Русский порнографический роман

В русской литературе выделяются четыре порнографических романа, то есть романа о проститутках: Преступление и наказание / Достоевский. – 1866; Воскресение / Толстой, Л. – 1899; Трое / Горький. – 1901; Марья Лусьева. Марья Лусьева за границей / Амфитеатров. – 1904 … 1911.
Капиталистическое развитие России, начиная с освобождения крепостных в 1861 году, привело к бурному развитию проституции, поскольку проституция – характернейшая черта капиталистического общества. Это не могло не найти отображения в русском классическом романе. Более того, тема проституции является главной в главнейших романах обоих классиков русского романа – Достоевского и Л. Толстого. Романы Горького и Амфитеатрова о проститутках менее известны, поскольку уже в значительной степени являются романами только и исключительно о проститутках, тогда как у Достоевского и Толстого, при всём значении в их романах образов проституток, сама технология проституции не является главной темой.
Проститутка нужна Достоевскому, чтобы вернуть убийцу Раскольникова в общество, чтобы показать, что можно от голода идти в проститутки, а не в убийцы, отдать своё тело на постыдное поругание, а не уничтожать тело другого человека. Достоевский возвышает проститутку, делает её фигурой уважаемой и правильной, невольно признавая массовость, законность и естественность проституции в современном капиталистическом обществе.
И ведь мог же писатель сделать Мармеладову, уговаривающую убийцу сдаться властям, швеёй, например, или прислугой, а то и просто умирающей с голоду порядочной девушкой, но нет! Установка Достоевского на обязательное присутствие в романе сексуальной разухабистости сделало фигуру проститутки для романа необходимой.
У Л. Толстого проститутка Маслова играет решающую роль в реализации главной идеи романа. Граф считает условием появления проституции добрачный секс. Проституция у Л. Толстого всегда связана с криминалом – с воровством, с убийством. В проституцию вовлекают классы низшие классы высшие и в этом их, высших классов, величайшая вина перед низшими классами. Если для Достоевского проституция – вещь естественная и неизбежная, то Толстой считает проституцию только частью криминальной изнанки общества, проститутка у графа ничем не отличается от вора и убийцы.
Горький в своём романе «Трое» в значительной степени подражает и Достоевскому, и Толстому, внося только некоторые оригинальные черты в описание проституции. Проститутки у Горького стали проститутками не от голода, как у Достоевского, и не от добрачного растления, как у Толстого. Проституция в описании Горького – в значительной степени добровольный выбор индивидуума, своеобразный временный бизнес, средство первоначального накопления капитала. Фактически же проституция часто связана и с убийствами, и с воровством, тут Горький согласен с Л. Толстым. С убийствами, поскольку у проституток всегда есть любовник, склонный к расправам над клиентами проституток. С воровством, поскольку проститутке легко обворовать клиента ради того же любовника.
Горький наполняет образы своих проституток живой жизнью. Молодые девицы, они, естественно, страстно любят своих любимых мужчин, а это и порождает, прежде всего, их, проституток и их любовников, преступления. Сами естественные любовные отношения у проституток становятся источником уголовных преступлений. Как видно, здесь Горький, в значительной степени опираясь на мысли Достоевского и Толстого о проституции, основательно переосмысливает проституцию, показывает неизбежность её криминализации, до чего не додумались ни Достоевский, ни Л. Толстой.
Амфитеатров, обратившись к порнографии, показал всю технологию возникновения и функционирования проституции для богатых и богатых проституток – постепенное вовлечение девушки из среднего класса в этот бизнес, её удержание в этой деятельности и перевоспитания проститутки в духе преданности своему занятию. Проститутки у Амфитеатрова становятся проститутками не от голода, как у Достоевского, не от добрачного растления, как у Л. Толстого и даже не сознательно выбирая себе первоначально эту проститутскую судьбу для быстрого накопления средств к жизни, как у Горького. Сам естественный интерес юной, невинной девушки к неведомому пока для неё сексу может быть использован для вовлечения её в проституцию. Привыкание к своему проститутскому ремеслу делает проституцию сознательной и желанной деятельностью.
Капитализм, как известно, общество свободное. Русский порнографический роман 1866–1911 годов показывает, что капиталистическая свобода быстро приводит к бурному и всеобщему расцвету проституции, которая становится главным атрибутом капиталистического общества.


Рецензии