Первый раз в Туманном Альбионе

Мне приснилось небо Лондона…
Земфира «Небо Лондона»

Волею судеб в декабре 2006 г., под самое Рождество, забросила меня судьба в Англию. Это была моя первая поездка на родину парламентаризма. Впечатления столь сильны, что так и просятся на бумагу. Надо сказать, что официальной целью поездки была некая научная конференция, которая проходила в Ноттингеме, что само по себе уже интриговало. Однако надо признаться, я этой конференции придавал второстепенное значение – главное увидеть Лондон, хотя бы ненадолго пропитаться духом этого удивительного города!
Шасси коснулись земли… Мы прилетели. Всемирно известный самый крупный европейский аэропорт Хитроу встретил нас знаменитым туманом. Самолет немного прокатившись по взлетно-посадочной полосе замер. Пилот пробурчал что-то вроде того, что он просит прощения, но куда дальше ехать он не знает, так как там, где положено занято, а туда, куда не положено, он ехать не может, да и вообще туман, знаете ли…
Действительно, создавалось такое ощущение, что мы просто-напросто заблудились в густом тумане. Самолет то куда-то ехал, то снова останавливался. В иллюминаторе раз за разом показывались уже виденные нами не раз строения аэропорта. «Гаррису  и  самому это начало казаться странным. Но он держался стойко, пока  компания  не  прошла  мимо валявшейся на земле половины пышки, которую Гаррисов  родственник,  по  его словам, видел на этом самом месте семь минут тому назад. » Ситуацию, видимо, исправить было невозможно. И во время очередной вынужденной остановки к самолёту подкатил трап и автобус, который доставил нас в один из терминалов этого поистине огромного аэропорта.
Зал выдачи багажа поверг меня в шок – повсюду лежали всевозможных цветов и размеров тюки, чемоданы, рюкзаки, спортивные сумки. Между ними было просто тяжело ходить, учитывая ту массу людей, которая была в зале. С большим трудом я смог найти конвейер, на котором крутились вещи из нашего самолёта. Взявши свои сумки и чемоданы (на конференцию я летел с тремя своими приятелями) мы отправились в лондонскую подземку. Нам предстояло проделать путь до станции Виктория, на которой находилась забронированная нами гостиница.
Мы купили в кассе по билету (вообще не дешевое удовольствие) и перед нами предстала старейшая в мире лондонская подземка. Вид, скажу я вам, ниже среднего. Станции выглядят убого, неуютно. Поезда, правда, довольно комфортные. Из-за того, что раньше разные ветки метро принадлежали разным компаниям, линии метро местами просто дублируют друг друга. Для лондонской подземки также характерно разветвление одной линии на несколько. Приходилось все время держать ухо востро, чтобы не сесть в не тот поезд или не проехать мимо нужной остановки – выражались местные дикторы в метро в большинстве своем на прескверном английском языке. В общем, удовольствия от всемирно известной лондонской подземки я никакого не испытал. Одно могу сказать – она действительно огромная!
На Станции Виктория мы, наконец, выбрались наружу. Пред нами предстал Лондон…..
В глаза сразу бросились три вещи: огромное количество народа на улице (была пятница), машины, едущие в другую сторону, невозможность понять название улицы, на которой мы очутились. Начну с последнего. После недели в Англии могу сказать смело: дорожные указатели – это национальная английская трагедия. Названия улиц на домах висят в самых темных углах, написаны они довольно мелким шрифтом таким цветом, чтобы надпись сливалась с цветом таблички. Так что пользоваться ими исключительно «удобно». Схожая ситуация и с указателями на дорогах. Что послужило тому причиной мне выяснить так и не удалось.
То, что в Англии правостороннее движение – факт, известный, я смею надеяться, очень многим. Но как с этим жить – понять нельзя. Все нормально до тех пор, пока не надо переходить дорогу. Только ступаешь на край тротуара, как сразу же автоматически поворачиваешь голову не в ту сторону, понимаешь, что не прав, и начинаешь бессмысленно крутить головой во все стороны света, абсолютно потеряв ориентацию в пространстве. Умные англичане, видимо, подметили эту особенность поведения иноземцев и стали в местах перехода прямо на асфальте писать в какую сторону надо смотреть – помогает. Но тут возникает две проблемы: во-первых, не всегда есть время посмотреть вниз, а во-вторых, не все быстро разбираются с тем, где право, а где лево. Я испытывал постоянный прилив адреналина при переходе дороги – здорово придумано, дешево и сердито.
Даром терять время не хотелось совсем, поэтому, бросив вещи в гостинице, мы отправились гулять. Основная идея первой прогулки по вечерне-ночному Лондону состояла в ознакомлении с местными сортами пива в пабах – Англия ведь, как ни как. Тут мы потерпели сокрушительное поражение, но погуляли на славу. Но по порядку.
В районе Виктория Стейшн мы нашли один паб, в котором все места уже были заняты, а кухня закрыта. Так как мы вдобавок были голодны, то этот вариант нас категорически не устроил. Попытка найти что-то питейно-съедобное поблизости не удалась. Мы начинали расстраиваться, что усугублялось исчезновением народа с улиц британской столицы. Наша компания разделилась. Одна часть решила отправиться в гостиницу спать, выказав тем самым свое глубочайшее презрение подходу лондонцев к встрече шаббата, а мы с приятелем, узнав, что существует магический квартал Лестер Сквер, где всё открыто и полным-полно народа, решили туда непременно дойти, чтобы всё увидеть своими глазами.
Путь наш был довольно долгим. Сначала мы шли по маленьким узким плохо освещенным улочкам, на одной из которых мы совершенно случайно обнаружили новое здание знаменитого Скотленд Ярда. Меня все время не покидало ощущение, что в особняках, мимо которых мы проходили, вершилась история Европы и мира на протяжении многих веков – было жутковато. Вдруг мы непонятно каким образом очутились напротив Биг Бена, который очень величественно смотрелся на фоне темного Лондона, повернув налево, мы в скором времени прошли мимо резиденции премьер-министра на Даунинг стрит (улица эта состоит ровно из собственно здания резиденции). Мы продолжали наш путь по Парламент стрит, плавно перешедшей в Уайтхолл стрит. На этих улицах мне запомнились небольшие колонны и разного рода памятники, стоявшие прямо по середине улицы, служившие в каком-то смысле разделителями проезжей части.
Минут через 10 мы оказались на Трафальгарской площади, которую невозможно было не узнать по Нельсоновской колонне. Как и все в Лондоне, площадь выглядела величественно, колонна казалась огромной с небольшой статуей великого адмирала на ней. Строго-изящное здание Национальной галереи, стоящее чуть позади колонны, придает этому месту дополнительную торжественность – по крайней мере так это воспринял я.
Собственно, уже от Трафальгарской площади начинается район, сердцем которого является та самая Лестер сквер, а заканчивается он знаменитой Пиккадилли Серказ. Как только мы с моим другом перешагнули невидимую границу этого магического места, как сразу окунулись в другой мир. Англо саксы куда-то исчезли, уступив место полинезийцам, африканцам, азиатам и много кому ещё. Они ходили в огромных количествах, предлагали тебе девушек, наркотики, проход в клубы, а может и чего-то ещё, чего мы из-за их акцента не понимали. Мы с другом с удовольствием прогуливались по этому кварталу, наблюдая за царящим вокруг Вавилоном. В клуб нам не хотелось, а вот пива мы бы попили с удовольствием. Но не тут-то было. Все пабы уже были закрыты (напоминаю, это все происходило в пятницу вечером накануне Рождества). Так что, обойдя весь квартал, полюбовавшись восхитительным видом Пиккадилли ночью, мы нашли кафе и сели там, надеясь выпить уже хоть чего-нибудь. И опять не вышло – в Лондоне запрещено распитие спиртного после какого-то определенного времени, разве что в клубах. Ярким подтверждением этому послужил арест лондонскими «бобби» двух молодых людей с бутылками пива, произошедший прямо на наших глазах.
Посидев в кафе, утолив голод, мы решили отправиться назад в гостиницу. Пешком весь путь идти не хотелось, и мы поймали кэб… Тут стоит остановиться подробнее, так как один вид городского транспорта я уже описал, то осталось описать еще 2 – это такси или кэб, а также знаменитые лондонские автобусы, большая часть которых двухэтажные. Итак, лондонские кэбы – внешне они мне очень нравятся, так как сделаны в стиле машин 50-х 60-х годов прошлого века – настоящие олтаймеры. Внутри они отличаются интересной посадкой. Она нам не привычна. Там сиденья располагаются друг напротив друга. В общем мы получили удовольствие, хотя оно и не из дешёвых.
Даблдэккеры, или двухэтажные лондонские автобусы – это не менее приятное для глаз зрелище как снаружи, так и внутри. Мы однажды прокатились в таком по Лондону на втором этаже. У нас все время было ощущение, что автобус едет по городу, сметая все на своем пути, так как со второго этажа сложно правильно оценить расстояние, особенно на довольно большой скорости, с которой передвигаются эти автобусы по британской столице.

На следующий день, позавтракав настоящим английским завтраком, мы пошли гулять. Меня сразу поразило, что суперсовременные офисные здания стоят прямо рядом со старыми строениями викторианской и прочих эпох. Интересно, что все эти суперсовременные здания построены в одном стиле – много стекла и мало бетона (я где-то читал, что стекло – это новая тенденция в развитии современной архитектуры, суда по Лондону похоже на правду). Не могу сказать, что это наиболее привлекательная черта города. Но как есть…
 Первым пунктом нашей программы было знакомство (хотя бы внешнее) с резиденцией королевы Великобритании. По пути мы наткнулись на замечательную надпись на русском языке, говорящую о продаже элитной недвижимости в Лондоне – я сразу же ощутил прилив гордости за Россию.
Итак о Букингемском дворце. Должен вам сказать, что это очень английское сооружение с присущей английской архитектуре одновременной величественностью и строгостью – ничего лишнего. В общем большое здание в британском стиле, где живет королевская семья. Мне запомнились охранники сего сооружения, точнее не они сами, а манера с которой они несут караул на вверенном им объекте. Постараюсь это действо описать: 2 охранника находятся с разных сторон внутренних ворот дворца. Сначала они со своих стартовых позиций расходятся в разные стороны, высоко задирая ноги, держа винтовки как обычно их держат на парадах. Дойдя до заранее известной точки, стражники начинают разворачиваться, что называется во фронт. И это по-настоящему забавное зрелище. Оставляя пятки сведенными вместе, широко растопырив носки они начинают медленно поворачиваться на полусогнутых ногах, как бы слегка приседая, оружие по-прежнему держа как на параде. Это зрелище достойно того, чтобы его посмотреть. Совершив таким образом разворот на 90 градусов, стражники останавливаются, приставляя ногу к ноге, занимая стойку «смирно». В таком положении они остаются какое-то время, а потом вся история повторяется в обратном порядке.
Насмотревшись вдоволь на это зрелище, мы решили пойти в сторону здания британского парламента. Путь наш лежал через Сент Джеймс Парк. Очень приятное место в самом центре Лондона – он начинается прямо от Букингемского дворца. Ну не без английской чопорности, конечно. По парку бегали совсем ручные белки, вокруг летали какие-то птицы, я слишком далек от орнитологии, чтобы суметь определить, как они называются. Все в парке было в высшей степени правильно и по-английски. Что значит «правильно» объяснить невозможно. Правильно – и всё.
Нет смысла описывать как выглядит Дом Парламента и Биг Бен – есть миллион фотографий. Я одно скажу: Парламентская площадь днем – бесспорно величественное зрелище. Биг Бен и Дом Парламента, а также всё, что их окружает, заставляет тебя сразу же понять, что ты находишься в сердце крупнейшей мировой державы, которая до сих пор не утратила сознания своего величия, хотя само оно, конечно, уже несколько померкло, а может просто слишком много пыли вокруг, почистить – и всё снова засияет?
Катастрофическая нехватка времени гнала нас дальше. Мы решили отправиться в Ковент гарден. Сначала наш путь лежал по набережной Темзы, что было очень интересно, но ветрено. Я, честно говоря, был рад, когда карта предписала нам свернуть влево. Там и ветра было меньше, и появились уютные кафешки, гостеприимством одной из них мы не преминули воспользоваться. Согревшись, мы отправились далее. Еще минут 15 ходу – и мы пришли. Ковент гарден – это такой своеобразный лондонский базар. Там находится масса магазинчиков с сувенирами, безделушками ручной работы, книгами и тому подобными вещами. Публику развлекают уличные артисты. В общем, со времен Иоанна Безземельного это место, по-видимому, не сильно изменилось. Мы там очень приятно провели время, покупая подарки, наблюдая за окружающими людьми и мастерством артистов.
Далее по плану у нас было пойти в район Лестер Сквер, чтобы посмотреть на нельсоновскую колонну, Пикадилли серказ, а заодно и пройтись по магазинам, которых в том районе в множестве, да и знаменитая в этом отношении Бонд стрит там рядом. Для меня это было уже вторым посещением этого района, но я не пожалел. Днем он выглядел совершенно по-другому – просто образец предрождественской Европы! Всюду стояли наряженные елки, работали карусели, откуда доносились смешивающиеся в одно крики радости и страха, нарядные люди веселою толпой ходили по улицам и магазинам. По виду они кардинально отличались от ночных обитателей этого района. Действительно было на что посмотреть. Мы разделились. Я где-то часа полтора, будучи предоставлен самому себе, побродил по улочкам этого квартала, пытаясь впитать в себя дух удивительного города.
Следующим пунктом нашей обширной программы было посещение дома Шерлока Холмса. Это просто замечательный музей. Ты попадаешь в настоящую квартиру со всеми ее атрибутами, даже есть специальные справочники, написанные самими жильцами – Холмсом и Ватсоном. Было безумно уютно – ощущение, что великий сыщик только что куда-то выбежал ненадолго и скоро придет, или он и вовсе переоделся и разыгрывает из себя служителя музея его имени, как это часто любил делать. В квартире на Бейкер стрит есть все, что так знакомо с детства по книгам Конан-Дойла и по блестящему фильму с  Ливановым и Соломиным в главных ролях.
После посещения знаменитой на весь мир квартиры очень хотелось запить увиденное настоящим английским элем. Мы отправились в паб. Это уникальное заведение – московские варианты английских пабов вроде напоминают свои прототипы, но есть что-то неуловимое, что невозможно скопировать. Во-первых, невозможно достичь того разнообразия элей, а во-вторых, атмосфера места неповторима.
После ужина в пабе мы отправились смотреть на Тауэр и одноименный мост. Было темно и мало что видно. Но то, что нам все же удалось разглядеть, представляло собой поистине величественное зрелище. Мы были впечатлены. На ум сразу пришли слова из учебников английского языка об истории сего сооружения и о том, что «thousands of prisoners were executed there» . По мосту мы тоже погуляли – это отдельное произведение искусства. На нем я чувствовал себя маленькой жалкой букашкой, случайно ветром заброшенной на подножье огромной горы, которую по-любому не преодолеть. Все-таки Великобритания – империя до мозга костей.
К Собору Св. Павла мы шли по ночному уже Лондону. Наш путь лежал через улицу им. Флота и улицу им. Пушки (fleet str. & cannon str.). По дороге нам встретился чумной столб, на котором по английскому обычаю было написано куча всего, но понять было почти ничего невозможно. Знаменитый собор выглядел ровно так, как на фотографиях в учебнике – грандиозно. Так как все еще было темно, и никто не собирался из-за нас отменять ночь, то мы в полной мере не смогли оценить всего великолепия творения сэра Кристофера Рена. Но и увиденного было вполне достаточно, что называется, для первого раза.
Так прошел этот безумно длинный день, а назавтра мы поехали в Ноттингем. Пока мы туда ехали, я все вспоминал Лондон и пришел к выводу – это великий город, но не мой, не лежит у меня к нему душа.

Ноттингем – еще одно место, знакомое с детства – город, в котором правил злобный шериф, всячески пытавшийся обидеть Робина Гуда. Мы там жили несколько дней, но погулять нам удалось лишь однажды в Boxing Day, день боксера, как мы его в шутку назвали (хотя на самом деле название происходит от английского слова «box» - коробка). Это следующий за Рождеством день, когда все рассматривают подарки, а также открываются все магазины с сумасшедшими скидками. Мы прошлись по старому городу. Были на Бродвее – который скорей похож на маленький переулок. Достопримечательностью этой абсолютно пустой улицы был огромный красный фонарь; прогулялись по кварталу магазинов; не прошли мимо и замка того самого шерифа, где посетили музей истории края, а также пили-ели в таверне «Trip to Jerusalem» (Путь в Иерусалим), которая, если верить преданию, ведет свою историю аж с 1189г. И находится прямо в стене замка. Я уж не знаю насколько это правда, но внутри было просто классно – добрая старая Англия, – жалко, конечно, что Робин со своими ребятами не зашел выпить с нами по пинте отличного английского эля местного производства. Но зато мы увидели как развлекается местная молодежь. В таверне была такая игра: на стене вбит железный крюк, а над ним на длинной цепи висит кольцо; надо взять кольцо и постараться с расстояния кинуть его так, чтобы оно наделось на этот самый крюк, по моим ощущениям после пинты-двух пива англичане готовы заниматься этим, безусловно высокоинтеллектуальным, занятием в течение многих часов подряд. Ну что ж, как говорится, чем больше в армии «дубов», тем крепче наша оборона. А оборона империи ох как крепка…



декабрь 2006 – февраль 2008


Рецензии