Лютик едкий

    "Лютики-цветочки, у меня в садочке..." Этой песне сто лет, и когда я слышал  ее в кино, то даже умилялся, думая, что же это за цветы такие. Однако все никак не доходили руки, и вот, совсем недавно, когда читал замечательную книгу под названием "Мелкий бес", обратил внимание на то, что героя хотели отравить настоем из лютиков. Даже не знаю, что меня заставило посмотреть в энциклопедию на значение этого слова, и что это за растение такое? Посмотрел, а там написано, что это в простонародном обиходе называется куриная слепота. И я начал додумываться. Ведь то, что росло за нашим деревенским двором, вроде как называли именно так, и матушка сильно гневалась, говоря, что курицы оклёвываются отравой.

 Так вот какой непутевый оказался мой отец, а с ним  и я, когда радовался новому месту нашего дома. 
  Каждое лето, кое-как, потеряв половину численности, цыплячий выводок к осени превращался в молоденьких куриц. Зиму они переживали в холодном сарае, что над скотным двором,  а в начале весны, когда становилось чуть теплее, начинали нестись. С большим энтузиазмом я ползал по старому сену, что лежало под мостками, и отыскивал их гнезда.
 Но когда становилось тепло, оживала природа, зеленел луг, что лежал прямо за двором, куры переставали нестись.

 Да, уж, было ругани по этому поводу. Ведь до того мы жили на удобном месте. Там жилище стояло в огромном огороде с яблонями, земля черная, в центре деревни! Правда грязь на дороге держалась до середины лета, потом всю осень, до морозов, но до реки было рукой подать, там и перевоз, и выгон рядом, не надо корову гнать через всю деревню, да потом вечером идти за ней. Там и баня в огороде стояла на высоком месте у самого обрыва. А от нее оба берега реки и вся деревня - видны, как на ладони.
 Однако, не жилось, нашлись причины, которые перевесили все удобства.

  Сначала, отец отбивался, и говорил, что уехал оттуда, потому, что мать со всеми ближними соседями перессорилась, но потом уже возражать  не смел, отмалчивался.
 
  А все потому, что старый дом требовал ремонта, а на западном краю деревни хозяева съехали в город, и место освободилось. Отец и распорядился, из двух своих изб выбрал бревна покрепче и собрал на новом месте одну избу, а хлев использовал, что от старых хозяев остался.
 В деревне тогда мужиков много было, помогли. На конских подводах перетащили, собрали, покрыли дранкой, и все "помощью", то есть без денег. Так и переехали.

  Здесь красиво стало, сухо круглый год, даже слишком- надо было поливать грядки часто,ну и неудобно. Огород в трех местах, один рядом с домом, но не примыкал, а два за дорогой. А  жилой дом и примыкающая к нему постройка для скота- на самом берегу реки, у кручи.  А с другой стороны большая дорога. Сразу за дорогой лужайка на которой ни деревья не росли, ни кусты, но мелкая осока, которую даже коровы не ели. И посреди ее пролегла канава, которая летом пересыхала, а в остальное время по ней сочилась вода из болота. И вот по обочинам этой канавы произрастал этот лютик, эта куриная слепота, от которой наши куры вроде мы не слепли, не дохли, но нестись переставали.

 Нет, если бы точно знать, как опасна эта растительность, отец бы что-то  придумал, но она была незаметна, и куры ничем не выдавали свой недуг.

   Но и сам-то я совсем недавно сообразил, и то, благодаря чтению этого замечательного романа Ф. Сологуба "Мелкий бес". Я же нашел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, что это такое, ну и сообразил.
   "ЛЮТИК", да еще и "Едкий" так вот же что, лютый- 
Обратился к словарю В. Даля, а там  треть страницы заняло это слово. Я кое-что, вот переписал, а про "Л.едкий" не нашел,  но и так много же. 

  В современном русском таких и слов-то не встретишь, а потому, что проживаем век доброжелательности, но не всегда так было, например у Канта, кажется, я встречал такие характеристики, что это только сейчас люди добры, а раньше их сердца были охвачены злобой и ненавистью.
  - Свирепый, зверский, кровожадный, неукротимый, жестокий, злой, безмерно злобный,злодейский, мучительный, невыносимый, невмеру тяжкий. Кому село Любово, кому горе лютое. Лютые звери большие хищные, опасные человеку. Лютый человек, лютое сердце. Лютое пламя, лютая буря, лютое море, лютый мороз. ЛютОй (симб) неутомчивый, рьяный, горячий на дело. Лютый неистовый человек,злодей, изверг по злобе.
 Лютики- - несколько видов растений носят это  название. Aconitum , пригрид, "(прикрыть), царь-зелье, прострел. Голубой лютик волкобой, но вообще лютик следует принять за родовое название жабников. Лютозрачный, люторожий- у кого лютый вид, лицо. Лютосердый, жестокий, свирепый. Лютоед- злой, ехидный человек. Лютоярый, лютый, отчаянно храбрый.

  Ко всякому слову надо относиться внимательно, тем более к названию.
Словари эти у меня уже давно, а вот все не было нужды посмотреть. Благодаря чтения этого  романа Ф. Сологуба, я проявил интерес, вот какие познания обрёл.
 
  И читая то замечательное произведение, я поражался, каким должен быть роман, как много он должен в себе нести всякого материала такого горючего, и терпкого, ужасного, и вымысла жуткого, неправдоподобного даже. Ну и добрые голоса и цвета, звуки, ароматы тоже неминуемо должны присутствовать, как в жизни. До сих пор казалось, что чем подробнее я опишу происшедшее со мной, чем оно будет правдивей, тем лучше. Ведь мне же интересно вспоминать картины из прошлого. Значит, и другим это тронет душу. А вот и нет, точнее, оно тронет, если ты подашь правильно. А для этого надо смешать...

   Однажды, я задал праздный вопрос художнику: "как получаются такие цвета?"
 А дело было во дворе выставочного зала, он давал мастер класс, и не, то, чтобы работал, а вроде как озорничал, стоя перед мольбертом, и возил кистью по плошке с красками.
-Да, вот, смешиваю, - ответил он, а на листе бумаги вырисовывался букет, и выходил необычайный сочный яркий распущенный бутон пиона.


 И теперь я стараюсь применить этот метод к литературе. ведь словом тоже рисуют, а значит надо смешивать. Смешивают слова, пишут через черточку, переставляют буквы, творят, что хотят, лишь бы не было однообразно и серо. Впрочем, серый цвет и есть некая смесь, но какая-то она скучная. очень уже близкая к однообразному черно-белому.
И так я зацепился за "смесь", что дошел до слова "Смешение", а там и "смешить", но это же как будто совсем иное. Одно дело смех, а другое, когда грустно и не смешно. Опять, как и что смешаешь. Или в том же романе я нашел слово "Она смешалась", то-есть, понятно, что, но и это тоже объяснимо, ее чувства "взбаламутились".
 Что же касается музыки, вот где микс! Вот где замес нот и звуков и мелодий. Микстура для души. И в ней так же, необходимо чувство меры  и прекрасного, понимать, когда хорошо а это когда гармония, ко звуку звук, не выше и не ниже, но и, в тоже время, и не монотонно, не однообразно. Тут уже не обойтись без наития, без подсознательного ощущения, так что теория не важна творческому человеку. Нужны упражнения, труд, и отдых. 

 Или, вот, опять из области искусства. Недавно вижу по ТВ как один другому объясняет суть танца.
    -Здесь не надо выше быстрее, сильнее, а надо грань".

 И он так стал двигать и манипулировать телом и конечностями, обозначать невидимые ограничения, фиксируя, останавливаясь и возвращаясь, потом в другую сторону, и снова невидимая стена, и так далее, то ускоряясь, то замедляясь до полной остановки. И в то же время все плавно так, грациозно, красиво.

 Грань, но это же и в ювелирном деле необходимо, как при заточке режущих инструментов. Нож тоже не наточишь, пока по краю лезвия не образуются едва заметные две наклонные друг к другу плоскости.


Рецензии