Керенский
А вы помните Керенского? Не помните? И вообще, не знаете кто это такой?
Ай-яй-яй, историческую личность подобного масштаба положено знать в лицо. Ну, не в лицо, так хотя бы по его делам. А дел он натворил разных и немало. Правда, было это давно, еще до Великой Октябрьской Социалистической Революции. Сейчас его дела изучают в школе на уроках истории. И если вы не помните эту фамилию, то значит плохо учились в школе. А все, кто хорошо учился, знают, что Керенский это тот, кто во время революции 1917 года сбежал из Зимнего дворца в женском платье.
Чем еще он знаменит, я вам кратенько напомню.
До 1917 года Александр Фёдорович Керенский занимал пост военного и морского министра России. Считался лучшим оратором Думы того времени. Известен как честный и умный юрист, благодаря нашумевшему делу о расстреле рабочих на золотых приисках реки Лены в 1912 году. Именно он возглавил специальную комиссию по этому делу. Керенский входил в партию социалистов революционеров (эсеров) и был одним из создателей Российской республики. А с 8 июля по 25октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года возглавлял Временное правительство.
Когда восставший народ ворвался в Зимний дворец, то Керенского там не нашёл. Как напишет Александр Федорович в мемуарах, в это время он выехал на машине в Гатчину, навстречу войскам, которые должны были прибыть на защиту Временного правительства.
Возможно, именно потому что Керенского не оказалось во дворце, вскоре появилась байка (кто её придумал неизвестно, наверное, как всегда народ), что, якобы Александр Фёдорович переоделся в женское платье и под видом сестры милосердия сбежал от бунтующих масс.
До сих пор неизвестно как же всё было на самом деле. Керенский всю свою долгую жизнь, а прожил он ни много ни мало, а целых 89 лет, в книгах и интервью постоянно доказывал, что это неправда, что он не сбежал, а поехал навстречу войскам и, что одет он был в полувоенный френч, последний писк мужской моды того революционного времени. Говорят, что сам Керенский и был родоначальником этой моды. Кстати, даже Сталин И. В. очень уважал эту удобную одежду.
Но так или иначе, имя Керенского запоминается не по его заслугам в политической жизни дореволюционной России, а именно по истории с переодеванием в женское платье. Вот и выходит, что тот, кто придумал эту байку, желая унизить Председателя Временного правительства, ненароком обеспечил ему известность, практически увековечил его имя в истории. Ведь разных правителей полно, а вот таких, которые убегают от революционных рабочих масс под видом женщины, всего один. Ну, что тут скажешь? Парадоксы жизни!
К чему я всё это долго рассказываю? А вот к чему.
Зимой 1992 года этот самый Александр Федорович Керенский объяснился мне в любви. Скажете неправда. Ведь если учесть, что он родился в 1881 году, то в 1992 году ему было бы 111лет. Какая уж тут любовь!? Да и вообще, его к тому времени давно не было на Земле. (Умер он в 1970 году в Нью-Йорке). Но все же Керенский живой, красивый и совсем не старый, мне правда объяснился в любви. Как это может быть? В нашей волшебной жизни может быть всё!
В тот вечер в Доме писателя имени Маяковского (бывшем особняке графа Шереметьева), где я работала администратором, мероприятия закончились довольно рано. В 10 вечера почти никого из посетителей не осталось. Вот только в кафе, как всегда, ещё тусовалась парочка другая любителей выпить (и не раз) на посошок. Этот их «на посошок» обычно продолжался до самого закрытия в 23часа.
Моя коллега ушла. Зачем находиться практически в пустом Доме вдвоём!? Я сидела в нашей администраторской каморке одна, дожидаясь окончания рабочего «дня».
И вдруг, в проёме двери возник очень симпатичный мужчина в странной одежде. На нем был надет, как я потом узнала, темно-коричневый полувоенный френч и высокие сапоги. Он, я бы сказала нагло, уставился на меня, и оглядев с ног до головы, со словами: "О! Каких красавиц скрывают в подвалах Шереметьевского дворца!"- уверенно вошел в каморку. Я и глазом не успела моргнуть, как он, вытянувшись в струнку и щелкнув каблуками начищенных сапог, произнёс: "Разрешите представиться, Керенский Александр Фёдорович! Председатель Временного правительства! Вашу ручку, мадам!"- и склонился надо мной, пытаясь поцеловать мою руку.
Конечно, я его узнала. Это был Виктор Костецкий известный актер театра и кино. Мне он очень нравился не только как талантливый артист, но и внешне, потому что был похож на любимого итальянского киноактера Джулиано Джема, красавца, известного среди женской части населения по роли Николя в популярных франко-итальянских фильмах «Анжелика маркиза ангелов» и «Анжелика и король». И вот теперь этот самый Виктор Костецкий стоял передо мной и изображал Керенского.
Я тут же вспомнила, что накануне Юрий Антонович, директор Дома писателей, обмолвился, что ночью киношники будут у него в кабинете снимать какой-то фильм. Сейчас я поняла, что фильм этот будет про революцию и про Керенского. В школе я училась хорошо и имела представление, хотя может быть и не совсем чёткое, кто такой этот самый Керенский.
Вообще-то я девушка серьёзная и даже рассудительная, но иногда в меня словно вселяется другая личность и я превращаюсь в бесшабашную авантюристку. В такие моменты могу натворить всяких невероятностей, о которых потом жалею. А иногда и не жалею. Всё зависит от степени авантюрности поступка. Как правильно кто-то из мудрых сказал- Весь мир театр, а люди в нём актеры. По-большому счёту вся наша жизнь это игра. И сейчас, из озорства, я вдруг решила подыграть Костецкому, ведь, как я поняла, передо мной разыгрывался спектакль.
Я решила в нем поучаствовать, сыграть себя в предлагаемых обстоятельствах. А обстоятельства, понятно, касались времен революции 1917 года.
Я встала и милостиво протянула руку для поцелуя. У меня получилось очень грациозно и убедительно.
К таким проявлениям галантности мужской части населения я давно привыкла. В других местах, может быть, это было не принято, а в Доме писателей такое проявление внимания к женщине считалось нормой. Правда, продлилось такое время недолго. Сейчас этот жест давно и накрепко забыт мужчинами. А в те, уже далёкие лихие 90-е, как ни странно, этот жест вдруг вошёл в моду, правда в основном у бандитов и у интеллигенции.
Писатели, это элита нашей интеллигенции и они в 90-х годах 20 века вдруг захотели соответствовать канонам галантности прошлых лет. Подозреваю, что им самим доставляло наслаждение подобное проявление внимания к женщине, оно возвышало их в собственных глазах, позволяя почувствовать себя средневековыми рыцарями или, на худой конец, членами благородного дворянского рода.
Поэтому каждый раз, появляясь в нашей администраторской многие из них считали своим долгом приложиться к ручке в знак уважения и, якобы преклонения перед женской красотой и женской сущностью.
Не скрою, нам с коллегой это нравилось. Да и какой женщине не понравится, когда ей несколько раз на дню целуют руки и восторгаются, почти
по-настоящему, её красотой, а иногда даже и умом.
Красавицей я себя никогда не считала. Хорошенькая, но не более. Поэтому, когда мне кто-то говорил, что я красавица, я не падала в обморок от восторга, а воспринимала слова просто как дежурный комплимент. Но все-таки после подобных излияний чувствовала себя немного особенной женщиной.
И вот сейчас Виктор Костецкий в образе товарища Керенского целовал мне руку, а я благосклонно взирала на макушку его склоненной головы. Волосы у него были хорошие, густые. Не парик, это точно.
-Как же зовут вас, ангел неземной красоты,- последовал вопрос после поцелуя, - и что вы делаете в этом подвале?
-Присаживайтесь, Александр Фёдорович,- я показала целованной самим «Керенским» рукой на обшарпанный стул. И сделав акцент на слове «моём», ласково произнесла
- Мне очень приятно ваше присутствие в моём дворце.
Я сходу вошла в разыгрываемую сценку и почувствовала себя при этом настоящей хозяйкой Шереметьевского особняка. Да мне и не надо было особо напрягаться, ведь должность администратора и предполагала соответствие именно этому статусу. А быстро входить в роль я научилась еще в студенчестве, когда занималась режиссурой на факультете общественных профессий.
Был такой факультет у нас в политехническом институте. Днём мы занимались по основной специальности, а по вечерам, кто хотел, постигал азы еще одной дополнительной специальности уже на этом факультете. Здесь можно было научиться журналистике, фотографии, режиссуре и еще много чему. Я выбрала режиссуру. Мне очень нравилось заниматься этюдами, сцендвижениями, постановкой, актерским мастерством и т.д. Эти навыки иногда помогали мне в жизни. Вот и случай с Керенским оказался как раз таким.
-Зовут меня Елена,- я кокетливо, как нас учили на факультете, взглянула на него из-под опущенных ресниц.- По какому поводу пожаловали к нам, сударь, в такое позднее время? Простите, но мужа нет дома. Чем могу помочь вам я?
С увлечением разыгрывая свою роль, которую одновременно и создавала, я заметила, что Костецкий слегка оторопел, но как опытный актер замешкался буквально на долю секунды. Поняв, что я девушка не промах и вступила с ним в игру, которую он сам же и предложил, с лукавой усмешкой продолжил.
-Госпожа, вы можете оказать стране неоценимую услугу.
Я гордо вскинула голову и с пафосом произнесла.
- Я патриотка, Александр Федорович, и готова на любые жертвы ради родной страны. Говорите, что от меня требуется?
-Как это прекрасно, слышать такие слова из ваших обворожительных уст, - серьёзно отвечал мой гость, но глаза его смеялись. Ему понравилась эта неожиданная игра.
-Сегодня ночью готовится нападение бунтующих рабочих масс на Зимний дворец. А защищает нас только женский батальон. И мы, Временное правительство, до подхода войск, решили укрыться у вас в особняке. Надеюсь, вы обласкаете бедных, несчастных членов Временного правительства? Теперь все против нас.
- Не волнуйтесь так, Александр Фёдорович. - я томно взглянула ему в глаза - Я готова сделать всё возможное и невозможное для спасения вашей драгоценной жизни. Вы нужны нашей Родине. И немного помедлив, будто решая стоит ли выдавать сейчас эту реплику, продолжила
— А если что, то мы переоденем вас в моё платье и отправим в Гатчину за подкреплением, на машине. Не беспокойтесь.
Он рассмеялся, но из образа не вышел.
-Право же, какая вы придумщица! Какая у вас умная и прелестная головка! А какие глаза!- интонация изменилась, в голосе появились нотки восхищения, как и подобает настоящему обольстителю,
- Я просто тону в них. Леночка, вы прекрасны, вы неотразимы. Вы просто сводите меня с ума.- И как будто удивляясь самому себе, с жаром воскликнул
- Я кажется, влюблен, да, я действительно влюблен. Я это чувствую. Вы
покарили железное сердце самого Керенского.
Я засмеялась, но кокетливо продолжила свою роль.
-Какой вы, однако, скорый.(Я хотела сказать наглый, но сказала скорый) Остановитесь, сударь, ум и ваше железное сердце вам еще понадобятся. Отечеству понадобятся. - уточнила я.
-Ах, бросьте, какое Отечество!-пылко воскликнул Керенский.- Любовь превыше всего. Возможно завтра нас уже не будет в живых. А сейчас, здесь, вы такая прекрасная, такая близкая, такая желанная! Я у ваших ног. Умоляю вас о любви. Давайте же не будем терять драгоценного времени. Дайте мне хотя бы один шанс. Жизнь так коротка и надо успевать пользоваться ее дарами.
-Успокойтесь, дорогой, Александр Федорович,- я неучтиво перебила разошедшегося не на шутку председателя Временного правительства,- вам нельзя сейчас расслабляться. О чем вы думаете? Ведь ваша судьба и судьба всей России зависит теперь только от вас.
Я упорно продолжала гнуть СВОЮ линию.
-О, жестокая, если бы вы могли понять сердце влюблённого мужчины,-с жаром продолжал гнуть СВОЮ линию Костецкий, - вы бы нашли там только ваш неземной образ, запечатленный навеки. Бог свидетель, я вас никогда не забуду, прекрасная Елена! Я полюбил вас!
Мы сидели друг против друга в полутемной администраторской каморке, освещаемой лишь светом настольной лампы, в упор смотрели друг на друга и каждый продолжал играл свою странную роль.
Уже было непонятно была ли это всё еще игра, импровизация или она переросла во что-то другое, совсем непонятное.
Пространство каморки заполнилось незримой энергией, которая всё вокруг изменяла, преображала, заставляя чувствовать и даже видеть всё по-другому. Как будто каждое слово, каждый взгляд, наполнялись двойным смыслом, один из которых представлялся привязанным к разыгрываемой ситуации, а другой - потаённым, загадочным, влекущим. Его невольное понимание волновало, заставляя душу, эту тонкую субстанцию, одновременно замирать и странно трепетать.
И уже было непонятно, то ли Александр Керенский, то ли Виктор Костецкий сидит напротив и с жаром объясняется в любви то ли мне, то ли придуманному мной образу.
Не знаю, как развернулись бы события дальше, если бы нашу интимную беседу не прервал голос возникшего на пороге человека в кожаной куртке, с револьвером в руках:"Ах, вот ты где? Все тебя ищут! Съёмка из-за тебя задерживается! - и взглянув на меня добавил, - ну, понятно, где красивая женщина, там и Костецкий".
Мне показалось, в его интонации промелькнули нотки зависти. Я ласково улыбнулась ему, надо же было как-то отреагировать на его «красивую женщину».
-Леночка, прошу вас, дождитесь меня, мы ведь не договорили.- В голосе Костецкого уже не было игры. Он встал и пошел за молодым человеком.
-Не волнуйтесь, Александр Фёдорович, - не выходя из роли ему в спину произнесла я,- всё будет хорошо.
И зачем-то язвительно добавила,- А платье я вам приготовлю, на всякий случай.
Он мгновенно обернулся и как-то странно посмотрел на меня.
Конечно же, ждать его я не стала. Мой рабочий «день» подошёл к концу. Съёмки, по-видимому, продолжались всю ночь. В своей жизни я больше не встречалась ни с Костецким, ни, естественно, с Керенским. Но до сих пор, при случае, сделав серьёзное лицо, хвастаюсь подружкам: "А мне сам Александр Федорович Керенский объяснился в любви".
Через много лет я посмотрела фильм «Осечка», который снимали тогда в Доме Писателя. Это была комедия по повести Кира Булычева «Осечка 67».
В фильме рассказывалось, как в 1967 году чиновники Ленинграда решили в честь 50-летия Революции восстановить события 7ноября 1917 года и наняли для этого местных актеров. Что из этого получилось, можно посмотреть и от души посмеяться.
В картине есть сцена, где в ночь штурма Зимнего, нанятый играть Керенского актер, (актера играл Костецкий) объясняется в любви актрисе, которая играла девушку из женского батальона, защищавшего Зимний. И я подумала, что тогда, в администраторской, Костецкий, наверное, решил «прорепетировать» со мной именно этот эпизод из фильма.
В общем-то, получилось у нас не плохо.
Спасибо, что дочитали до конца.
Свидетельство о публикации №223032701891