Настоящее становится прошлым. Терпилы

                "...Убери назад наган откопанный,
                И без нас здесь могут убивать;
                Ты, Россия, начисто обобрана,
                Даже неудобно воровать.

                Без претензий на эффект пророчества,
                Просто ложь в молчаньи не терплю,
                Родине, шалаве, крикнуть хочется -
                Ты же - б…ь, но я тебя люблю!..."
                (Из песни Ефрема Амиранова "Новая Мурка")

Московская квартира. Март 2023 год.

- Папа, вчера Сёмка прислал странное сообщение.
- Что у твоего братца, этого предателя Родины, приключилось странного? Он замёрз зимой в своей Германии и просится назад?
- Он написал, что в интернете прошёл слух, будто у нас будут всех тех, кто общается с иностранцами из Европы и Америки, причислять к инагентам и наказывать. Может мы, пока нет ясности, не станем переписываться и общаться с ним по «скайпу»?
- Не морочь мне голову, такое же было у нас и больше не может повториться.

Случилось это, помнится, в 1952 году. Мне тогда семь лет было. В то время я с родителями жил в небольшой комнате многонаселённой коммунальной квартиры. Дед твой, как ты знаешь, работал шофёром на грузовике и часто из рейса возвращался домой уже за полночь. Я ложился вечером спать с мамой на родительскую большую кровать и там засыпал. Когда отец ночью приходил, то переносил меня, спящего, на оттоманку.
В тот вечер мама была чем-то очень расстроена и сказала, что ложиться пока не будет, а станет дожидаться отца. Мне пришлось одному засыпать на своём месте. Я проснулся среди ночи; горела настольная лампа на письменном столе, тускло освещая комнату.
Мама с отцом сидели за круглым обеденным столом. Отец, обычно снимавший свои рабочие сапоги у дверей, теперь был в них. Перед родителями, на столе, лежал почтовый конверт. В руках у отца был лист бумаги.
Глубоко вздохнув, папа тихо произнёс:
- А ты его знала?
- Считай, что и нет — ответила мама, — помню лишь, когда была совсем маленькой, это ещё на Украине, к нам в местечко приезжал из Харькова дядя Фима. Говорили, что он троюродный брат отца и приезжал попрощаться перед отъездом в Палестину.
- Но письмо-то это из Америки. Да, Ефим Коган. Наверно это и есть твой дядя. Он пишет, что хотел бы с нами общаться письмами. Ты понимаешь, что это может быть провокацией?
- А если нет, и это действительно он?
- Это ещё страшнее. А когда ты письмо достала из почтового ящика?
- Так я и не доставала.  Письмо принёс Карим, наш дворник. Он сказал, что увидел необычный конверт у почтальона, и чтобы тот не бросал письмо в общий, квартирный почтовый ящик, соседи всякие есть, зачем всем знать такое, отдал его мне в руки. Я дала ему рубль за это. Так что же нам делать?
- Ох, знал бы я, что у тебя есть родственники за границей, ни за что бы, не женился — поцеловав мамину руку, отец продолжил, — что делать, что делать? Ничего не делать. Письмо сожгу сейчас. А если вызовут тебя, говори, что ничего не знаешь, родственников у тебя никаких заграничных нет.
- Куда вызовут? Да я от страха сразу умру. Николая Фёдоровича, с моей работы, за брата, живущего в Бельгии, арестовали в 38 году.

Миша, внимательно слушавший отца, заметил:
- Но ничего же не случилось.
- Случилось. Но об этом я узнал, когда был уже взрослым.
Возможно, кто-то всё же «настучал» или власти взяли паузу, чтобы посмотреть на реакцию родителей на это письмо. Маму, через три дня, вызвали в райком партии. Твоя бабушка была ведь коммунисткой ещё с довоенных времён. Там на неё кричали, обвиняя в том, что она скрыла от партии наличие родственника в США. Маму продержали там весь день. Она написала заявление, что никаких родственников и знакомых за рубежом у неё не было, нет и никогда не будет. Мама, после того райкома, очень долго болела. Думали, что не выживет.
Ну, а вскоре, и Сталина в мавзолей свезли, и как-то всё успокоилось. Немножко.

- Ой, отец, ну, не верю я, что может у нас такое теперь начаться, чтобы за общение с родственником, живущим вне страны, сажали в тюрьму.
- Мишка, сынок, может он, твой братец, Сёмка, не такой уж и мишугене**, что в 2014 году уехал в свою Германию. Может это как раз, ты идиот, и я, поверивший тебе? Когда я тебе говорил что нужно и нам ехать, ты ответил, что у нас будет очень быстро всё хорошо. Я остался, чтобы увидеть это вблизи. И где оно, твоё «быстро»? Я уже не спрашиваю, где это твоё «хорошо»? Ты же мне рассказывал, что мы будем купаться в счастье. Миша, мне хотелось тебе тогда ещё сказать, что ты-то не утонешь, а вот мне, который только ради тебя здесь, уже не выплыть.

Когда Анатолий Чубайс съехал, я тебе сказал. Ну, что?
Помнишь, что ты мне ответил? Мол, рассосётся. Так ты мне теперь скажи, мы уже рассосали или ещё...?

Миша сидел на стуле ровно, сопел и громко молчал в ответ.

Через минуту он заговорил:
- Папа, так что нам делать с Сёмкой?
- Что делать, что делать? Пусть он живёт. Говоря это, старик сделал ударение на «он», при этом безнадёжно махнул рукой. Но тут же, с пафосом в голосе, прибавил — Миша, сынок, не забывай, что здесь наша Родина. Она даёт нам силы. Дома и стены помогают — и сделав паузу, закончил — даже тюремные.

А все эти Сёмкины разговоры, просто вражеская пропаганда.
Сёмка, в прошлый раз, когда мы с ним общались по «скайпу», «вешал мне лапшу на уши», что, мол, даже из Канады к ним массово переселяются.
- Папа, это же он говорил о канадских гусях с чёрными шеями. И переселяются они в Европу из-за потепления климата на земле...
- Ну, я же и говорю, что пропаганда. Пускай враги клевещут...

* Терпила - жарг., пренебр. слабый человек, не способный постоять за себя, потерпевший.
**мишугене – на языке идиш - глупенький.

Фото автора.


Рецензии
Глупость несусветная, для доверчивых терпил. )))Просто ОДИН фактик, из творения: ЗАЧЕМ нужны были какие-то доносы от соседей, про полученное письмо, если почта - государственная, и любое письмо легко контролировалось? Выходит, госслужбы проморгали, а бдительные граждане помогли найти "шпиёнофф". Самому не смешно? )))) Деццкий сад. -7!

Николай Пащенко   07.05.2023 16:06     Заявить о нарушении
Глупость, Николай, это написать подобную глупость тому, кто был участником тех событий.
Ну, а это уж от интеллигентности читателя.
Я, например, никогда не позволю себе высказаться по самому факту описываемому в прочитанном произведении, даже и Вашем, потому, что я там не присутствовал. У каждого человека, даже наверно и у Вас, свой жизненный опыт. и читателю нужно ему доверится.
Вот такое моё мнение.
А хамство, оно никого не красит. Вот такой у меня получился Вам, Уважаемый Николай, ответ.

Эгрант   07.05.2023 17:50   Заявить о нарушении
Николай, спасибо Вам за рецензию. Действительно, рассказ оказался понятен не всем, поэтому я чуть изменил его.
Теперь будет, наверно, понятней любому.


Эгрант   08.05.2023 08:26   Заявить о нарушении
Если что-то и заменили - хорошо, посмотрю. А вот читать рецензии надо внимательнее, да и голову включать, при этом. Я же пояснил, почему "глупость". Прочтите ещё раз. Не имею привычки давать оценки БЕЗ обоснования. обоснование присутствует. Поэтому можно было возразить не "ваще" (как у вас), а по конкретному обоснованию. Но возразить, похоже, было трудно. )))Кстати, я, лично, всегда бываю благодарен читателям, если они находят у меня ошибки... А насчёт "понимания-непонимания" я давно сказал: "Если ты не владеешь мыслью, ждать понимания - наглость"(с)я.))) ...так, к слову.
И ещё, к слову: "Половина обид - от непонимания. Другая половина - от понимания ...того, что это справедливо"(с)я, давно. ))))

Николай Пащенко   08.05.2023 11:31   Заявить о нарушении
да каие могут быть обиды?
Просто можно писать замечания не хамя. И опять же, на сайте уже знают вашу хамскую манеру общения, поэтому и не обижаюсь.

Эгрант   08.05.2023 11:41   Заявить о нарушении
А вот оборот "Ох, знал бы я, что у тебя есть родственники за границей, ни за что бы, не женился — поцеловав мамину руку, отец продолжил..."(с) - прекрасен, по своей литературной сущности: и юмор, и подтекст...
...и причём здесь гуси? ))))))) Рекомендую автору, при нагнетании страстей, опираться не на пришей кобыле хвост из "38 года", а на вполне реальное четвертование, так любимое в благословенной Европе в средние века. "У каждого времени свои жестокости..."(с)я, давно. )))))) ...как там у Сёмки с инфляцией? )))) вспоминает забытое? ))))

Николай Пащенко   08.05.2023 11:44   Заявить о нарушении
Эгрант, "не обижаетесь", якобы, потому, что не полный дурак. "Степень обидчивости обратно пропорциональна уровню интеллекта"(с)я, давно. А вот ваше "весь сайт" повеселило. Открою секрет: здесь и умные встречаются. А вот "хамства", кстати (это для невнимательных) НИКАКОГО не было! Да-да! Ибо "глупость"(с) - это, очевидно для умных, про СКАЗАННОЕ, а НЕ про автора. Как ни странно: "Рассуждайте только о том, что хорошо знаете - и вы никогда не скажете глупость"(с) - сей завет касается ВСЕХ (себя не исключаю). "Не зазорно сказать глупость, зазорно в ней упорствовать"(с)я,давно. Рекомендую прислушаться, я стараюсь об этом помнить, ибо тоже, как и все, могу чёнить брякнуть... ))))

Николай Пащенко   08.05.2023 12:00   Заявить о нарушении
Я не судья и не психиатор(хотя по профессии имею к этому отношение), чтобы определять умный человек или не очень. Могу лишь судить по высказываниям. И исправление в рассказе сделал именно для людей не слишком развитых. За это Вам, Николай, огромное спосибо! Это мой недочёт, поскольку, как я уже писал, рассчитаны были на аудитурию неглупую и с чувством юмора. Теперь буду писать попроще, чтобы до каждого доходило. То, что в в последнем своем ответе не использовали хамские обороты, приятно. Уважаю!
Ведь оно как, если человек тебе сделает замечание по делу и при этом не обхамит, совсем другое удовольствие, чем это сделют по хамски. Да и Вам, наверно, так же.

А вы действительно не поняли "...и причём здесь гуси?"? Или прикололись? Или Вы это выделили, потому, что поняли и оценили?

В любом случае буду рад и впередь получать ваши замечания и на другие мои рассказы. Но в приятной форме.

Эгрант   08.05.2023 12:55   Заявить о нарушении
Увидел изречение, которе прочёл в резюме у одного Человека с Прозы.ру. Возможно Вы его и знаете.
"Если вы не поняли фразу - она не обязательно плоха. Может, вы её просто не поняли?"(с)я.

Эгрант   08.05.2023 13:13   Заявить о нарушении
Эгрант, я вовсе, априори, не считаю, что я прав. Наоборот, я всегда считаю, что дискуссия - это борьба аргументов, а не оценок (мнений). Ещё раз: я отметил ОДИН факт в творении, что ЯВНО производил впечатление непродуманного. На что и указал, назвав "глупостью". Судя по приведённому обоснованию, имел право. Про гусей я, конечно, всё понял (природа соображением не обделила!), но почему не улыбнуться на ЯВНУЮ натяжку? а натяжка, пусть и смешная, была: вряд ли отец проявил такую полную несообразительность (зачёркнуто) невнимательность к очевидному тексту... )))) Понятно, ЧТО вы хотели ЭТИМ сказать, но получилось то, что получилось: несообразительный папа!)))) Писать вы умеете, но, в данном случае, внутренний политический заказ перешёл границы достоверности, что было за километр заметно!))))) политика - это не ваше, искренне говорю. ))))
И последнее: да, вы правильно поняли мою фразу про "не поняли фразу", но вот уместность её применения вами, в данном контексте, вызывает сомнения. Ибо НЕТ убедительных доказательств (а не вашего просвещённого мнения, которое только мнением и остаётся), что кто-то вас не понял. Вы про аргументы не побеспокоились...)))Удачи!

Николай Пащенко   08.05.2023 15:29   Заявить о нарушении
Николай, благодаря Вашей помощи, мой рассказ занял в конкурсе первое место!

Эгрант   14.05.2023 12:06   Заявить о нарушении
Эгрант, просто я глупостей не пишу, и не пишу отзывы на глупости. Что не исключает, в заметном, в целом, произведении, находить ОТДЕЛЬНЫЕ глупости, как в данном случае. Повторюсь: писать вы умеете, так что не удивительна награда. А потом и не секрет, что у меня врагов здесь больше, чем сторонников ("Талантливых без врагов не бывает"(с)я, давно), так что моя рецензия МОГЛА вам помочь. А вот "благодаря" (несмотря на всю вложенную ВАМИ иронию) - слишком уместным определением ситуации я бы не назвал. Я мог, только, в чём-то поспособствовать... удачи в творчестве!

Николай Пащенко   14.05.2023 15:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.