О неизбежности закономерного. Алгоритмы Истории 8

 

Мы категорически против того, чтобы наши размышления воспринимались как нарратив, где интерпретация важнее фактов, а эмоции и чувства автора затмевают  даже,  и без того, вольную трактовку событий.
Мы прекрасно осознаём, что у нас кишка тонка перед натиском бесчисленной армии толкователей священных текстов. Тысячи лет совершенствования профессионализма не заменишь ничем. Тут, одним словом, мастерство не пропьёшь.
Они на голубом глазу объяснят вам, что хотя в первоисточнике  данное существительное   и стоит в родительном падеже, рассматривать его необходимо в падеже  винительном.   И тогда   во фразе «убейте всех» мы обязательно узрим акт наивысшей добродетели и вселенской любви.
Не потягаться нам и с демагогической мощью политических учений, где императив «да, обещание я давал, но ведь я вовсе не давал обещания это обещание исполнить» является и альфой, и омегой бытия.
Но мы твёрдо верим: правда, на нашей стороне. На том и будем стоять, не выпуская пера из руки, точнее нанося удар за ударом по клавиатуре.
 Не зацикливаясь на европоцентризме, мы просто обязаны дать сравнительную хронологию развития двух частей Европы, наполняя форму содержанием или, говоря привычным всем языком, концепт контентом.


Современная Западная Европа создана германскими народами на развалинах Римской империи. Первые упоминания о германцах относятся к   113 году до н. э., когда, вторгшиеся на территорию Римской республики, племена кимвров и тевтонов были разбиты и истреблены после долгих лет изнурительных сражений.
Выход славян на историческую арену произошёл не ранее 500 года, то есть на шесть веков позже германцев. Мы, конечно, помним о, как минимум, лингвистической близости индоевропейцев. Италийцы, кельты, германцы, иллирийцы, балты и славяне – народы родственные. Но никакая ангажированность недопустима: факты, только голые факты.
Появление Западной Европы можно отнести и к эпохе Хлодвига, конец пятого века, и к правлению Карла Великого, император с 800 года. Но реально это произошло в 843 году, когда империя Карла Великого распалась строго по этническому принципу: немцы чётко осознали, что они не французы, а французы поняли, что они не немцы.
Есть соблазн возникновение Русской цивилизации отнести и к годам правления полумифического Рюрика, и к эпохе крещения Руси, и к началу экспансии восточных славян в верховья Волги и Оки, 12 век.
Но мы утверждаем, что Русская цивилизация зародилась  в час Куликовской битвы.  В смертельную схватку с ордынцами вступили москвичи, суздальцы, ярославцы, а возвращались с победой русские.
Ментальный разрыв,  отделяющий жителя Новгорода или Киева образца 1238года, начало монгольского вторжения, и участника Куликовской битвы, 1380 год, огромен. А современные россияне являются прямыми духовными наследниками героев, павших на поле славы. Хотя в первом случае прошло менее полутора веков, а во втором больше шести.


Итак, от выхода германцев до появления славян на исторической арене пролегло более полутысячи лет. Между возникновением Западноевропейской, 843 год, и Русской, 1380 год, цивилизаций,   практически тот же временной интервал. И это не совпадение, а закономерность.
Рискнём посмотреть на Цивилизацию, как на живой организм со всеми стадиями роста: юность, зрелость, старость и кончина. Если бы Цивилизации существовали независимо одна от другой, а в Америке, напомним, такое случалось, то фазы их развития были бы практически идентичны. Но в действительности, в результате взаимовлияния, происходит постоянная аберрация.
Ситуация с Русской цивилизацией тому ярчайший пример.
 

Колоссальную ошибку допускают родители, отдающие детей в школу раньше срока. Ибо восьмидесятилетний старик прожил лишь на 1.26% дольше, чем его семидесятидевятилетний одноклассник. В тот день, когда один из них впервые сел за парту в семь, а другой в шесть лет, этот разрыв составлял  16.66%. Как говорится, почувствуйте разницу.
Тому, кого эти цифры не убедили, напомним: неформальными лидерами в классах почти всегда становятся второгодники или переростки. И обычно по принципу: «сила есть – ума  не надо».
В командных видах спорта, вроде футбола и хоккея, подавляющее большинство успешных игроков появились на свет в январе и феврале. Подростками их отбирали по годам рождения. Между теми, кто родился  первого января и тридцать первого декабря одного и того же года пролегает целый год жизни. Но формально это не учитывается.
Тренеры работают с большим количеством человеческого материала. Тот, кому не повезло удачно родиться, может заняться штангой: там  работы хватит  и маленьким, и большим.
Но не толканием легкоатлетического ядра. Ибо вес ядра, 7.26 кг одинаков для всех. Поэтому парней с массой тела менее 120кг здесь и днём с огнём не отыщешь.
В баскетболе нет дифференциации по росту, как, например, в борьбе по весу, и шансы в этом виде спорта остаются только у очень высоких людей.


Та фора перед Россией, которую Европа получила на старте забега цивилизаций, была всегда существенна. Напомним, взирая на Византию, которая оказалась старше на шесть веков, Западная Европа  ощущала себя ущербной. Как деревенский увалень перед городскими щеголями.
Падение Константинополя в 1453году сняло с европейцев ментальные оковы. Так чувствует себя сын, заступающий на должность патриарха большой, традиционной семьи после кончины престарелого отца, наконец-то освободившего духовный трон.
Россия всегда следовала за Европой шаг за шагом, отставая на столетия. Крепостное право на Западе появилось в начале  десятого века, в России в начале семнадцатого. Первый западный университет открылся в 1088 году, а российский в 1724году.
Массовые репрессии, выраженные в уничтожении религиозно инакомыслящих, начались в Европе в 1517 году и закончились в 1648 году. В России хватило и первых полсотни лет двадцатого века.  «Выводя в чистое поле, ставили лицом к стенке и убивали выстрелом в лоб», в основном, не религиозных, а идеологических противников.

Но это вовсе не меняло сути дела. «Если враг не сдаётся, его уничтожают», а является он летающей на метле ведьмой, или «врагом народа, подленько подмешивающим толчёное стекло в советскую колбасу», это, не заслуживающие внимания мелкие частности.
Чувствуя, как сливаются идеология и религия, поэт писал:               
«Мы все ходили под богом.
У бога под самым боком.
Он жил не в небесной дали,
его иногда видали
живого. На Мавзолее.
Он был умнее и злее
того - иного, другого,
по имени Иегова,
которого он низринул,
извел, пережёг на уголь,
а после из бездны вынул
и дал ему стол и угол».
Вся история России за последние полтысячи лет, это перманентная череда попыток угнаться за Европой. Хотя бы просто догнать, если и отставать, то не критично. Лишь в середине 20 века был выдвинут лозунг «ДиП»: догнать и перегнать. Но, как говорится: «не дал Бог жабе хвоста, чтобы траву не толкла».


До семидесятых годов 20 века историческая Россия, тогда в форме СССР, неумолимо наступала Западу на пятки, а затем начался откат. Советский Союз полетел вниз, как сорвавшийся со скалы альпинист.
Ежегодно на Пасху попы, напоминая пастве о событиях, которые и послужили основой торжества, чётко и однозначно заявляют: вся концепция держится на  вере в то, что основатель нашей религии после насильственной смерти воскрес, то есть ожил чудесным образом. Если убрать этот системообразующий фактор, то рухнет вся конструкция.
Возьмём  это обстоятельство себе в пример, уподобляясь мужам мудрым и учёным. И зададим  «городу и миру» вопрос. Была ли советская модернизация последней попыткой Русской цивилизации на мировое лидерство?
Может быть  нам уже пора, подобно Португалии, Испании, Нидерландам и Австрии, забиться в свою нору, хорошо, если не в «петушиный угол»? И, блаженно покуривая разрешённую законом «траву», потихоньку радоваться спокойной старости.
Есть ли у Русской цивилизации «энергетический потенциал», которым Рим обладал на Каталаунских полях в 451 году, выдержав натиск гуннов, а Византия в 1261 году, возродившись, как птица Феникс, после сокрушающих ударов крестоносцев?

В отличие от тех, кто просто верит в факт Воскрешения, ведь доказать «наличие отсутствия» также невозможно, как и «присутствие наличия», мы готовы под нашу уверенность в существовании этого потенциала подвести факты. Много фактов.
Зададим простой вопрос: а почему это Россия всё время гналась за Западом? Мы уже говорили об огромных преимуществах второгодников и переростков перед «честными  ботанами», которые, в погоне за пятёрками, «не ту жилу качают».   
Один, находящийся сегодня в зените славы, политик как-то рассуждал: «В подворотнях городских кварталов мало ценились интеллект и обострённое эстетическое чувство, всё решалось банально кулаками. Приходилось, тая в себе любовь к игре на скрипке, идти в бойцовский зал учиться держать удар и бить самому. Иначе было не выжить».

Пока Россия была отделена от Европы литовским барьером, она мало кого интересовала. К тому же Турция, Китай и Персия находились в те годы очень далеко. Но, выдвинувшись к границам Польши, Россия о себе заявила. А тут, как говорится, назвался груздем, полезай в кузов.
Используем  ещё одну метафору. Два  одноклассника: один  из маргиналов,  но талантлив, учится легко, а целей перед собой не ставит.  Другой из «хорошей» семьи, однако природа отдыхает как раз именно на нём. Его родители видели голливудский фильм «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», но выводов не сделали. Изнасилованный, в широком понимании термина, ребёнок кое-чего, всё-таки, добьётся, но диссонанс в жизни у него будет не только когнитивный.
Практически случайно вышло так, что гигантская, почти незаселённая,  территория от Волги до Чукотки, досталась русским. Мы, конечно, сложившееся положение вещей всегда считали единственно возможным. Но с этим ни на миг  не соглашались ни поляки, ни шведы, ни немцы. Ни, не к ночи будет помянуто, даже потомки Великих Укров.


Мы уже говорили о том, что монголы в щепки разнесли Китай, имея ВВП в триста раз меньший, чем у противника. Россия и в силу климата, и в силу естественного несовпадения фаз развития, технологически отставала от Европы. И, защищая свою независимость, приходилось постоянно прибегать к сверх мобилизации.
Такие максимы, по сути, религиозные догматы, как «русские не сдаются», «победа любой ценой», «биться до последней капли крови» кажутся нам вполне естественными. Но у большинства  других народов этого нет.
При  оценке  изменений на карте планеты с 1492 года, когда Колумб открыл Америку, по 1918 год, окончание Первой мировой войны, мы с удивлением заметим, что  количество стран, не ставших за это время колониями или полуколониями европейских держав, просто ничтожно.
Если же перевести положение дел в миллионы  квадратных километров, картина покажется ещё более удручающей.
Обе Америки от Аляски до Патагонии в тот или иной период времени были захвачены  европейцами.  В Африке лишь единственное государство, древняя Эфиопия, смогло отстоять свою независимость. В громадной Азии благодаря чуду, если объективнее, крайне удачному сочетанию обстоятельств, сохранили независимость Япония и Таиланд. Китай, Афганистан и Персия стали полуколониями.
Турция, то есть Османская империя, государство наполовину европейское. Вся остальная Азия являлась огромной колонией Европы.


Итак, Запад не только старше, то есть взрослее, России. Он, к тому же, оседлал конька сначала научной, а затем технологической революции. Пользуясь данным превосходством, эта цивилизация просто смела остальной мир.
Начиная с инков, где кучка испанцев в две сотни авантюристов, поставила на колени тоталитарное государство с пятнадцатью миллионами подданных.
Через опиумные войны, в которых Великобритания никогда не держала на территории Китая более четырёх тысяч солдат, неоднократно громивших миллионную армию империи Цин. И заканчивая дележом «османского наследства» по результатам Первой мировой войны.

Вполне резонен вопрос, много ли было у русских шансов в такой ситуации «не попасть под раздачу?». И как дорого обошлось России положение вещей, сложившееся на начало 21 века?


Рецензии
Сравнительная хронология развития двух частей Европы, на примере развития подростков --- о-о-очень своеобразна. России приходится, "тая в себе любовь к игре на скрипке, идти в бойцовский зал учиться держать удар и бить самому. Иначе не выжить»

Марина Митина   28.03.2023 06:45     Заявить о нарушении
Привет, Марина!
Конечно, в научной работе подавать материал через образы, метафоры и даже гротески недопустимо.
Впрочем, квантовая физика - один большой гротеск.
Если читатели воспринимают взаимодействие двух частей Европы как напряжённые отношения между подростками, значит этот образ автору удался.
Однако мы твёрдо стоим на позициях "хулиганы нам не товарищи".
С уважением, ЛЕВ!

Лев Хазарский   28.03.2023 12:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.