Когда настанут времена... ч. 12

Возвращение в провинцию Цинь.
          Я  перебралась  из  своей  провинции  во  дворец  своего  отца. В  моей  провинции  остались мой  наместник и прежнее высокое правление, которому  было  доверено  вести  государственные  дела нашей провинции.
           Моё  присутствие  теперь  стало  более  необходимо  во  владениях  моего  отца. Здесь  мне  всё    знакомо. И здесь прошли  мои юные  годы, которые  я  вспоминала  с  теплотой, потому  что  здесь  меня  окружала любовь.
             В  тронном  зале  висели  три  портрета  взрослых  и  один  детский.  Мой портрет, который  я  подарила  отцу  во  время  его  приезда  ко  мне, портрет   Цинь  Ли  Юаня  и  портрет  моего  отца – Великого  императора  Цинь  Чжуансяна. 
          И  портрет  маленькой  принцессы  Чжао  Юэ  Лян.  Иногда  я  уходила  туда, где  теперь  поселились  души  моих  близких, там  я  разговаривала  с  ними. Они слушали меня, не могли ответить, но я знала, что мои слова долетают до них.
           Прямо у входа я произносила-
-Цинь  Цзиньхуа, Цинь  Цзиньхуа.
           Эхо  глухими  колокольчиками  сообщало, что  это  пришла  я. Только кто слышит это?  А  потом  я  долго, часами  разговаривала   с  отцом, приносила  игрушки  моей  маленькой  принцессе.  Я  плакала, не  сдерживая  слёз.
           Здесь, в этом скорбном месте,   была и плакала  не  императрица  Цзиньхуа. Здесь  плакала  дочь  и  несчастная мать. Иногда  у  меня  опускались  руки. Одно  дело  управлять  своей  небольшой  провинцией.
          Другое дело  –  управлять  огромной  территорией,  которая,  к  тому же, была  полуразрушена.   Несколько  лет   ушло  на  то, чтобы  восстанавливать  дома  и  заново  возделывать  поля. Заново собирать урожай, кормить голодных.
          Погибло  очень  много народа, многие  погибли  целыми  семьями. После  того  землетрясения   осталось  много  больных.  Я  не  жалела  средств  на  лечение  и восстановление  простого  народа.  А как иначе?
           Я   понимала, что  государство  держится  трудом  простых  крестьян. Я помогала всем, кому требовалась моя помощь. Пусть даже, если это требует больших затрат. Никогда не стоит сожалеть о сделанных добрых делах.
         Когда-то мой отец говорил:
   - Запомните,  Ваше  Величество…  Император, что  лодка, а  народ, как  вода, Она  может  нести, а  может  и  утопить.
           Потому-то  я  старалась, чтобы  мой  народ  никогда  не  хотел  меня, свою императрицу,   утопить,  и  народ  был  мне благодарен  за  заботу  о  нём.  Гораздо  меньше  мне  хотелось  помогать  зажиточной  части  своей  империи.
          Пусть  они  стали  менее  богаты, но  дело  времени, они  свои  запасы  непременно пополнят. И  никто  не  смеет  мне  мешать   в  делах  государственных. Или  им  не  нравится  их  сытая  жизнь? Я могу поступить и иначе...
           Моя  постаревшая  няня  несколько  раз  заводила  разговор  о  том, что  со  мной  рядом должен  быть  мужчина. И у меня, в конце концов, должны быть дети. У империи должен быть наследник.  Я не знала, что ей   ответить.
          В  истории  Поднебесной  что-то  я  не  припомню, чтобы  императрица  выходила  замуж  во второй  раз. Но мне  снова  хотелось  познать  радость  материнства. И  к  тому  же, кто  унаследует  трон  императрицы?
          Ночами  я  долго  ворочалась  на своём  ложе,  но умные  мысли отказывались  посещать  мою  голову. Я  не  могла  даже  представить  рядом  с  собой  мужчину.   О  том, чтобы  делить  с  кем-то  трон, вопрос  даже  не  ставился.
           Наступят  времена, и  я тоже  предстану  перед  Небесным  Императором.  Я  буду  держать  ответ  за все  свои  дела на земле. Что  я  оставлю  после  себя?  Кто  займёт  моё  место  на  троне?  Родственников    у  меня  больше  не  было.
          Я  знаю, что  после  моей  смерти  непременно  найдётся  человек, который  станет  править  моими  землями.  Но  КАК  он  это  будет  делать?   Не  пустит  ли  он  на  ветер,  всё , что  я  создавала долгие  годы?
         Всё, что долгие годы создавал мой великий  отец.  Меня  стали  мучать  ночные  кошмары, мне  было  тесно  на  моём  большом  ложе. И нужно принимать какое-то решение. Кто мне в этом поможет? Кто подскажет?
           Я отправилась  к  отцу, вернее, к  его  портрету  в  тронном  зале. Встала перед ним. Он должен  дать мне знак, как мне поступить. Одна я не могу принимать решение. А вдруг оно окажется неправильным?
            Я заплакала.
 - Ваше  Величество, подскажите, что  мне  делать.  Вы  так  хотели  наследника.  Я родила вам   дочь.
           Я  чуть  было  не  сказала, что  отец  виновен  в  гибели моей маленькой дочери , но  не  посмела. Не  мне  переписывать законы  нашего  государства. Мой  отец  поступил  так, как  должен  был.  Ах, Небесный  император!
          Почему  ты  не  спал  в  это  время? Тогда  мой  отец  не  забрал  бы мою  девочку, она  была  бы  жива. Я спохватилась  и  тут  же  присела  в  поклоне, как  я  посмела гневаться  на  Небесного  Императора!
             Моё  тело  терзают   муки  желания  материнства - продолжила  плакать  я,- но  где  мне  найти достойного, чтобы  я  могла  его  принять  в  своё  лоно? Дай  мне  знак, Великий  император, укажи  на  продолжателя  нашей  славной  династии.
           К  концу  своей  длинной  речи  я  уже  почти  лежала  перед  портретом, слёзы  застилали  моё лицо. Я  услышала  осторожные  шаги  и  тут  же  вскочила.  Негоже  придворным  видеть  слабость своей  правительницы.
             Я  совсем  забыла  об  осторожности.  Я – правительница  Цинь Цзиньхуа! Я  не  могу  быть  слабой!  Если  я  покажу  свою  слабость,  мои подданные  не  смогут  быть  уверенными  во  мне. А  я  должна  беречь  свой  народ.
            Я  оглянулась. Это  была  моя  верная  Сюань  Цзян.
-Птичка  моя!
           Няня  нежно  обняла  меня.
 - как  же  ты  страдаешь, моя девочка! Тебе  нужна  непременно мужская  поддержка. И  тебе  нужно  родить.
              Я всхлипнула.
  -  Ах, няня, я  сама  всё  это  сознаю. Но  что  делать?  Может быть,  разыскать    Лян  Кэ? Он  хотя  бы  знает  моё  тело. Как  я  могу  себя  доверить  чужим  рукам  и  чужому…  Я  не  знала , как  назвать то, что  должно  было  осчастливить   меня  наследником.
             Няня вздохнула.
   - Нет, птичка моя , нельзя  утонуть  два раза  в  одной  реке.  И  я  не хотела  тебе  говорить, но  Лян  Кэ  давно умер.  Я  это  знала, когда  мы  жили  в  провинции  Чжао. Его  убили.  Может  быть,  даже  по  приказу  Гуэй  Гуцзы.
           Её глаза налились слезами.
 - Потому  Лян  Кэ  уже  не  пригодится тебе, птичка  моя. И  семя  его  тогда  было  пролито  зря.  Не  позволил  Небесный  Император  этому  семени  взрасти.  И  потом  дать  свои плоды  не   позволил. Наверное, что-то не понравилось Небесному Императору...
          Она прищурилась.
-И потом...помнишь-
Рыба вьюн сорвалась
 с золотого крючка и ушла.
Ты не жди,
 чтоб она к тебе снова пришла.
            Она  подумала  и  добавила.
 - а  почему  бы  тебе, птичка моя,   не  обратить   свой  взгляд  на  нашего славного  полководца?  Каков красавец - Сян  Юй!  Он  красивый, умный. К  тому  же  великий  полководец. Ты  обрати  внимание, как этот красавец  смотрит  на тебя, словно  кот  на  соловья.
            Я рассмеялась сквозь слёзы.
 - Вот, вот! Ты правильно сказала,  словно  кот  на  соловья.  А  потом - ам!  И  нет твоей   птички.  Да  и родни  у  него, наверняка, огромное  количество, будут  потом  наши  земли  рвать, как  голодные  собаки. Нет, Сюань  Цзян, плохой  твой  совет. Не  последую  я  ему.
            Няня хитро прищурила глаза.
  - Тогда надо  найти  того, кто  сможет  не  только  подарить Вашему  Величеству  радость  и  удовольствие, но  и  наследника.
             Я рассмеялась.
  - Ну  да, а  потом  придётся  отрубить  ему  голову, чтобы  не  болтал  лишнего  и  не  путался  потом   у меня  под ногами. Хватит  с  меня  Лян  Кэ.
             Няня была более жалостлива к окружающим.
- Ну,  зачем  же  сразу  голову  рубить? А?  Мужчина  и  так  молчать  будет. Или  ему  надоест  его  никому  ненужная  жизнь?
              Я  с  няней  согласилась. Но  с  другой  стороны, я  не  могу  порочить  своё  имя.  Императрице не  подобает  себя  вести, как  блудливой  кошке. И  как  народ  потом  может  поклоняться наследнику, не  зная, какой  он  крови...
          Императору   закон  позволял  иметь  много  жён. Меняй  их  хоть  каждую  неделю. Таков   закон  Поднебесной. Но  про  меня  в  законе  не  было  сказано  ничего. Как  быть  мне?   Мне  ничего  не  приходило  в  голову.
            А  ближе  к  вечеру  я  отправилась  в  усыпальницу  отца  и  дочери.  Вся, сопровождавшая  меня  свита, осталась  на  улице. Входить  в  гробницу, не  было  позволено  никому. Я снова  просила  отца  дать    знак, как  мне  поступить.
          И  снова я горько  плакала.  Мне  очень  не хватало   рядом моего властного отца. Я  уже  не  говорю  о  маленькой  Юэ Лян. Зря  говорят - закрылась  рана – забыл  о боли.  И  рана  не  закрылась  и  боль  осталась.
          И  ещё  я  жаловалась  отцу, что  он  неправильно  поступил, оставив  меня совсем   одну.  Что мне теперь делать? На чьё плечо опереться? Я не могу всё время помнить, что я -великая. Прежде всего, я- женщина!
          Наверное, было  большой  ошибкой  возложить  на  меня  тяжкое  бремя  управления  огромным   царством.   Я  стала  императрицей  в  двадцать  лет.  Это  неслыханно  малый  возраст  для  такого  высокого положения.
          На  мои  хрупкие  плечи  легли  беды  такого  огромного  количества  людей . И  забота о  них – это  непосильный  груз  для  почти  ещё девочки-императрицы.  Теперь  я  стала  старше, почти  на  десять  лет.
          Но  всё  равно  я ещё  слишком  молода, и  мне так  необходима  помощь, мне  так  не  хватает  добрых  советов  моего  великого   отца. Я  осталась  одна  в  этом огромном  мире. Кто мне поможет?  Правда есть ещё няня, но...
            А  потом  это  горе, я  не  знаю, как  у  меня  хватило  сил  не  сломиться  и  не  впасть  в отчаяние. И  нет  рядом  никого, кроме  моей  верной  няни. Она  была  моей  единственной  опорой в  беде  и  одновременно  подушкой  для  слёз.
           Как  мне  жить  дальше, скажи  мне, Великий  Император, мой дорогой  отец, Цинь  Чжуансян!  Не  подал  мне  Его  Величество никакого  знака. Но  от  него  я  ушла  почему-то  спокойной  и  уверенной  в  себе.
           Я уже знала, что мне   делать.   Скоро  наступят  нужные  времена, и  я  буду  знать, как мне правильно поступить.  Неделя  стремительно  прошла  в  решении неотложных  государственных  вопросов.
          Словно  нарочно, мне  каждый  день приходилось  встречаться  с   полководцем нашей армии  Сян  Юем.  Он  постоянно  оказывал  мне  знаки  различные  внимания, а  я  стала глядеть  на  него  другими  глазами.
            В один из дней, когда  я  находилась  в  тронном  зале, внезапно  вошла  моя  няня,  она присела в почтительном  поклоне.   Иногда няня так поступала, хотя ей было не обязательно отдавать мне почести.
          Склонила голову.
-Птичка моя, сейчас сюда войдёт человек, при появлении которого всё кругом озарится светом и тебе станет радостно.
            Вошёл  полководец  Сян  Юй  и тоже почтительно  склонился  в  поклоне.  Ему положено это делать. Потому что он-мой подданный. И он служит мне. А я...сегодня я решаю его судьбу. Только он этого пока не знает.
          А  у  меня  вдруг  жаром  охватило  лицо. Сердце  радостно  трепыхнулось   и  запело.   Сян Юй обратился ко мне, а мне казалось, что молодой военачальник ласкает меня, называя по имени. Я прикрыла глаза.
              И слова его, как нежная песня…
    - Ваше  Величество, прекрасная  императрица Цзиньхуа!  Я   хотел  бы   доложить  Вам, что  необходимо  внести  кое-какие  мои  мысли  на  рассмотрение  высокому  правлению.
           Я  подняла  глаза на  Сюань  Цзян, стоявшую  за  спиной  военачальника. Она  улыбалась  и показывала  мне  язык! Вот  негодница!  Показывать  язык  своей  императрице! Ну, няня!  А  душа  моя ликовала.
              Я махнула рукой.
  - Ты  можешь  встать, Сян Юй.
             Я  встала  со своего   трона  и медленно  подошла  ближе к своему подданному.  От  молодого  мужчины исходил  дух  невероятной силы  и  мужского  тела. Конечно. Он великий полководец!
         Мои  ноздри  затрепетали. Сян  Юй  вместо  того,  чтобы встать, наоборот, склонился  так  низко  передо  мной, что  его  голова  касалась  моего  платья.   Я подумала, хорошо, что  Сян Юй  не  видит  моего  лица.
           Оно  пылало. Чтобы  не  смущать  далее себя, я  вернулась  и  села  на трон. Молодой  человек  поднялся  с  колен. Блеск  в  его  глазах выдавал чувства.   Я  своё  лицо  прикрыла  веером. Не нужно, чтобы он видел моё смущение.
           Сян  Юй  что-то  долго   докладывал  мне, но  я  не  слушала  его, кивала  головой, словно  одобряя  его слова. Наконец, он  замолчал. Всё? А дальше?  Пауза затягивалась. Мне следовало что-то сказать.
          И я  кое-как выдохнула.
 -Ты  можешь  уйти.
             Сян  Юй  торопливо  вышел.  Снова  вошла  няня.
   - Ты  можешь  уйти …
            Она передразнила меня.
-Ты можешь уйти…
            Я возмутилась.
-Что  мне  следовало  сделать? Ну?  Может  быть, станцевать  ему?  Так, я   ещё  и  петь умею. Следовало спеть?
            Няня съязвила.
  -Как  ты  поёшь, только  ворон  пугать.
-Ох, няня! Или  тебе  надоела  твоя размеренная   жизнь, что  ты  так  разговариваешь  со  своей  императрицей!
           Няня кивнула в сторону выхода.
  -  Это  ты  ему  императрица, а  мне  тебе  бояться  незачем. Мыши  кошек  не  кусают. Мне  уже  столько  лет,  что  пора  и к  Небесному  императору. Только  боюсь  тебя  одну  оставить. Это меня только и держит.
           Мы с  няней  отправились  в сад.  Там  молча  бродили  среди  цветов.  Потом  сели  в  беседке, неподалёку  расположилась  моя  свита. Красота  вечернего  сада  завораживала  и  располагала    к  душевной  беседе.

продолжение следует


Рецензии
Я вот тебя читаю, Линочка, и удивляюсь: сколько в тебе таланта!
Живи долго и удивляй своих читателей.
Спасибо, красивая!

Alex Zima   29.03.2023 20:04     Заявить о нарушении
Жить долго вряд ли получится...в последний приём доктор мне так и сказала, жить осталось недолго.

Лина Галиан   01.07.2023 10:21   Заявить о нарушении