Святитель Николай Сербский о важности причастия

Святитель Николай Сербский - известнейший проповедник и мыслитель, знаток человеческой души и всех аспектов земного бытия. Ему принадлежит сборник “Миссионерские письма”. Письма эти читаются легко, на одном дыхании. Мысли изложены простым, понятным языком. О таких важных и сложных темах говорит святитель просто, без лишних слов и эмоций.
Биография свт. Николая несколько схожа с жизнью святителя Луки (Войно-Ясенецкого), оба жили примерно в одно время, практически наши современники.
Например, Письмо 38. Оно адресовано двум друзьям, которые спорят о том, нужно ли причащать больных.
Святитель сразу   обозначает две позиции в отношении вопроса с объяснением причин обеих точек зрения следующими словами: “Один из вас говорит: не нужно. Не нужно потому, что существует поверье, что, если больной причастится, он умрет. Другой говорит: нужно, ибо грешно христианину уйти из этого мира без Причастия”. И сразу четко озвучивает свою позицию: “Я на стороне второго. Ибо это - заповедь Церкви”. Красной нитью через весь текст письма проходит противопоставление этих двух позиций как безумия и разумности, как богохульства и мудрости в отношении к Промыслу Божию. “Безумие думать, что больной непременно умрет, если причастится. Множество примеров говорят об обратном”. “Если больные от Причастия умирают, то логично было бы думать, что здоровые от Причастия болеют. А это безумие и богохульство. Если же случалось, что больной умирал после Причастия, то умирал он от болезни, а не от причастия”. “Мудрый человек думает о смерти и пока здоров, не говоря уже о болезни”. Господь сказал безумному богачу, который строил планы о том, как еще разбогатеть: “Безумный! Завтра возьму душу твою от тебя, а чье будет сокровище твое?”. Свт. Николай поднимает еще очень важный вопрос, а что же есть это сокровище. Для “безумного богача” -  это материальные ценности. Безумие - это душевная болезнь. Безумие - не думать о здоровье души. Для “мудрого человека”, который думает о смерти, будучи здравым, - это духовные ценности, душа. Memento mori - памятование о смерти есть важнейший душеспасительный жизненный принцип, очень отрезвляющий человека на каждом шагу его жизненного пути.. Мудрый живет, руководствуясь этим принципом, заботится о душевном здоровье, о чистоте души, причащается, будучи и в телесном здравии. “Если же случалось, что больной умирал после Причастия, то умирал он от болезни, а не от Причастия. Таков был Промысл Божий о нем. Но умирал он с очищенной и прощенной душой, примиренный с Богом и людьми». Святитель приводит в тексте письма пример пустынников, которые боялись умереть без Причастия. А уж им, жившим вдали от мирской суеты и достигшим столь высокого духовного совершенства, казалось бы, о чем волноваться. А они “…горячо молились Богу, чтобы перед смертью Он послал им священника с Причастием. Благой Промысл Божий исполнял молитвы своих угодников и посылал им слуг алтаря, и причащались они Святых Таин. Причастившись, они озарялись радостью и расставались с этим миром смиренно и спокойно”. Также свт. Николай пишет о случаях, когда человек уже, казалось бы, физически умер, но он настолько желал причаститься, что Бог давал ему такую возможность - человек возвращался в этот мир и умирал, приняв Св. Причастие. В противовес столь сильному душеспасительному желанию верующего причаститься свт. Николай приводит в письме пример жены одного больного человека, которая самоуверенно не пустила на порог священника, спешившего причастить ее мужа. Муж умер, а она впоследствии горько раскаялась в своем безумном, бездумном поступке. Это наглядный пример тех тяжелых и непоправимых зачастую последствий, когда человек самоуверенно полагается на себя. Священника не звали в этот дом, он сам пришел причастить, точнее, Бог привел его. Благой Промысл Божий во всем. А человек делает выбор - довериться Промыслу, или же поступить согласно поверьям, приметам. Святитель начинает свое письмо такими словами: “Один из вас говорит: не нужно. Не нужно потому, что существует поверье…”. И далее в письме он объясняет, к чему приводит тот или иной выбор.
Благой Промысл Божий везде и во всем, а у человека есть свободная воля (гномическая) осуществлять тот или иной выбор. Кто-то согласен с мнением одного друга, кто-то - другого. Как пишет свт. Николай Сербский: “Я на стороне второго”.

Очень важную мысль некогда выразил прп. Паисий Величковский: “Бесы очень боятся шести добродетелей: алкания; жажды; молитвы Иисусовой; крестного изображения - кто хорошо изображает крест на себе, на лице своем; частого причащения пречистых тайн Христовых - кто достойно причащается; и несомненной надежды на Бога. Нет страшнее сего оружие против бесов”.


Рецензии