде более активной работы той или иной эндокринной железы и прочее.
Несмотря на это, итог воспитания может быть непредсказуемым, так он зависит от многих причин, часто невидимых и не поддающихся анализу, что и обусловливает существование законов.
Отношение к рабству и свободе тоже не могут быть программно- генетическими, и тоже являются элементами воспитания и само-воспитания, куда входит и идеология (государственная, этническая, коллективная, семейная…) Говоря о идеологии, мы обычно имеем ввиду государственную, но главное значение имеет общественная. Легко внушаемое общество может настроить себя на любую идеологию, и пользуясь обратной связью внушить и своему руководителю соответствующие поведение (короля делает свита). Вспомните с каким воодушевлением, песнями и плясками, шли немецкие граждане на войну – что в первую мировую, что во вторую. И как потом ровными рядами укладывались пулемётчиками в горы трупов больше метра высотой. «Пулемёты, иногда стоящие через двадцать метров, взрывались от перегрева, пулемётчики сходили с ума – а люди всё шли и шли». Это война не наций а идеологий, направленных на самоуничтожение.
Общественное мнение – это четвёртая власть, которая так же как и любая другая власть, может быть здоровой и больной. Если коэффициент непосредственного общения очень слаб (заменён опосредованным общением – СМИ) то общественное мнение здоровым быть не может, и обратная связь с исполнительной властью нарушается. По законам эволюции в такие моменты возникает хаос (анархия) в котором восстанавливается элемент непосредственного общения.
Здесь я не рассматриваю случаи, когда рабов специально захватывают (закабаляют) для тяжёлой работы, как это было в Древней Греции, построившей свою демократию на рабском труде медных рудников, да и в других государствах (начиная с 4 тысячелетия до н.э. вся европа усеяна рудниками, в которых часто трудились дети, т.к. шахты для взрослых были слишком малы). Да и сейчас в мире насчитывается свыше 50 млн. рабов, не менее половины которых захвачены силой или запуганы, а остальные так воспитаны.
Значит ли это, что смерть для них более желательна? Нет, т.к. надежда на освобождение имеется всегда, а потом, вслед за надеждой приходит и привычка. В животном мире так же. Если вы посадите в клетку взрослую особь, она предпочтёт умереть, отказываясь от пищи. А если приучите к клетке с детства, то она будет считать вас своим благодетелем, а может и родителем.
Помните фотографии сталинских времён? Там практически нигде нет поколения старше сорока лет – на всех только молодёжь, которая через тридцать- сорок лет (если переживёт войну) вспомнит об этом времени – как самом счастливом, даже если родители оказались «врагами народа». Почему? Потому что, не обладая опытом выживания в старой системе, молодёжь полностью зависела от новой власти, была вскормлена этой властью, и явилась предковой формой всей социалистической системы. Вот эта изоляция от старшего поколения, от своих традиций и своей культуры - и может быть расценена как идеологическое рабство.
Свидетельство о публикации №223032600354