Эпистолярное наследие митр. Амвросия Подобедова

Цель настоящего доклада – ввести в научный оборот малоизвестные рукописные сборники писем, дающие обширный материал по истории Русской Православной церкви последней четверти XVIII – первого десятилетия XIX веков.

Широко известны письма митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова)  к митрополиту Амвросию (Подобедову). Среди них наиболее интересным является сообщение о желании Павла I возвести владыку Амвросия в сан патриарха .

Неоднократно опубликованы письма митрополита Московского Платона (Левшина)  к преосвященному Амвросию. В одном из писем митрополит Платон пишет, что ответив на письмо, он оригинал сжигает. В связи с этим найти оригиналы писем митрополита Амвросия к митрополиту Платону не представляется возможным.

Опубликовано большое количество частных писем супруги Павла I Марии Федоровны и их дочерей Марии, Екатерины и Анны к митрополиту Амвросию . Их содержание предполагает наличие переписки, однако обратных писем митрополита Амвросия к высочайшим особам выявить не удалось.

Опубликованы отдельные письма митрополита Амвросия императрице Екатерине II и графу А.Р. Воронцову , письмо гр. Орлову с благодарностью за прекращение чумы , императрице Марии Федоровне , Г.Р. Державину , епископу Арсению (Верещагину) , епископу Афанасию (Иванову) , письма в Казанскую Духовную академию  и обер-прокурору Св. Синода графу Д.И. Хвостову .

Отдельного фонда митрополита Амвросия не существует.

Автору удалось выявить малоизвестные, содержатся в различных архивах, как отдельные письма, так и два рукописных сборника, содержащих письма митрополита Амвросия, о которых рассказывается далее.

В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки содержится коллективное письмо от 5 ноября 1766г. архимандриту Платону (Левшину) от ректора и преподавателей Троицкой лаврской семинарии, подписанное среди прочих Андреем Подобедовым .

В Российском государственном архиве древних актов содержатся письма Амвросия императрице Марии Федоровне , письмо Санкт-Петербургскому генерал-губернатору С.К. Вязьмитинову , переписка с графом Н.П. Румянцевым о собирании исторических документов , письмо неустановленному лицу о получении рескрипта на пожалование Амвросию сана митрополита Новгородского .

В Российском Государственном Историческом Архиве содержатся переписка о награждении штаб-лекаря Книпера , об устройстве на службу надворного советника А.А. Викулина , переписка с князем Г.С. Волконским  и генерал-прокурором Сената П.Х. Обольяниновым .

В Рукописном отделе Пушкинского Дома содержатся письма сибирскому генерал-губернатору И.О. Селифонтову об открытии мощей святителя Иннокентия Иркутского , статс-секретарю Д.Н. Неплюеву о выборе обер-прокурора Синода вместо отставленного князя Хованского , Г.Р. Державину о злоупотреблениях в Калуге , митрополиту Кишиневскому Гавриилу о книгах для духовного юношества  и четыре благодарственных письма генерал-лейтенанту А.Д. Мартынову .

В Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки содержаться отдельные письма А.А. Аракчееву , статс-секретарю Г.И. Вилламову , обер-прокурору Св. Синода А.Н. Голицыну , прот. Смоленскому Григорию ,  Г.Р. Державину ,  М.М. Философову  и архиепископу Ярославскому Арсению .

Кроме отдельных писем, в ОР РНБ содержится собрание свыше тысячи писем от более двухсот семидесяти корреспондентов к духовнику Екатерины II протопресвитеру Иоанну Иоанновичу Памфилову . Среди корреспондентов св. Тихон Задонский, митрополиты Гавриил Новгородский, Платон Московский, Вениамин Казанский, десятки архиепископов и епископов, архимандриты крупнейших монастырей, ректоры академий и семинарий, настоятели соборов. Список светских лиц возглавляет Екатерина II, в списке – А.А. Безбородко, И.И. Бецкой, Н.В. Завадовский, грузинский царевич Левон, О.П. Козодавлев, А.Б. Куракин, Д. Мещерский, кн. П. Трубецкой и другие лица. Некоторые письма этого сборника были опубликованы .

Нам интересны тридцать пять писем Амвросия Подобедова за период с 1774 по 1793 годы. Эти письма подписаны префектом Академии иеромонахом Амвросием, ректором Академии архимандритом Амвросием, епископом Севским, а затем епископом Крутицким Амвросием и, наконец, архиепископом Казанским Амвросием.
 
Письма эти в основном поздравительные к Рождеству и Пасхе. В письмах Амвросий присылает о. И. Памфилову свои проповеди , сообщает о диспутах в Академии , посылке студентов в Санкт-Петербург .

В июле 1774 г. просит не переводить его с повышением из Академии, а дать закончить чтение курса богословия и начатые дела, которые вне Академии он закончить не сможет .

30 августа 1778 г. из Москвы до прибытия в Севскую епархию новонареченный епископ Амвросий пишет: «Слава Богу и Монархине за семинарию. Упражнение для меня наипервейшее» . Это означает, что вопрос о семинарии обсуждался во время пребывания Амвросия в Санкт-Петербурге, и Екатерина II уже в августе разрешила открытие Севской семинарии. Уже из Севска Амвросий пишет о поездке в Орел в связи с открытием Орловского наместничества , а в декабре жалуется на «великое множество беззаконных браковенчаний» малолетних, и что «расстрижение [священников, совершивших эти венчания] крайне для меня противно» . Это письмо соответствует рапортам Амвросия, в которых он извещает Св. Синод о лишении священства за венчание малолетних .

В своей диссертации Е.Ф. Шмурло упоминает  о рукописном сборнике, содержащем черновые отпуски, т.е. экстракты содержания, писем митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия Подобедова епископу Старорусскому и другим лицам.
Этот сборник принадлежал крупному ученому и собирателю рукописей Евгению Болховитинову (1767-1837), бывшему в 1804-1808 годах епископом Старорусским, викарием Новгородского митрополита, а с 1824 года митрополитом Киевским и Галицким. Владыка Евгений завещал свои рукописи библиотеке Софийского собора. Из этого сборника были опубликованы  несколько фраз с оценкой трудов митрополита Евгения Болховитинова. В настоящее время этот сборник хранится в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И.Вернадского . Письма в сборнике относятся к интервалам времени с января 1801 по сентябрь 1802 года и с января 1807 по февраль 1811 года. Отпусков писем за 1810 и 1811 годы очень мало. Всего в сборнике 199 нумерованных листов.

Трудно на нескольких страницах изложить содержание четырех сотен страниц писем. Укажем имена основных адресатов. Как и значится в названии рукописи основной адресат – это епископ Старорусский, викарий Новгородский. В интересующие нас годы эту должность занимали епископы: Антоний (Знаменский), Михаил (Десницкий), Евгений (Болховитинов), Антоний (Соколов), Иоасаф (Сретенский).

Адресатами являлись архиереи почти всех епархий, больше других писем отправлено к митрополиту Московскому Платону (Левшину). Среди адресатов архимандриты крупнейших монастырей, настоятели соборов, ректоры семинарий.

Имеется большое количество писем к управляющему Московским архивом Коллегии иностранных дел Николаю Николаевичу Бантыш-Каменскому  и товарищу директора синодальной типографии Фоме Филимоновичу Розанову. Несколько писем направлено обер-прокурору Св. Синода князю Александру Николаевичу Голицыну.

Среди адресатов крупные военные, гражданские и придворные чины: Аракчеев, Румянцев, Платов, Волконский, Ланской, Хвостов и многие другие.
Представляют интерес темы писем митрополита Амвросия.

Во-первых – это вопросы духовного образования в Новгородской и в других епархиях. Среди них вопросы подбора и замены преподавателей, приобретение учебников и других книг для семинарских библиотек, программы академий, семинарий и духовных училищ и, наконец, материальное обустройство духовных учебных заведений.

6 марта 1801 владыка Амвросий пишет епископу Старорусскому Антонию Знаменскому о Новгородской семинарии: «Примерное содержание семинарии во всех частях из 8000 рублей».

О второй в Новгородской епархии семинарии 27 января 1802г. Старорусскому епископу Антонию написано: «С определением в Кирилловский монастырь здешнего о. арх[имандрита] Вениамина расположитесь и там завести семинарию, отделяя на оную процент денег. Здесь нашелся туда и учитель, да туда же хочу отправить и вашего о. арх[имандрита] Дамаскина. Способен и желает ли он там учить, прошу меня уведомить. Кажется, отказаться ему от сей выгоды не должно, если только есть способность. От бывшей там семинарии, есть ли какие остатки, в рассуждении книг учебных и где они, прошу меня известить. Белому духовенству и окольных уездов объявите, чтобы они детей своих в Новгород уже не привозили, разве которые сами захотят, а отдавали в Кирилловскую семинарию, когда о том им будет объявлено. О сем уведомить их поскорее» .

7 января 1807г. владыка Амвросий пишет своему викарию Евгению Болховитинову: «Книжку проповедническую Анастасиеву  и 9 листов Иерархии  я получил, благодарю. Николаю Николаевичу  написав, попросите, чтобы книжки оной 25 экземпляров для семинарии Новгородской и 25 экземпляров для здешней Академии прислал Вам и ко мне, заплатя за оные из моих денег».

9 июля 1807 года митрополит Амвросий пишет митрополиту Платону: «Каковы в Александро-Невской Академии при экзаменах читаны были рассуждения, оные при сем вашему высокопреосвященству сообщая, прошу принять благосклонно, доставя по экземпляру в Лаврскую и Вифанскую семинарии».

3 декабря 1807г. в письме к преосвященному Евгению владыка Амвросий пишет: «Сего дни по высочайшему повелению откроется у меня комитет о рассматривании плана для усовершенствования духовных училищ. Членами назначены я с Калужским, духовник с обер-священником, обер-прокурор с г. Сперанским ».
 
После завершения работы комитета 25 августа 1808 года Амвросий благодарит Евгения Болховитинова за поздравление с получением ордена Св. Владимира 1 ст. и пишет о результирующем докладе комитета об усовершенствовании духовных училищ : «План прочитав, думаю усмотрели, что тут много нашего» .

Много пишет владыка Амвросий о публикации своих и чужих проповедей. Так 19 апреля 1807г. он пишет Н.Н. Бантыш-Каменскому: «Проповедь Казанского к вам отправлена давно. В пятницу хорошо говорил Порфирий, напечатаем».

21 июня 1809г. Амвросий пишет Вологодскому владыке Евгению Болховитинову: «Собранные вами поучительные мои слова, получа, слегка успел я почитать. Исправлять больше некогда и, кажется, нечего.  Попремногу благодарю за труд. Расположение, вами сделанное, прекрасно. Препровождая оные, сходно моему и вашему желанию, прошу отослать их для напечатания г. Розонову, коему и от меня писано о сем и о деньгах на то потребных. …В церковных из моих напечатано две проповеди. Одна на коронацию, а другая на день пророка. Сия приспособлена из говоренной и напечатанной на день Преображения Господня в Новоспасском монастыре. Сего вы от меня требовали. Воскресных и лучших много пропало в чуму  за смертью попов, бравших для списков» . В продолжение темы письмо 22 июня 1809г. Ф.Ф. Розанову: «Я на вас еще труд возлагаю, надеясь, что мне в том не откажите… Преосвященный Вологодский первую часть поучений скоро вам доставит. Денег доверяю вам брать от его превосходительства Николая Николаевича, когда и сколько потребуется на издание первой части до тысячи рублей. Бумаги купите получше…. Формат и слова изберите по расположению преосвященного. Экземпляров 30 напечатайте на чистой бумаге. Рассудил я напечатать не для продажи, а для рассылке туне  по епархиям, в коих имею честь быть пастырем. При сем прилагаю письмо о деньгах к Николаю Николаевичу». 22 июня Н.Н. Бантыш-Каменскому написано: «Из денег моих прошу отпускать по требованиям г. Розанова, когда и сколько ему понадобится до тысячи рублей, на издание моих поучений, кои по некоторым убеждениям рассудил я напечатать, не для славы, коей не ожидаю, а для пользы паств, коими имел счастье управлять». 29 июля 1809г. Ф.Ф. Розанову: «Вчера о печатании моих проповедей у вас предписано определение, скоро вы указ получите…». А 15 ноября 1809г. тому же адресату: «Вчера полученные мною пять проповедей для напечатания в первом томе, коих числом будет 35, при сем препровождаю для исполнения…».

О строительстве каменного храма в Стогове митрополит Амвросий 13 февраля 1802 пишет епископу Владимирскому Ксенофонту . В тот же день написано письмо к князю Павлу Петровичу Щербатову: «О назначении 10000 рублей на постройку той церкви и о снабжении ризницей и книгами, и что в число оных при сем препровождаю 4400 рублей, да по приложенному к г. Каменскому письму имеет быть выдано 600 рублей. Остальные 5000 рублей во второй половине сего года или начале будущего». А в письме того же числа к Н.Н. Бантыш-Каменскому сказано: «Вручителю сего письма прошу покорнейше выдать 600 рублей из полученных Вами в конторе Св. Синода пенсионных моих денег, а по выдаче меня уведомите. P.S. В случае моей смерти последние 5000 рублей имеет доставить брат мой Сергей Иванович Подобедов…».
 
27 мая 1807 года владыка Амвросий пишет Н.Н. Бантыш-Каменскому: «Хочется 1000 рублей отдать в ломбард, на вечное поминовение родителей и меня во вновь построенную на родине моей церковь. Дайте наставление, как бы сие через вас сделать». Ему же 14 июня 1807г. Амвросий пишет: «Объявление, дополненное в чем следовало, обращая, прошу покорно при оном внести в сохранную казну из моих денег 1200 рублей. Рассудилось прибавить 10 рублей на церковные потребы. Подлинный билет оставьте у себя для отдачи священнику, коему напишу, дабы для того к вам приехал, а мне пришлите копию».  27 июня 1807 владыка пишет Н.Н. Бантыш-Каменскому: «От 20 числа письмо ваше и копию с билета для Стоговской церкви я получил. За труды попремногу благодарю. Для избежания труда священнику ездить во Владимир для увольнения в Москву, прошу покорно билет оный с наставлением, как получать, доставить о. ректору Моисею, который с приложенным письмом моим может через Лаврского о. ректора верно доставить священнику Стоговскому с распискою». В тот же день он пишет священнику Стоговскому Иоанну: «Два письма ваши и икону я получил. Благодарю за усердие ваше. Препровождаемый при сем билет на 1200 р. запишите в церковную опись и храните в ризнице. Прошу по изображенному в нем завещанию исполнить, а когда и как вам проценты получить, получите тут же наставление».

Многие письма информируют о назначения на должности и о перемещении архиереев и архимандритов. Так 28 января 1807г. Амвросий пишет епископу Переяславскому и Полтавскому Сильвестру (Лебединскому): «Подписан указ, коим Вы пожалованы архиепископом Астраханским, на Ваше место пр. Феофил, а на его Ириней.» 

23 ноября 1809г. владыка Амвросий пишет митрополиту Московскому Платону: «Смерть о. архимандрита Евграфа заставила у вас взять Сергия о. архимандрита и ректора Московской Академии…». Того же числа в письме к Московской академии ректору архимандриту Сергию написано, чтобы поспешил отправиться в здешнюю академию для вступления в ректорскую должность.

О старообрядцах (единоверцах) 4 марта 1801 года владыка Амвросий пишет викарному епископу Антонию (Знаменскому): «По посланному к Вам о старообрядческих церквах определению постарайтесь сделать без разгласки, найдя способ, как свидетельство делать через тамошних надежных людей, так и готовые церкви найти и обратить в старообрядческие без соблазнов другим. А в каких краях назначите (в Олонце, думаю, необходимо надобно) и сколько, о том немедля меня уведомьте».
 
Некоторые письма свидетельствуют о благотворительности владыки Амвросия. Значительное количество писем содержит поздравления с праздниками и благодарности за поздравления.

Письма митрополита Амвросия адресованы широкому кругу лиц и позволяют поставить вопрос о значении деятельности владыки не только для Православной кафолической Греко-российской церкви, но и русского общества начала XIX века в целом.

Надеюсь, что со временем мне удастся, снабдивши комментариями, подготовить письма владыки Амвросия к публикации. Тогда будет возможно ответить на поставленный вопрос.

В заключении хочу выразить благодарность многим людям, помогавшим мне в процессе сбора материала для этого доклада и подготовке писем к будущей публикации. Особенно хочется выделить помощь А.Г. Бровкина, Ю.А. Годованца, Л.М. Колесниковой, Т.Л. Маниловой, Г.Я. Надеждиной, В.В. Петракова, И.М.Смирновой, О.Ю.Спиридоновой, Л.Н.Теслюк и М.Н. Усачева.


Рецензии