К восстановлению административных районов Балкарии
Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе
Чайка Юрию Яковлевичу – для сведения
Главе Кабардино-Балкарской Республики
Кокову Казбеку Валерьевичу
Копия
Председателю Парламента Кабардино-
Балкарской Республики
Егоровой Татьяне Борисовне
Тетуева Хадиса Инзреловича, КБР,
mail.ru: hadis-tetuev@rambler.ru
В преддверии празднования – 100 летия образования Кабардино-Балкарской республики, балкарская общественность обращается к Вам с вопросами и проблемами нашего народа, в основе которых находятся события, связанные с образованием объединённой Кабардино-Балкарской области. Возвращаясь к историческим процессам в истории балкарского, кабардинского и русских народов следует отметить, что в 1918 году была провозглашена Советская власть в Кабарде и Балкарии.
Как самостоятельные округа (кабардинский и балкарский) они вошли в состав Горской республики. 1 сентября 1921 г. в связи с выходом кабардинского округа из состава Горской АССР, была образована Кабардинская автономная область. 6 января 1922 г. из Горской республики вышел балкарский округ, и образовалась Балкарская автономная область в составе РСФСР. Однако, 16 января 1922 г. решением ВЦИК, при активной деятельности Наркома по делам национальностей И.Сталина была образована Кабардино-Балкарская АО. Процесс объединения двух автономных областей протекал достаточно сложно. В конечном итоге был, достигнут компромисс, в котором главным условием объединения Кабарды и Балкарии был признан принцип паритетности равное представительство кабардинцев и балкарцев, русских в исполнительных органах власти. Таким образом, изначально было обозначено и принято условие о равном представительстве кабардинцев, балкарцев и русских в исполнительных органах власти. С 1936 г. Кабардино-Балкария имеет статус автономной республики. Позднее, после насильственного выселения балкарцев, КБАССР была преобразована в Кабардинскую АССР. В 1957 году вновь изменено на КБАССР.
Депортация балкарцев в 1944 г. из исконной территории Балкарии в Казахстан и Среднюю Азию, упразднение Балкарской автономии в составе Кабардино-Балкарской АССР и преобразование в Кабардинскую АССР на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1944 г. переименовать Кабардино-Балкарскую АССР в Кабардинскую автономную советскую социалистическую республику.
В документах, принятых в отношении депортируемого балкарского народа однозначно подчёркивается самостоятельная область – Балкария. Вот один из таких документов:
«1. ЧЛЕНУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ СССР
И НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР ГЕНЕРАЛЬНОМУ КОМИССАРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРИЩУ БЕРИЯ Л. П.
№ 1/63 23 февраля 1944 г.
Совершенно секретно
СПРАВКА О СОСТОЯНИИ БАЛКАРСКИХ РАЙОНОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ АССР
Балкария расположена в ущельях Главного Кавказского хреб¬та.
В административном порядке распределяется на 4 района:
Эльбрусский, Чегемский, Черекский и Хуламо-Безенгиевский.
Площадь земли Балкарии составляет - 503 064 га…»
В документах о выселении балкарцев чётко указывается территория и административные районы Балкарии…
Следует отметить, что в отношении кабардинского народа были подготовлены аналогичные справки:
«Об антисоветской деятельности по районам Кабарды» от 07 августа 1944 года и записки Г.М. Маленкову «О положении в Кабардинской АССР» 1944 года, исходя из которых негативные факты в отношении кабардинского народа, были гораздо в большей степени подчёркнуты, чем огульные обвинения в адрес балкарского народа.
Депортация повлекла за собой физическое уничтожение части балкарского этноса, насильственное разрушение всей структуры его политического, социально-экономического, культурного развития и привела к ликвидации его государственности - важной шкалы в системе гражданских ценностей. В новых местах жительства балкарский народ объективно был под угрозой исчезновения как этнос в силу тяжелых условий жизни и дисперсного расселения на огромной территории.
Главную причину этого негативного явления следует искать в ошибках в национальной политике на Северном Кавказе в предвоенные годы, политических и социально-экономических факторах жизни при советской власти, репрессиях в 20-30-е годы.
Кабардино-Балкария находилась под оккупацией с 10 августа 1942 г., до
11 января 1943 г., а районы преимущественного проживания балкарцев (кроме нескольких предгорных селений) - 35 дней. Есть селения, куда немцы за период оккупации так и не добрались. Создание оккупантами новых управленческих структур в большинстве балкарских селений по времени не было реализованы. 24 декабря 1942 г. войска Закавказского фронта начали наступление. Немецкие войска, неся большие потери, отступили, что исключало появление ставленников и пособников немцев, полицаев и т.д. Об отношении балкарцев к оккупантам говорит тот факт, что за период оккупации фашистами и их пособниками было расстреляно и убито около 500 человек.
По разным данным от 10 до 12 тыс. балкарцев сражались на фронтах
Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах КБАССР, Белоруссии и Украины, в рядах антифашистского сопротивления в Европе. Известны их многочисленные подвиги, а также, бескорыстная и самоотверженная помощь населения фронту, героический подвиг в тылу. Тысячи воинов-балкарцев были награждены орденами и медалями, двое удостоились высшей государственной награды. В то время, когда подавляющая часть мужского населения находилась на фронте, обвинение в повальном пособничестве оккупантам выглядело абсурдно и безнравственно: выселялись грудные младенцы, женщины и старики.
К тому же нет данных о том, что среди балкарцев был более высокий
процент коллаборационистов по сравнению с другим населением страны и
Северного Кавказа.
Бандформирования на Северном Кавказе были не только в Карачае, Чечено-
Ингушетии и Балкарии. В 1941-1943 гг. в регионе было ликвидировано
963 бандгруппы (17563 чел.). В первой половине 1943 г. на Северном Кавказе
действовали 314 бандгрупп. Они не имели какой-либо объединяющей их национальной политической структуры. В основном, это были банды уголовной направленности. Партийные и советские органы Кабардино-Балкарии, районные власти, пытались использовать политические методы разложения бандгрупп и легализации дезертиров. Однако, силовой вариант стабилизации обстановки возобладал над мерами политическими и разъяснительными. Внутренние войска совместно с органами госбезопасности к осени 1943 г. ликвидировали основные очаги бандитизма в республике. Остатки бандгрупп не представляли реальной угрозы стабильности обстановки. Но, руководители советско-партийных органов и силовых структур республики без достаточно убедительных подтверждений драматизировали ситуацию в республике, что подталкивало центральные власти к принятию репрессивных мер.
Главным аргументом для обоснования решения о выселении балкарского
народа в основном явились события в Черекском ущелье Кабардино-
Балкарии. С 27 ноября по 5 декабря 1942 г. здесь под предлогом борьбы с
бандитизмом, сводным отрядом внутренних войск численностью 900 человек
было расстреляно более 700 мирных жителей (в том числе 155 детей в возрасте до 16 лет) и сожжено 519 домов с имуществом и хозяйственными постройками.
Уничтожение пяти аулов Средней Балкарии является наглядным примером
того, как войска НКВД уничтожали мирное население, взяв на себя
исполнение репрессивно-карательных функций. Сразу после освобождения
Кабардино-Балкарии от немцев карательная акция отряда НКВД была документально оформлена как злодеяния фашистов и их пособников. Только недавно, 672 сфальсифицированных, официальными структурами того времени документа, стали достоянием гласности. Выселение балкарцев было частью общей политики советского государства, переселявшего миллионы своих граждан по социальному или национальному признаку для решения, как политических, так и экономических задач.
Съезд, освободивший народы, так можно назвать - XX съезд КПСС. Именно после двадцатого съезда в руководстве партии, в полный голос заговорили о возможном освобождении от преступной ссылки целых народов, в том числе и балкарского народа.
7 июля 1956 г. члены КПСС Ж. Залиханов, К. Уянаев, М. Цораев обратились с письмом первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву, с просьбой принять их как представителей балкарского народа, находящихся на спецпоселении в Средней Азии и Казахстане. Они были приняты Секретарем ЦК КПСС, членом Президиума ЦК Л.И. Брежневым. Во время беседы была высказана просьба о необходимости не только возвращения балкарского народа на родину, но и важности восстановления государственности. Указанные письма и просьбы, на наш взгляд, ускорили принятие официальных решений о восстановлении.
Постановлением бюро Кабардинского обкома КПСС «О балкарцах» от 03.09.1956 года, строго секретно отмечается, что «Учитывая, что осуществленное в 1944 г. переселение балкарцев было ошибочным и не вызывалось необходимостью…»
В тоже время указанное Постановление считало «возможным возвращение балкарцев частично в места прежнего жительства с организацией новых колхозов и частью в кабардинские и русские населенные пункты республики…», что и привело в дальнейшем к ассимиляции той категории балкарского народа, расселенной по подобному принципу в кабардинских и русских населенных пунктах. В тоже время, как показали дальнейшие события, исполнению указанного Постановления, восстанавливающему справедливость, было определенное противодействие кабардинской стороны.
24 ноября 1956 г. ЦК КПСС, принял постановление "О восстановлении национальной автономии калмыц¬кого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов". В этом документе также были признаны допущенные ранее ошибки в национальной политике. 9 января 1957 г. ПВС СССР издал указ "О преобразовании Кабар¬динской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР".
28 марта 1957 г. Верховный Совет СССР преобразовал Кабардинскую АССР
в Кабардино-Балкарскую АССР.
14 ноября 1989 г., Верховный Совет СССР, принял декларацию, «О признание незаконными и преступными репрессивных актов против народов подвергшихся насильственному переселению и обеспечению их прав» в которой, осуждалась практика насильственного переселения.
В период демократических преобразований конца 1980-х - начала
1990-х гг. в основу решения реабилитационной проблемы было положено
правовое начало, приведшее к принятию Закона Верховного Совета РСФСР
"О реабилитации репрессированных народов". Этот акт создал правовую базу для концептуального решения проблем реабилитации и национального развития репрессированных народов на государственной основе. Однако, практическая реализация Закона и устранение всех последствий депортаций осложнились радикальной политической реформацией, системным социально-экономическим кризисом и масштабными этнополитическими конфликтами в Северо-Кавказском регионе.
31 января 1991г. была принята Декларация о государственном суверенитете
Кабардино-Балкарии, в разделы которой были включены положения о признании равноправности двух субъектов федерации - Кабарды и Балкарии. В Декларации было заложено положение о функционировании двух равноправных палат в Верховном Совете КБССР - Палаты Республики и Палаты национальностей. Палату национальностей предлагалось формировать на паритетной основе из представителей трех основных национальностей КБР (русских, кабардинцев, балкарцев). Государственными языками на территории Кабардино-Балкарии были признаны три языка -кабардинский, балкарский и русский.
В апреле 1991 г. была проведена, по инициативе ряда национальных движений, конференция кабардинского народа, на которой была принята резолюция, ревизирующая Декларацию о государственном суверенитете
и той его части, где речь шла о принципе паритетности по национальному признаку в высших органах власти республики, а также был выдвинут ряд других, важных требований в адрес властных структур.
После принятия в апреле 1991 г. Верховным Советом РСФСР "Закона о репрессированных народах" в более полном объеме в КБР ставятся проблемы реабилитации балкарского народа. В мае 1991 г. четвертая сессия Верховного Совета КБССР приняла постановление О законе РСФСР "О реабилитации репрессированных народов". Была образована комиссия по внесению в
Верховный Совет КБАССР предложений по обеспечению этого Закона (в частности, о восстановлении административно-территориального деления республики в границах 1 января 1944 г.). После выселения балкарцев в 1944г. часть территории КБАССР была передана соседним республикам. После возвращения балкарцев и восстановления государственности балкарского
народа территория, отошедшая от КБАССР в результате выселения балкарцев, была полностью возвращена соседними республиками. Невозвращенной осталась часть бывшего Курпского района КБАССР, отчужденная в 1944г., но не в связи с выселением из республики балкарцев, а несколько ранее. Восстановление административно-территориального деления Кабардино-Балкарии на момент выселения балкарцев неправомерно связывается с возвращением части Курпского района, что препятствует территориальной реабилитации балкарцев.
Следует обратить внимание на то, что на Третьей сессии Верховного Совета КБАССР, состоявшейся 29, 30 января и 1 февраля 1991 года по Пятому вопросу повестки дня сессии – положение о восстановлении административных единиц районов Балкарии по состоянию на 1944 год.
«Придавая важное политическое значение полному восстановлению суверенных прав балкарского народа, Верховный Совет республики считает необходимым решение вопросов о восстановлении административных районов Балкарии в границах, существовавших к марту 1944 года».
Депутатская группа «Радикальная реформа» предложила принять эту норму, исключив из нее слова «в границах, существовавших к марту».
И, что якобы подавляющее большинство кабардинских депутатов исходили из того, что установление уже к концу XX века каких-то границ между Кабардой и Балкарией будет представлять столь сложное мероприятие, что оно будет чревато возникновением непредсказуемых межнациональных конфликтов. Мы, видим открытое сопротивление, восстановлению прав, репрессированного балкарского народа. Сопротивление осуществляется, в нарушение Конституции и статьи 3, Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г., №1107-I "О реабилитации репрессированных народов". Статья 3 указывает, - Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством. Законом РФ от 01 июля 1993 г. N 5303-I Закон N 1107-I "О реабилитации репрессированных народов", дополнен статьей 3-1 указывающей, - На граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".
В последующие десятилетия, несмотря на основополагающие достижения и Декларацию о государственном суверенитете, в решение национального вопроса, противоречия сохранялись.
В результате насильственного выселения балкарцев и последующего 13-летнего проживания в местах спецпоселений у народа возник целый комплекс проблем.
Имеет смысл остановиться на некоторых из них:
1. После возвращения балкарского населения на свою историческую родину и восстановления его государственности не было воссоздано административно-территориальное деление Кабардино-Балкарии.
В результате этого во всех административных районах, за исключением Советского, балкарцы оказались в меньшинстве. Этот и целый ряд других факторов привели к тому, что за истекшие с момента возвращения балкарцев более шести десятков лет, инфраструктура балкарских сел развивалась очень слабо и отставала от инфраструктуры русских и кабардинских населенных пунктов, хотя в 1957-1959 гг. в восстановление многих балкарских
сел и хозяйств, были вложены значительные денежные средства, и многого удалось тогда достичь.
2. В результате депортации балкарцы потеряли почти треть своей численности, в связи с чем, на долгие годы было нарушено нормальное воспроизводство этноса. Значительная часть балкарцев, в силу целого ряда причин, не смогла вернуться в КБР, а в дальнейшем в связи с распадом СССР их возвращение в силу экономических причин стало еще более проблематичным.
3. Балкарский народ понес значительные потери в области языка, культуры. Позже, чем у других национальностей, набрал обороты процесс формирования балкарской национальной интеллигенции.
Поэтому, затягивание разрешения вопроса приведёт лишь к эскалации роста межнациональной напряженности по принципу отказа коренному народу в его исторических и политических правах. Этому способствуют и системная фальсификация отдельными кабардинскими исследователями истории народов Кабардино-Балкарии внедряемая как политический инструмент манипулирования общественным сознанием. Такая политика, уже дважды привела к межнациональным столкновениям с человеческими жертвами. Хотя, как известно, в основе этого мифического «Канжальского сражения» лежит подлог исторических документов в призме политических интересов.
Даже поверхностный анализ истории вопроса выявляет подозрительную зависимость его последовательного возведения из статуса неясного предания в статус установленного факта от изменений внутриполитической конъюнктуры республики.
На сегодняшний день, после многолетних обращений, ожиданий разрешения накопившихся вопросов и проблем, а в последнее время, наблюдаемого балкарским народом игнорирования его гражданских и политических прав можно провести аналогию с общими чертами колониальной политики в отношении Балкарии.
Мы призываем быть мудрее, чем те, которые, препятствовали восстановлению и осуществлению полноценной жизнедеятельности балкарского народа на своей исконной земле, чтобы народ, чувствовал себя уверенным в завтрашнем дне.
Нежелание местной политической элиты осознавать, что не решение проблем, возникших по возвращению балкарского народа на родину касаемо восстановления его политических прав как субъектообразующей единицы на территории республики, в конечном итоге может привести к нежелательным последствиям. Учитывая ментальность и настроения большинства людей, которые остро и эмоционально воспринимают происходящее, необходимо решать назревшие проблемы не откладывая на долгосрочную перспективу и не оставляя следующим поколениям это тяжёлое бремя.
Для нас, современного поколения, это, прежде всего, многолетнее стремление и желание справедливости в память об ушедших соплеменниках, незаслуженных лишениях, не родившихся детях, не исполненных мечтах, искалеченных судьбах, потере родных и близких.
Возникла острая необходимость заявить о своих требованиях по праву, которое никоим образом не противопоставляется ни международному, ни российскому законодательству, более того, на эти законы опираясь.
Учитывая, что Закон "О реабилитации репрессированных народов" 1991 года определил виды реабилитации и признал незаконными все правовые акты, в том числе местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов. Закон учитывает право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований: Статья 6 Закона "О реабилитации репрессированных народов" 1991 однозначно указывает, - Территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявления правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения.
На законных основаниях, мы требуем исполнения в полной мере безотлагательно, основываясь на положении федерального закона «О реабилитации репрессированных народов»:
1. Восстановления ликвидированных по «протоколу № 241 заседания бюро
Кабардинского обкома ВКП (б) г. Нальчик 15 апреля 1944 г. § 2. Об изменении административного районирования Кабардинской АССР», и исходя из справки от 23 февраля 1944 года «О состоянии Балкарских районов Кабардино-Балкарской АССР»: «Балкария расположена в ущельях Главного Кавказского хреб¬та. В административном порядке распределяется на 4 района: Эльбрусский, Чегемский, Черекский и Хуламо-Безенгиевский.
Площадь земли Балкарии составляет - 503 064 га ».
В соответствие с положениями Закона РФ от 01 июля 1993 г. N 5303-I Закон N 1107-I "О реабилитации репрессированных народов", восстановить территориальную целостность Балкарских районов, существовавшую до незаконного перекраивания границ в апреле 1944года, с восстановлением национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, с учетом рекомендаций Федерального закона от 13.07.2015 N 233-ФЗ, указывающей, - Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
2. Вернуться к рассмотрению паритетного представительства представителей кабардинского, балкарского и русского народов в исполнительных органах власти установленных при объединении Кабарды и Балкарии в Кабардино-Балкарскую Автономную область 16 января 1922 г.
В рамках правового поля, мы, требуем осуществления юридической реабилитации балкарского народа, реализации его законных прав, исполнения компетентными лицами своих обязанностей по соблюдению законов Российской Федерации.
Обращение подписали 701 человек.
Тетуев Х.И.
26.03.2021 год
Свидетельство о публикации №223032700787