Роковой возраст
Роковой возраст.
Я не обрел высшее медицинское образование. Был у меня в юности друг, студент-медик, который просвещал меня по части его будущей специальности. Лет 60 назад на уроке он разъяснил мне суть «Закона парных случаев в медицине». Современная Вики учит: «К закону парных случаев относят яркие, запоминающиеся ситуации, которые повторяются дважды (или же минимум дважды, если повторений оказывается больше). Например, через неделю после оформления выписки пациента с очень редким диагнозом в той же больнице может оказаться второй пациент с аналогичным заболеванием». В производственной сфере этот закон вряд ли применим – за время службы в шахте я негласно зафиксировал более двухсот смертей горняков, но признаков проявления шарлатанского закона не обнаружил. Другое дело – быт, где мистика законно-незаконно встречается сплошь и рядом. На прошлой неделе я в тексте вскользь, не совсем по теме, помянул «пациента с очень редким диагнозом», как выразился бы мой друг юности.
«Мы с бардом одногодки, после школы один пошел учиться на строителя, другой – на шахтостроителя. А тут, как на грех, вышла на экраны «….французская драма «Колдунья» с загадочной и вожделенной Мариной Влади. Это стало событием в жизни советских граждан. Именно этот фильм пустил стрелу в сердце Владимира Высоцкого». В приведенной аннотации к фильму упущено, что «Колдунья» околдовала не только все наше мужское поколение, которое ходило, как стрелой ужаленное, но и опростоволосило девичью часть, которая моментально перескочила на прическу а-ля Влади. Первый из нас двоих бросил институт, схватил гитару и стал сначала хрипеть приблатненные, а затем петь свои, действительно классные песни с явной целью вытащить из сердца стрелу и лично предъявить той, которая запустила ее. Другой, вдаренный джазом и отвергающий гитару в любом виде, уяснив бесперспективность соперничества с первым, вытащил самостоятельно стрелу из сердца, сломал ее пополам и отправился сдавать экзамен по сопромату. Первый же вынужден был поддерживать форму на высоком уровне для достижения своей цели, которая оправдывает средства. Средствами была сначала к сожалению водяра, а потом и наркота. Сотворенные же им шедевры (без сарказма) дают основания соорудить памятник, создать музей, куда придут желающие».Прошло несколько дней и на экранах телевизоров «оказался второй пациент с аналогичным заболеванием». В передаче «Достояние республики» редко мелькал сам Джо Дассен, оставшись достоянием своей Пятой республики. А советские и российские певцы перепевали его песни на свой лад, но даже знатный точь-в-точист Евгений Дятлов не решился усладить слух телезрителей голосом бенефицианта.
Теперь позволю себе слегка примазаться к гениям: «Мы с Владимиром Высоцким и Джо Дассеном ровесники по рождению». И тут же позволю себе откреститься от корифеев: «Высоцкий и Дассен одногодки и по смерти». Они прожили в бешенном темпе, с надрывом свои 42 года, я – ползаю в два раза дольше и приближаюсь к возрасту переходному вместе с нашим ровесником мещанином Адриано Челентано. Что это за упокойная цифра – сорок два? Технически можно изобразить в системе координат две линии – здоровья и творчества. Первая из них по замыслу Создателя после юношеского периода продвигается на самом высоком уровне параллельно ординате продолжительности жизни, а затем постепенно снижается и к отметке 120 резко падает вниз. Линия же творчества с нуля взлетает вверх, а затем выполаживается, достигнув потолка мастерства. Амбициозная личность требует от себя любимого создавать на пределе сил только шедевры и, если очередное творение, не дай Бог, ниже шедеврального уровня, то этот спад требуется заглушить особым стимулятором за счет здоровья. В такие моменты линия здоровья срывается в пике, и восстанавливаться приходится на даче у главврача Моргулиса, что, впрочем, дает повод для создания очередного изумруда и восторженного восстановления духовной линии после случившегося прорана. После нескольких мучительных потрясений линия здоровья в очередном пике пронзает все-таки сверху линию творчества в точке «42», и на всей системе координат личности ставится окончательная точка.
Закон парных случаев у лекарей не согласуется с эмпирическими наблюдениями за массивом выдающихся деятелей искусства. В группу «42» я навскидку включаю Элвиса Пресли, Юрия Богатырева, Юрия Демича, Владимира Тихонова. Черта не подведена, читателям можно пополнять скорбный список. Не все дотянули до контрольной цифры. Джек Лондон, Олег Даль – 40 лет. Группа «39» – Дворжецкие Владислав м Евгений, Эдуард Багрицкий, Мамука Кикалейшвили. Владислав Галкин – 38. Плеяда «37» – Николай Баталов, Владимир Маяковский, Леонид Енгибаров, Геннадий Шпаликов. Сегодня, в эпоху потребительского потребления непотребности в виде телевизионных шоу в «прямом эфире пусть говорит Андрей с приветом о разоблачительной ДНК», умирать смертельно опасно. Еще не обсохло тело после ритуального омовения, еще не вынесли из храма искусства под аплодисменты почитателей выдающегося деятеля искусства, а телевизионные стервятники, естественно, уже приступают к обгладыванию косточек усопшего. Экзекуция происходит по системе «всё включено» – все телеканалы, все телевизоры, все телезрители включены в процесс. Будь такая непристойная эпоха в пушкинские времена, можно было бы растянуть веселое шоу на 37 представлений – по одному вечеру для обсасывания каждой из состоявшихся и умиренных дуэлей гения. Следование моде 19-го века привело к трагедии – «наше всё» погиб в 38 в последнем, завершающем поединке. Вот и все… . «Жить в обществе и быть свободным от общества – невозможно». Это сказал не Лермонтов, но именно он был пристрелен 27-милетним, потому что такие правила гуляли в обществе. Мода на дуэли прошла, а страсти сохранились, так решил в 30 самородок Есенин, не дотерпев хотя бы до рокового барьера.
Ну, что же я все за упокой да за упокой! Закончу во здравие. Пусть в Вашей системе координат на жизненном поле господствовала эпюра, не допускающая критического пересечения жизненно важных линий до 120!
Свидетельство о публикации №223032700471