Театральный эпизод

Любите ли вы театр? Зиночка к театру была равнодушна. В студенческие годы они с подругами ходили в драмтеатр,смотрели музыкальные комедии, но ей ,выросшей в деревне ,где на фоне природы текла простая, естественная жизнь, действия актёров казались  фальшивыми, голоса слишком экзальтированными. Но она любила литературу, и когда изучала статью Белинского ,которая начиналась  словами:"Любите ли вы театр так, как люблю его я?", или слушала монолог актрисы Дорониной в фильме "Старшая сестра с этими же словами ,испытывала чувство неловкости от своей несостоятельности в этой области.

Закончив институт, Зиночка по распределению  стала работать в школе с самыми высокими намерениями "сеять разумное, доброе, вечное".Но была поражена, что это не находило отклика у  учеников , которые не разделяли её преклонения перед классикой,  и надо было пол-урока  потратить на восстановление дисциплины. Замечания со стороны завучей сыпались на неё постоянно. Зина была в отчаянии! Уйти?  Ну уж нет!
 
Год пролетел как в тумане. Все свои обиды, слёзы несла Зина подруге, которая пришла вместе с ней в эту школу. Девчонки вместе разбирали каждую ситуацию, каждое замечание. Становилось легче, и на следующий день Зина с улыбкой входила в класс. И как-то пропустила тот момент, когда  стали внимательно слушать её, улыбаться в ответ. Она уже знала, на кого можно прикрикнуть , на кого просто посмотреть, кому сказать ласковое слово.

А на второй год случилось неприятное: Зину заставили вести театральный кружок. Она отнекивалась, чуть не плакала, просила дать что-нибудь другое .  Но никто не хотел браться за театр, Зиночке коротко сказали:"Надо!" Повздыхав, с врождённой добросовестностью взялась Зиночка за это дело.  Сценарий написала сама по повести Распутина "Пожар", решив, что заодно старшеклассники прочитают  произведение . Ребята согласились играть. Умница Игорь взялся за роль Ивана Петровича, Вика стала Алёной, Вася- Афоней  Бронниковым, другие- " архаровцами".  Репетировали по вечерам или после уроков. Им было интересно, весело быть вместе. Столько шуток, взрывов хохота Зина не слышала со времён студенчества. И ей было хорошо с ними.

Но мучило её , что она не может подсказать ребятам, как встать на сцене, с какой интонацией произнести слова. Всё было в сто раз хуже, чем в настоящем театре.  И главная мысль, которую она пыталась донести в спектакле: почему в жизни так просторно для горя и страданий и так тесно для любви и счастья- не звучала никак. Спектакль поставили на школьной сцене и провалили с треском.  Хохотали в зале зрители,  как будто смотрели комедию, а не серьёзную драму, ухмылялись коллеги. Зиночка успокаивала своих"артистов", а сама была в отчаянии, потом рыдала у подруги:"Какой позор! Я же говорила , что не умею, не понимаю. И сценариста из меня не получится. Я бездарна безнадёжно! Что  делать? Ведь на  носу  смотр школьных театров! "

На следующий день в учительской к опухшей от слёз Зиночке подошла Вера Павловна:"А давай вместе сделаем спектакль. Я ведь вела театральную студию , давно, правда, это было... "  Зина молча, благодарно смотрела на неё.   Маленькая, сухонькая , с невыразительным лицом. На носу  старомодные очки, на голове светлые , с проседью, кудряшки. Она казалась Зине  такой старой ,хотя, как оказалось, ей было чуть за пятьдесят. Но юным кажутся старыми все, кому за сорок! "Спасибо!"- почти прошептала Зина.
 
Вера Павловна  уже не раз подходила к Зиночке с советами ,как вести тот или иной урок, как поступить в той или иной ситуации. И вот сейчас опять... Тёплое чувство признательности охватило Зину. Она была у Веры Павловны на уроках, удивлялась, как она работает в одном из самых неуправляемых классов, из которого многие учителя выбегали со слезами. Вера Павловна даже на ёрничание отпетого хулигана Ваньки Петрова  отвечала не руганью, не замечанием, а так, как будто это на самом деле происходит , серьёзным тоном, не улыбаясь. Видя  такую реакцию, ученики не смеялись, а Ванька терялся от того, что спектакль не удался, и замолкал до конца урока.  А как она вела урок! Зина слушала её, открыв рот, как и ученики. Это было мастерство, которому учиться и учиться!

Вера Павловна предложила поставить сцену из "Ревизора" Гоголя тем же составом:"Пьесу ребята знают ,времени у нас мало, но, думаю, осилим к конкурсу". И работа закипела по новой. Ребята с энтузиазмом репетировали известный эпизод хвастовства Хлестакова, а Зиночка стала иногда пропускать репетиции с согласия Веры Павловны, которая знала причину этих пропусков и сама отпускала её...

Как-то Зина заметила, что, когда она после урока спускается  по лестнице, у перил стоит мужчина, который пристально смотрит на неё. Сначала  она не обращала внимания на него, занятая своими проблемами. Потом спросила , кто это. "Тренер,- сказала подруга,- ждёт ребят на тренировки." А видя, как он смотрит на неё, чувствовала, как подпрыгивает у неё сердце и краснела, торопливо проходя мимо. Он всё стоял и стоял у перил, а однажды пришёл с цветами и вручил Зиночке. Так они познакомились. Вот и уходила Зина на свидания.

Но последние репетиции была рядом с Верой Павловной, удивляясь ей до немоты.  На неё саму было смотреть занятно. Вот она показывает голосом , как говорит Хлестаков,  потом изображает его пьяным . Смеются все до колик. Вот она становится на колени, подкорачивая платье барышне, вот вместе со всеми  почти ползает по полу , устанавливая немудрящие декорации. Кудряшки растрепались, очки съехали набок. Красная, потная. Но никто не обращает внимание на это. Они как единое целое, заняты общим делом. И, забыв о своей нелюбви к делам театральным, Зиночка  хлопочет вместе с Верой Павловной, радуется игре учеников.

Они  сыграли свой спектакль на конкурсе. Призовое место не заняли, но получили сертификат участников. И после долго не расходились, пили чай, возбуждённо обсуждая   своё и чужие выступления. Зиночка смотрела на Веру Павловну восхищёнными глазами, благодарная за всё :советы, внимание , уроки доброжелательности, за бескорыстную помощь...

Зиночка вышла замуж , уехала в другой город. Но оглядываясь назад, с улыбкой вспоминая этот театральный эпизод, вспоминает и Веру Павловну, которая помогла ей утвердиться в профессии ,не бросить школу. Зинаида Ивановна , набираясь опыта, всё больше понимала значимость таких людей, незвёздных, скромных тружеников школьного образования, понимала, что именно в них смысл учительства.


Рецензии