Гитара
Встречались они на купалке, взбирались на десятиметровую вышку. Каждый приносил по бутылке «Агдама», популярного полусладкого вина отечественного разлива. Выпив по первой, начинали репетицию. Ленька привез из училища много новых дворовых и бардовских песен. У Саньки были свои. Почти все песни объединял задушевный минор, так называемые три аккорда или русский квадрат с добавлением "ля мажор". Встречались и мажорные аккорды, но реже. Санька внимательно следил за Ленькиной распальцовкой, чтобы потом дома потренироваться на своей старенькой гитаре, с которой он убрал лишнюю седьмую струну.
Репертуар был готов.
– Я думал, что ты моя половинка, – запевал Санька, и Ленька ударял по струнам.
– А ты оказалась, холодной, как льдинка, – с надрывом в голосе сокрушался вокалист.
Чередуя песни с выпивкой, два доморощенных музыканта давали настоящие концерты родному поселку. С каждой порцией вина голос становился все чище и сильнее, а гитара так и обволакивала его объемным струнным звучанием. Казалось, песни плыли по воздуху в ночной тишине:
Отшумело, отгремело бабье лето,
Паутинками опутал листья ветер,
А сегодня журавлей поднялась стая,
И кричат они, призывно улетая.
У будущего летчика наворачивались слезы на глазах, когда пели «Серегу Санина» замечательного поэта и барда Юрия Визбора:
А он чуть-чуть не долетел, совсем немного
Не дотянул он до посадочных огней.
То взлет, то посадка,
То снег, то дожди,
Сырая палатка,
И почты не жди.
Идет молчаливо
В распадок рассвет.
Уходишь - счастливо!
Приходишь - привет!
Люди из близлежащих домов выходили во двор, слушали. Никто не возмущался, если концерт затягивался допоздна.
По искренности и проникновенности исполнения самодеятельный дуэт не уступали популярной эстраде. Их песни прямой наводкой били по зачерствевшим душам поселковых работяг. На другой день они подходили к исполнителям, хвалили, просили повторить полюбившиеся номера. С клубной сцены таких песен не услышишь. Там цензура, художественный совет, тщательный отбор. Потому их и называли дворовыми или бардовскими. И любили такие песни поболее, чем постоянно транслируемые по радио «И Ленин такой молодой» или «Идет солдат по городу».
Ленька улетел в свое училище. На удивление быстро Санька овладел его манерой игры и смог самостоятельно воспроизводить разученный репертуар. Но на купалку один не ходил. Концерты прекратились. Без хорошего товарища и задушевной выпивки высокой планки в исполнении не достичь.
В Хабаровск Санька вернулся с твердым намерением обзавестись хорошей гитарой. Стипендии с трудом хватало на еду. Ребята с общежития подрабатывали по ночам и воскресеньям на разгрузке–погрузке вагонов и барж. Выглядело это так: в общежитие заявлялся «бугор», занимающийся набором желающих, бросал клич:
– Народ, кто на калым?
Недостатка в добровольцах не было. Записался и Санька. Загружали баржи с северного завоза. Они снабжали продуктами питания удаленные районы, с которыми в зимнее время транспортной связи не было. Бугор подгонял в порт работяг. За досрочную отгрузку барж хорошо приплачивали, поджимали сроки навигации. В спешке Саньку чуть не прибило ящиком с трехлитровыми банками компота. Кто-то обронил его сверху, когда Санька размещал груз в трюме, он едва успел отскочить в сторону. Бугор с подельниками привыкли бесплатно лакомиться соками и компотами в стеклотаре. Существовала норма боя при погрузке, ей они и пользовались. Ящик, летевший на Саньку, в эту норму мог бы войти. Но воспользоваться вишневым компотом, разлетевшимся вместе с осколками стекла, к большому сожалению работяг, не пришлось. Довольствовались шестью оставшимися по норме банками яблочного сока, изъятыми из другого ящика.
За несколько воскресений Санька скопил приличную сумму. Ее хватило на красивую акустическую гитару с адаптером. Вся дальнейшая студенческая жизнь прошла под песни. Он стал званным гостем на пирушках. Хулиганистые приятели из Северного микрорайона так его и звали «Гитара».
Репертуар значительно расширился. Добавились популярные вещи Окуджавы, Высоцкого, Городницкого, Кима, Кукина и, конечно, самые русские, самые проникновенные песни на стихи Есенина:
А теперь я милой
Ничего не значу,
Под чужую песню
И смеюсь, и плачу...
Свидетельство о публикации №223032700474
С уважением.
Юрий Симоненков 28.03.2023 04:29 Заявить о нарушении
Александр Иванович Семченко 28.03.2023 12:59 Заявить о нарушении