Королева бала

Бблагодарю всех, кто читает мои рассказы здесь, на Проза.ру и тех, кто слушает их в ютубе на канале Юрия Шатохина "Веб рассказ".

Что  только не случается в нашей жизни! Однажды, я даже побывала королевой, правда всего один вечер, но ведь побывала.
Случилось это в далеком  1979 году. Тогда о  статусе королевы не грезили даже в самых смелых мечтах и  смешно было назвать кого-либо так. Почетными званиями были «Ударник коммунистического труда» или «Отличник производства». Сейчас это звучит немного наивно, а в те годы люди своим трудом действительно заслуживали эти звания и  по-настоящему гордились ими. А королева? Какая такая королева?! Королевы только в сказках водятся.
Судя по этому утверждению,  сейчас мы все живем в сказке, потому что на каждом шагу встречаются то короли с королевами, то императрицы с примадоннами, а еще есть дурацкое звание мисс, мисс города или даже мисс Вселенной, а то и  мисс обувного магазина, ужас! Многие девчонки  мечтают стать этими самыми мисс, миссками. Мне почему-то их  очень жалко.

Короче говоря, моя история началась с того, что мне  надо было решить, куда поехать в очередной отпуск, и я пошла в городское турбюро. Путевок во все уголки нашей огромной страны СССР было  множество (за границу тогда простой народ не ездил, не принято было) и я выбрала самый экзотический маршрут, путешествие по Узбекистану. Узбекистан мог вполне сойти за заграницу.
Путёвка оказалась не только самой экзотической, но и самой дорогой. Впрочем, цена меня не волновала, потому что путёвку  полностью  оплачивал  профсоюз авиапредприятия, на котором я  работала. И за авиабилет я  заплатила только половину стоимости, вторую половину мне оплатило всё оно же, родное авиапредприятие. Но если бы я к тому времени проработала в аэропорту пять лет, то родное авиапредприятие заплатило  бы за билет все 100%.  Такие были законы в те времена. 

Культура Востока с раннего детства завораживала меня своей таинственностью, непохожестью на все, что окружало.  Помню как мы, совсем еще маленькие дети, собирались у нас дома вокруг фильмоскопа и с замиранием сердца смотрели диафильмы про приключения маленького мальчика и его друга, большого слона, в далекой неведомой стране Индия. У мальчика было такое чарующее имя Ананда. Что-то в этом имени меня волновало и будило воображение, дразня его яркими картинками другой удивительной   реальности, уносило на легких крыльях фантазии в  прекрасные и таинственные миры. 
Я зачитывалась волшебными сказками  про прекрасную царевну Будур и про смелого юношу Бахтияра, про Али-Бабу и  пещеру, в которой были спрятаны  несметные сокровища, и, которая открывалась только на непонятный пароль Сезам.  И если сказка про Аладдина и его волшебную лампу была написана где-то  в Багдаде, где, как утверждается, всегда всё спокойно, то весёлые и очень мудрые притчи про находчивого бедняка Ходжу Насреддина явно появились на территории нынешнего  Узбекистана.
Когда же наступила пора влюбленностей,  я всей душой сопереживала великой и такой несчастливой  любви Лейлы и Меджнуна, восточных Ромео и Джульетты, а  лет в 12-13  сама влюбилась в узбекского киноактера.  До сих пор помню его имя Ульмас Алихаджаев.  Я увидела его в историческом фильме «Звезда Улугбека» узбекской киностудии. Кстати, благодаря фильму, я уже тогда  знала кто такие Улугбек и его знаменитый дед Тимур. 
В то счастливое время мы с   подружками влюблялись только в актеров кино.  Причём  всей компанией в одного и того же. Мы знали все его роли чуть ли ни наизусть и каждый раз, когда показывали в кинотеатре очередной фильм с его участием снова и снова ходили смотреть, даже если это был уже 20 просмотр. С благоговеньем хранили вырезки из журналов с его портретами и хвастались друг перед другом у кого больше этих вырезок. А однажды я даже пошла на преступление и выкрала из фойе кинотеатра большое рекламное фото своего очередного кумира. Я была счастлива, несмотря на то, что понимала, что поступок мой был ужасным. Правда потом папа порвал это фото, а я рыдая склеивала клочки, обливая их горючими девичьими слезами и любила своего кумира еще больше. Боже, какие страсти кипели в то далекое время в моей жизни!  Но...Влюбленность проходила быстро и кумиром нашей компании становился какой-нибудь другой популярный актер. Кинофильмов  в стране каждый год выпускалось много, а молодых красивых артистов  было и того больше.   Актеры казались нам фантастическими людьми из другой сказочной жизни. Своих мальчишек мы считали неинтересными и скучными, недостойными нашей чистой неземной любви. Правда, вскоре всё изменилось, но об этом в другой раз. 
Кроме восточных фильмов и сказок, мне очень нравилась их  музыка, истории про магов и чародеев, книги про  возникновения огромных азиатских царств и про жизнь великих завоевателей.
Даже названия древних городов бередили моё воображение. Так, в звучании слова Самарканд мне слышался перезвон колокольчиков на шее верблюдов, бредущих караваном по пустыне, Са-мар-канд. А при упоминании слова Бухара, в  мозгу мгновенно возникала  картина шумного восточного базара, с его пёстрыми красками, запахами экзотических  пряностей, громкоголосыми продавцами в головных уборах со смешным  названием  тюбетейка.
Фергана  представлялась залитой солнцем долиной между зеленых гор, где счастливые прекрасные девушки с многочисленными длинными косичками, под собственное пение собирают белоснежный хлопок ( тогда я понятия не имела как растет этот самый хлопок.)
В общем, Узбекистан мне казался сказочной страной, куда я и отправилась в предвкушении чудес, почти также, как Алиса.
В своих надеждах я не ошиблась. Узбекистан меня не только не разочаровал, наоборот, он очаровал меня еще больше, чем я предполагала. Я была потрясена, ошеломлена, покорена.
Там я ощутила какой-то странный душевный позыв. Я даже подумала, что может быть во мне течет часть крови какого-нибудь восточного народа и этот зов,  есть зов крови моих предполагаемых восточных предков.  Откуда ? Если верить историкам, то практически  весь русский народ имеет в своей родословной азиатские веточки.  Все народы давно перемешаны, все народы давным давно приходятся родственниками друг другу. Даже в словах родственники и народ один и тот же корень и звучит он очень определенно-род.
Все мы ветви одного рода, одного народа, наверное очень древнего. Почему же мы постоянно воюем, почему постоянно норовим что-то отобрать друг у друга?! Мы что, всё еще неразумные дети, играющие в войну, или может быть мы больны  непонятной болезнью, которая вовсе не короновирус. Это странная  болезнь характеризуется необъяснимым стремлением к  насилию, разрушению, убийству себе подобных, практически своих братьев. Это ужасно! И это происходит на протяжении всей истории существования человечества. Так кто же мы, люди, венец творения Бога или его ошибка!?
А тогда, во времена существования СССР, люди разных наций, объединившись в одно государство,  жили в мире и дружбе, как и должно быть, вот только жаль, такое единение продлилось недолго. Судя по психологии людей, второй раз создать подобное содружество  уже не удастся никогда. Через сотни лет о СССР будут слагать легенды, а  через тысячи, ученые историки будут отчаянно спорить о принципах жизни  страны также, как сейчас спорят об Атлантиде. Но вернемся в 1979 год.

Базировались мы в гостинице туристического центра Ташкента, а на экскурсии в Самарканд, Бухару, Фергану ездили на автобусе. Куда бы мы ни пошли, повсюду звучала ритмичная восточная музыка. Меня  постоянно тянуло танцевать, пританцовывать, стоять спокойно на месте было просто невозможно. 
На каждом углу, прямо на улице, продавали маленькие пирожки с мясом,только что из диковинных  печей  в виде огромных  глиняных горшков, внутри которых горел настоящий огонь, а на стенках жарились эти самые пирожки. Печи назывались забавно - тандыр, а пирожки - самса. Пирожки были ооочень вкусные- не оторваться, мы их постоянно жевали. 
На экскурсию в Хиву, город-крепость, город-музей, которому не меньше 2500лет, мы летали на самолете. Всего-то час полёта!  Помню как в салоне самолета неожиданно погас свет, а я в это время смотрела в иллюминатор. На несколько секунд я ощутила себя,  как бы парящей  в космосе,  звёзды сияли надо мной и «звёзды», в виде огней жилых построек, сияли подо мной, а вокруг  темнота. Потерялось понимание верха и низа -необычное впечатление! 
Хива поразила всех  хорошо сохраненной древностью и самобытностью. Как будто на машине времени мы  мгновенно переместились из  века 20 в век 16. Мы бродили по совершенно безлюдным узким улочкам, залитым солнечным светом, как будто плыли  по фантастическим каналам времени. Улочки были ограничены с обеих сторон высокими белыми стенами с редкими деревянными дверями, окрашенными почему-то в синий цвет. Ни одного растения не наблюдалось вокруг. Синие двери интриговали и манили. Хотелось открыть и посмотреть, что же  скрывается за ними. 
Нам повезло. Одна из таких дверей вдруг приоткрылась и мы увидели краешек мира, где неспешно текла привычная для жителей этого странного города жизнь. Мы увидели небольшой дворик, увитый виноградником. В глубине виднелся дом,  посреди дворика на низких ножках стоял большой «стол», застеленный яркими коврами. Гроздья винограда нависали над ним, создавая естественную тень.  На «столе», поджав под себя ноги, сидели люди в полосатых халатах и неспешно что-то пили, наверное, чай. Кругом царил покой и благодать. Абсолютная гармония.
Мне показалось, что мы провалились во временную дыру.  Ведь точно так же люди могли попивать чай здесь и 100 и 200 лет назад. Эта картина тихого счастья врезалась в мою память навсегда.
Там,  в Хиве, я,  натянув лохматую папаху на голову, впервые в жизни  забралась на верблюда и старательно изображала перед  фотографом лихого погонщика каравана. Правда, верблюд был старый, и все время норовил сбежать от надоевших туристов в тенёк, а сидение, оборудованное между двух горбов,  было   неудобным. К тому же на него пришлось карабкаться  по приставной лестнице, ведь азиатские «корабли пустыни», в отличие от африканских одногорбых собратьев,  очень высокие.  Я изо всех сил напрягалась, чтобы не  свалиться с верблюда прямо во время съёмки. Зато снимки получились великолепные.
Самарканд, как я и предполагала, произвёл на меня неизгладимое впечатление. Одна только площадь Регистана что стоит! Здания медресе, минаретов, усыпальниц и дворцов, полностью облицованные маленькими бело-голубыми плитками в особом восточном стиле, завораживали. От них невозможно было оторвать взгляд. 
Сколько же исторических событий помнят  улицы и дворцы  этого невероятного города! Я воочию увидела остатки древней обсерватории, о которой впервые узнала давным-давно из фильма «Звезда Улугбека».  Сотни лет назад здесь Улугбек, этот умный правитель,  наблюдал за  звездами, вычисляя параметры их движения. В отличие от многих других, он мечтал не о войнах и завоеваниях, а о процветающем  государстве, где царили бы мир, наука и поэзия,  где народ был бы просвещенным и счастливым, а законы справедливыми и гуманными. К сожалению, таким мечтам не суждено сбыться никогда, похоже, даже сейчас, в наше время. А Улугбека подло убил   родной сын в борьбе за власть.   
В совершенно потрясающем некрополе Шахи-Зинда, где в мавзолеях, украшенных опять-таки бело-голубыми плитками покоятся древние правители Самарканда, нам показали  усыпальницу  Великого полководца Тимура, грозного завоевателя Азии, создателя огромного тюркского государства. Улугбек был его внуком.  Тимур или Тамерлан  (Великий Хромец) как его еще называют в истории, умер в 1405 году  в возрасте 68 лет, а открыли его захоронение  в июне 1941 года.  В связи с этим ходит легенда, которая гласит, что якобы, когда археологи сняли крышку саркофага, то увидели пластину, на которой было написано,  «... в год, когда потревожат мои останки,  начнётся самая кровопролитная война на Земле». Существует   пластина или нет, доподлинно неизвестно, но именно в июне 1941 года, когда раскопали захоронение Тимура, началась Великая Отечественная война.
Возможно всё это  придумки поклонников Великого Воина или любителей мистических историй. Любит наш народ наводить  тень на плетень, напускать таинственность на любые события жизни, даже там, где этой таинственности может быть и нет вовсе. Наверное, с такими мистическими историями  жизнь  становится гораздо интересней.

Но ближе к делу. Наше потрясающее путешествии по Узбекистану подходило к концу и  решено было устроить прощальный вечер. Случилось так, что как раз в этот день в гостиницу заехали две группы туристов из Грузии. Руководство, не долго думая, объединило всех в одном мероприятии: для нашей группы вечер был прощальным, а для вновь прибывших, вечер знакомств.
Мероприятие  почему-то назвали балом. Сами понимаете, что на бал ( как красиво звучит!)  нельзя  явиться в простой туристической одежде или с лохматой головой. Бал требует вечернего наряда и, как минимум, чистой головы. С вечерними нарядами  в группе наблюдалась напряженка, но платье, в котором не стыдно было бы  посетить мероприятие такого ранга, нашлось у каждой.  А волосы всегда можно помыть под краном. Какие проблемы?! 
Мы с соседками по номеру прихорашивались долго. Приближалось время начала бала, а мои волосы, накрученные на бигуди, были все еще влажными, и  я решила подсушить их феном. Девчонки, уже полностью готовые, не стали дожидаться окончание процесса сушки и отправились на бал без меня. А зря! Помните, кто привлек внимание принца в сказке «Золушка». Правильно, опоздавшая гостья.  Так и случилось со мной, хотя опаздывать специально я не собиралась. Всё произошло само собой.
Ведущий, нет, назову его как в сказке, распорядитель, объяснял гостям, что по правилам сначала надо выбрать королеву, которая и откроет бал. Именно в эту минуту я появилась на балконе, через который надо было пройти, чтобы потом по лестнице спуститься прямо в центр зала.
Я медленно и, надеюсь, грациозно спускалась по этой широкой лестнице, боясь запнуться на глазах у всех присутствующих,  и вдруг поняла, что вокруг  стало необычно тихо. Все  гости, во главе с распорядителем, в странном оцепенении, как будто  всех их разом заколдовал невидимый волшебник,  уставились на меня. Ничего не понимая, я спустилась на последнюю ступеньку и в это мгновение, наконец оживший распорядитель (организаторам не полагается долго находиться в ступоре, им полагается быстро ориентироваться в любой обстановке), подскочил ко мне и протянул руку со словами: «А вот и королева бала пожаловала!»
Я растерянно хлопала глазами, что за королева, наверное ведущий ошибся, приняв меня за кого-то другого. А он, понимая, что я ничего не понимаю, продолжал громко тараторить: « Ваше высочество, мы рады приветствовать Вас у нас на балу и просим открыть его. С кем бы вы хотели станцевать первый танец, выбирайте.» И  намертво вцепившись в мою руку, как-будто боялся, что я вырвусь и убегу, повел меня  вдоль стоящих полукругом гостей.
Публика начала потихоньку приходить в себя. Я видела, что женщины, с некоторой долей разочарования смотрят на меня, ведь каждая из них уже представляла себя в роли королевы (когда еще выпадет такой уникальный шанс!), и вдруг, такая досада, полный облом! 
Горячие грузинские парни, в надежде, что спустившаяся «с небес» королева выберет фаворитом именно его, сверкали своими белозубыми улыбками. Их жаркие призывные взгляды, словно острые стрелы, летели в мою сторону. (И как только я осталась жива!?) Я совсем растерялась. Этих наглых красавчиков так много, а я одна. Кого же выбрать?!
Неожиданно заиграла музыка и ведущий, уже совсем оправившийся от шока, и решивший, что именно он больше всех достоин королевского признания, обнял меня за талию, почти страстно прижал к себе и закружил в танце. Я не сопротивлялась.
Сделав несколько кругов, мы остановились и распорядитель громогласно объявил, что бал открыт. Не успела я и глазом моргнуть, как к нам подлетел один из грузинских парней и, нахально оттеснив моего кавалера, опять закружил меня в танце.
Я перетанцевала со всеми мужчинами. Пришлось. А куда деваться!? Назвалась королевой, так будь ей, держи марку. Вот я и держала, хотя под конец бала буквально валилась с ног.  Да-а-а, не легка королевская доля. Но мне все равно очень понравилась. 
Каждый из горячих грузинских парней считал за честь потанцевать с королевой, хотя и не настоящей.  Они, конечно, не знали кто я такая и почему так эффектно появилась. А подобная загадочность всегда вызывает трепетный интерес у мужской части населения.
В общем, в тот вечер я, сама не ожидая того,  превратилась почти в настоящую  королеву, и успех у меня был полный.
Даже сейчас, через такую пропасть времени, я, вспоминая тот бал,  вновь на мгновение становлюсь  «королевой», молодой, веселой и беззаботной. Но...только на мгновение. Как жаль, что так быстро проходит молодость, да что там молодость, жизнь!
Спасибо, что дочитали до конца.


Рецензии