Малоскоростная воздушная цель

     Была поднята тема «работы» истребителя по малоскоростной воздушной цели. Тема актуальная после недавнего «пресечения» полёта американского беспилотника в Чёрном море недалеко от Крыма. Вопрос в том, как истребитель может «пресечь» полёт такого недружественного полёта, учитывая большую разницу в скоростях и то, что просто сбивать его ракетой или пушкой, вроде, пока?! нельзя.

     Приходилось мне в моей военно-лётной биографии сталкиваться с этой «темой». Было это в далёком уже 1988 году, когда наш 529 иап, базирующийся в Гудауте, только переучился на Су-27 и интенсивно осваивал его. Тогда, год назад, произошёл злополучный полёт Руста на Цесне с пересечением границы СССР и посадкой на Красной площади. Тогда же и возникла эта «тема» - перехвата малоскоростной низколетящей цели. В то время не рассматривали вариант малоскоростной цели на большой высоте. Считалось само собой, что цель будет именно «низколетящей». Да это было и логично, - на «чужой» территории только малая высота и давала возможность на необнаружение радиолокационными средствами.

     В марте месяце пришло указание в наш полк из какого-то «верхнего» штаба выделить и подготовить два экипажа к ВИУ (Военно Исследовательское Учение), которое будет проводиться в горных условиях Армении. Тема ВИУ была – перехват малоскоростной низколетящей цели.

     В один из этих экипажей попал и я. Наша подготовка к этому ВИУ заключалась в том, что стали мы отрабатывать перехват на малой высоте нашего полкового поисково-спасательного Ми-8, который ходил над морем на малой высоте. Тогда акцент был именно на малую высоту, где затруднено обнаружение цели.

     При отработке этих перехватов обнаружилась интересная особенность «ситуации». На цель наводил нас штурман наведения, мы цель обнаруживали по его командам визуально. Радиолокационный доплеровский прицел Су-27 вертолёт не видел и не должен был видеть, поскольку видит только цели, перемещающиеся со скоростью более 180 км/час относительно перехватчика. Но, к нашему удивлению, на экране прицела появлялась метка цели с дальностью в четыре раза превышающую реальную. Я видел цель визуально и ОЛС (Оптико-Локационная Станция) своим лазерным дальномером определяла дальность 6 км, а радиолокационный прицел выдавал дальность 26 км. Как потом выяснилось, радиолокационный прицел «видел» не сам вертолёт, а вращающийся с большой угловой скоростью несущий винт, но безбожно «врал» дальность.

     Сделали мы несколько таких перехватов вертолёта. Собственно, задача у нас была только обнаружить цель и вступить с ней в «контакт». Не знаю почему, но ни о каких дальнейших действиях задача нам не ставилась. Речь не шла ни об уничтожении цели, ни о принуждении её к посадке. В ходе этих «подготовительных» полётов пришли к выводу, что экипаж должен наводиться на цель штурманом КП до визуального обнаружения её экипажем.

     К началу ВИУ в Армении началась какая-то «национальная заварушка» и ВИУ отменили.

     Но «тема» эта не ушла надолго. Руст успешно сидел в советской тюрьме уже год и летом какой-то очередной «клоун» на Западе заявил, что, если не отпустят Руста, то он тоже прилетит в Советский Союз и сядет на Дворцовую площадь одного из городов СССР. А, поскольку, Дворцовая площадь есть только в Ленинграде, стало понятно, куда собрался лететь этот очередной «клоун» и откуда. Граница с Финляндией находилась в сотне км от Ленинграда, оттуда, вероятнее всего, и собирался лететь этот «клоун».

     Как стало известно позже, вдоль советско-финской границе было создано сплошное радиолокационное поле, в лощинах у границы в направлении Ленинграда, были рассредоточены многочисленные расчёты ПЗРК, на ближайший аэродром Громово была посажено звено Л-39 из одного из учебных полков Армавирского училища, наверное, как «ближайший» тип к ожидаемой очередной Цесне. Короче, все и вся были подняты «на уши».

     В первых числах августа из «верхнего» штаба поступает команда отправить пару Су-27 из нашего полка на аэродром Громово для дежурства по ожидаемому «прилёту» на Дворцовую площадь. Быстро была «организована» эта пара. В неё попали я и мой комэск Володя Барановский.

     Перелетели мы парой в Громово, быстро ознакомились там с местной навигационной и прочей обстановкой, сделали по одному ознакомительному полёту в районе аэродрома и заступили на боевое дежурство. Дежурили мы по одному и только днём. Понятно, что «клоуна» ждали только в светлое время.

     На аэродроме в это время уже вместо Л-39 дежурили МиГ-23 с ближайшего ПВОшного полка. Лётчики рассказывали, что поднимают их раза по три за день и всё попусту. Как только в финской приграничной полосе появляется малоскоростная воздушная цель. А там вдоль границы, рассказывают лётчики с двадцать третьих, мотаются разные Цесны, как у нас мотоциклы в селе, бидоны с молоком, наверное, возят. Как только такая Цесна приближается к границе, поднимают двадцать третий. Заколебались уже, жалуются лётчики.

     Дошла очередь и до нас, подняли Барановского, с час летал. Рассказывает потом, что гоняли его вдоль границы «КПшники». Они на малой высоте толком и не видят, - то ли им на экране что-то покажется, то «наблюдатели» с мест докладывают. Наводили его то на маяк в Выборге, то на КАМАЗ на трассе. Володя рассказывает, что штурман наведения, как только «даёт» цель, сразу выдаёт скороговоркой фразу: - «…цель ваша, работайте, принудить к посадке, при невыполнении уничтожить». Вот такие последствия прилёта Руста.

     В общем «дежурим» мы спокойно, меж рулёжек грибы собираем. Двадцать третьи иногда поднимают, нас не трогают.

     А тут вдруг ночью, с субботы на воскресенье дают нам команду «Воздух»! Вроде же мы только днём дежурим?! Моя очередь дежурства.

    Взлетаю, направили меня в район ленинградского аэропорта Пулково на 600 метрах, там все самолёты сидят по команде «Ковёр», это, когда в воздухе находятся только самолёты дежурных сил. Штурман сообщает координаты неопознанной цели в районе аэропорта, но я ничего не наблюдаю. Что-то мелькнуло на экране и пропало. Штурман кричит:

     - Малоразмерная цель, впереди по курсу, удаление 15, на запрос не отвечает, обнаружение доложить.

    Но никого я не наблюдаю, штурман уже тоже. Погоняли меня ещё КПшники разными галсами вдоль Невского проспекта, потом ещё по окрестностям Ленинграда. Бороздил я воздушные просторы часа полтора и вернулся на аэродром.

     Утром нам сообщили, что дежурство наше закончилось. А немного позже узнали мы, что - «...исходя из гуманных побуждений, Указом Президиума Верховного Совета СССР амнистирован Матиас Руст».

     Но на этом для меня «тема» малоскоростной низколетящей цели не закончилась…

- на фото: - малоскоростная воздушная цель.

24.03.2023 – Севастополь.


Рецензии