Серебряные трубы Продолжение 2

"Не верю, не искал ты меня"... "Не буду врать, Иринка. Права ты. Не искал. Письма тебе из армии писал, а ты не отвечала. Вот и решил....У меня - казарма, а ты - студентка, друзья.. а кто я?" "Правда писал?" " За почтальоном бегал, да всё зря..." "Тётя Нюра моя... ты же знаешь, как она к тебе относилась. Типа зачем от тебе, ни кола ни двора... Она считала себя обязанной за меня перед моей мамой.
Значит... письма твои прятала. Ладно, что теперь... И я тогда разобиделась; раз забыл, не нужна, ну и... Вот и пошло всё.." - отвернулась,глядя в темноту осенней ночи за окном, увидел, как постаралась незаметно смахнуть слезу. Притянул к себе, целовал мокрые ресницы... "Тебе написать? Куда? Адреса-то не знаю. Мне бы гордость свою поприжать, сходить к твоим старикам, адрес..., побоялась, подумают - навязываюсь". "Тёте твоей сказать бы пару ласковых". "Что ты! Не вздумай, она ведь добра желала, радовалась, когда я удачно, по её, замуж выскочила, за богатого. А потом, после краха моего замужества, к себе приняла, горевала да меня утешала". "А где сейчас, тётка-та?" "Поехала к сестре, маме моей, в деревню, на пенсию вышла. Хотят, если получится, как сказала - вместе старость коротать".

 Кончалась ночь, за окном моей однушки неторопливо уходила осенняя темень, сменяясь серостью утра; выходит - утра не только нового дня, а начала нового периода моей, нашей с Ириной жизни. Мои старики очень обрадовались, когда я им представил Ирину как свою жену. Бабушка не отходила от неё, за столом всё подкладывала вкусненькое, а дед после обеда повёл в свой пустой осенний сад и рассказывал о каждой яблоне её историю, которые выросли в моё отсутствие, а потом угощал яблоками, навязал нам целый пакет красивых плодов. Улучив момент, дед передал мне какую-то книжицу. "Это - на предъявителя, сберкнижка такая, часть твоих денег перевёл сюда. Тебе же надо... семья теперь".

 Моя холостяцкая однушка быстро, стараниями Ирины, превратилась в уютное жилище. По её настоянию приобрели телевизор, сам то обходился компом, там и новости, да и по работе... . Да, была работа. А время идёт, надо думать о каком-то занятии. Но куда мне с моей известностью в городе... А Ирина однажды известила, что начинает поиски какого-то занятия, диплому-то пропадать зря не гоже. " И, знаешь, давай, пока ещё свободна, съездим к моему старшему брату, а? Сто лет не видались, и ты познакомишься. Кстати - тоже изобретатель, ну вот как ты со своей "трубой", только на какой-то подвижной плотине помешан, там речка горная, быстрая, вот там и колдует, электричество добывает". "Далеко?" "В нашей области, правда в предгорьях уже. Жена у него из тех мест. Когда здесь развал, как везде, начался, уехали, и, ничего, живут".

Ну что, неубиваемая "шестёрка", когда-то мой всепогодный автомобиль? Довезешь без приключений, путь-то не близкий? Едем. Ровную степь незаметно меняют невысокие горушки, лесные колки, а вот и шумливая и быстрая речка рядом с нашей дорогой, то отходит куда-то в сторону, то снова рядом. Пошли леса. По правую сторону от реки, от дороги, и чем дальше - тем гуще и выше деревья, в чащобе угадываются мощные сосны. Ну вот, кажется приехали. Небольшой посёлок вдоль реки, подступающий к домам лес, но, похоже, не все дома жилые. Подъехали к указанному Ириной дому. Отметил про себя, что это едва ли не лучший дом в этом поселении. Видно, что ставлен  недавно, строен по уму и ладу.

 Хозяева встретили с видимой радостью, хотя ловил на себе насторожённые, оценивающие взгляды Артёма, так зовут брата Ирины. Простая в обращении, излучающая искреннюю приветливость, его жена, Тамара - несомненно дух, стержень этого дома, видно сразу, и Артём, похоже, с этим согласен. После обильного застолья, вышли в непроглядную темень, окружившую дом со всех сторон. Нигде ни огонька. "Облака, а то такие бы звёзды увидел.. нигде таких нет, и тишина, прислушайся... Не знавал, уверен, такую"

Речка, конечно, шумит слегка, но они, похоже, привыкли и не замечают. Приглядываюсь, как ни крути, а к родственнику. Вроде нормальный мужик, в обращении прост, и я как будто всю жизнь с ним знаком, и сразу, без напряга, общаемся на "ты".Но мне бы узнать про его увлечения какими-то самопальными электростанциями, о чём пыталась рассказывать Ирина. Зачем? Да, наверное, потому, что сам не расстаюсь со своими идеями; трубы-то так в голове и засели. Может, что-то новое отвлечёт...

Спросил про то, откуда у него в доме всё на электричестве, и свет, вот, горит. Знаю от Ирины, что порушенную в безвременье электролинию на посёлок, власть восстанавливать не хочет - "не перспективное поселение".Оказалось, всё от акккумуляторов, а заряжает Артём их от своей миниэлектростанции, и не просто, а гидростанции. "Дизель есть с генератором, но это днём, когда на пилораме работаем, а на ночь аккумуляторы. Моя плотина шумоватая, люди ворчат, на ночь
останавливаю". Во как! Интересные дела...Будет день, выходит, интересным. И неожиданно, без перехода, Артём, явно волнуясь - "ты пойми правильно, без обид. Ирка у меня одна сестрёнка, вместе и непросто росли без отца. Если у вас всё серьёзно - одно дело. А если... понимаешь, мне судьба её... ну не всё равно. Уже один раз обожглась, ты, наверное, знаешь. Мне в своём доме, извини, хочется привечать нормального мужика, мужа сестры. А так, неведомо кого, прости, не хочется". А я не сдержался, рассмеялся непосредственности, "политесу" и протянул
Артёму руку. "Всё серьёзно, Артём. Мы с Ириной решили - в согласии и на всю жизнь. Так что, в родню незваный не лезу, но если пожелаете принять, буду рад. Через пару недель у нас с Ириной регистрация, приглашаем". Артём, с видимой радостью, крепко пожал мою руку.

На следующий день по утру стояли на берегу невеликой, но быстрой реки. Артём показал странное, непонятное нагромождение каких-то механизмов, ёмкости типа больших вёдер, закреплённых на тросу. Часть их была над водой, а другие погружены в воду, и трос тот с "вёдрами" образовывал цепь, замыкаясь на большом колесе с осью, закреплённой на подобии козел, на которых пилят дрова. С другого конца этого кольца такое же колесо. "Итак, запускаем ГЭС имени Артёма". Он выдернул какую-то дубину у колеса, и... течение потащило связку "подводных" ёмкостей, те "вёдра", что наверху, погромыхивая жестью, побежали в обратную, вся цепочка ёмкостей закрутилось. Пройдя путь до другого колеса, ёмкости выходили,теряя воду, наверх, и тянулись на тросу к первому колесу и поочерёдно ныряли, набирались воды и... сооружение исправно крутило вал, уходящй в небольшую будку. Артём открыл дверку. "Вот генератор", щёлкнул, похоже, каким-то выключателем. Внутри загорелась лампочка. "А сейчас и в дом включим". "Видишь как всё просто. Река на много километров, ставь похожие машины и у владей немереной энергией. Не надо перегораживать плотиной, затопляя плодородие поймы. Вот она, текущая сила, бери её".

 Артём явно волновался, тема, похоже, его захватила и давно. Представляю, как непросто было это соорудить, сколько сил, бессонных ночей, и, наверняка, денег.
"И в намётке много чего, в задумках. Это примитив, можно много лучше, мощнее, но... Влезать в кредит? Не могу и не хочу. Попытаться достучаться до власти? Пытался, и слушать не хотят. Мол где надо - линии проведены, а где разруха - там ничего не поможет".

 Он говорил, а у меня зрел план... Опять влезу, может, в авантюру? Нет, вот оно, работает, и река течёт и будет течь. "Ну что молчишь? Как думаешь, стоящее дело, или ошибаюсь?" "Молчу, думаю, Артём. Перво-наперво - никому не показывал, ну типа чертежей, описаний?" "Нет, я же говорил, никому не интересно". "Хорошо, постарайся пока не афишировать. Ты опиши, попроще, Ирина поможет... ну там напряжение, мощность, у тебя фотоаппарат есть? Мне снимок нужен твоей "ГЭС", и передай с Ириной твои паспортные данные. Так надо". И Артём, вижу, поверил в то, что могу как-то помочь в его деле.

По пути домой Ирина расказывала мне про то, как и на что живёт семья её брата, про небольшую лесопилку, доставшуюся от отца Тамары, что живут в трудах и непросто, но в определённом достатке, двух сыночков поднимают, сейчас они у бабушки гостят, покупателей на лес хватает, что около Артёма зарабатывают на жизнь для своих семей трое его товарищей. "Им бы электроэнергии вволю, дизель-то столько требует горючего, что расширяться не получается. Вот он и задумал эту свою электростанцию. Прямо бредит. А ты правда ему помочь можешь?"

Решено, Иринушка! Какое там "помочь"? Как у Высоцкого, "с гибельным восторгом, пропадаю...", понимаю, что очередная, пусть чужая идея, завладевает мною полностью. И вижу такие перспективы, какие и не снились самому изобретателю.
Но... надо без спешки, учитывая мой печальный опыт с "трубами",приступать к реализации проекта.

Но пока первоочередное - решиться на какое-то реальное занятие, безделье становится в тягость. Мой старый друг и, некогда, сотоварищь по бизнесу Игорь, предложил работу по прежнему моему занятию на его пивзаводе - снова возглавить отдел снабжения, приняв мои условия, что не буду разъезжать по командировкам, "на то есть штат". Ирина тоже нашла работу в престижной в городе школе.

 И в назначенный день отпраздновали нашу с Ириной свадьбу в принадлежавшем Игорю ресторане, в компании наших с Ирой самых близких. Были, конечно, Игорь с женой, преподнёсший в подарок новенькую иномарку, причём выдал это как передачу в пользование служебного транспорта, но указав в документах меня, как законного владельца. Мои старики прямо светились от радости, мама Иры, расчувствовавшись, чуть всплакнула. Хорошо, просто и душевно поздравили нас Артём с женой Тамарой. Не обойден был приглашением и Антон Александрович, тот самый синоптик, рассказы которого подвигнули меня на "подвиги" с "Серебрянными трубами". И он, в очередном тосте, рассказал, что следит за судьбой  идеи, что в мировой науке идут исследования как применять с пользой то моё открытие, или как назвать... И уверен, что результат будет и ничего не пропало, а значит и автор не будет забыт при распределении доходов, а они обязательно будут. Ну что ж, мелькнуло, будет - хорошо. Нет? Тут уже другая идея овладевает, хотя и не моя, но, похоже, в неё впрягусь и временем и своими возможностями.

Следующий день просидели с Артёмом, пытаясь спланировать наши действия. К весне наша установка должна быть на реке. Самая простая, пусть не большая, но задача её утвердиться в правильности задумки. Практически основная работа приходилась на меня, на мои возможности. Артём должен был использовать погожие дни для того, чтобы как-то начать планировку берега и русла реки в месте установки нашей машины. А самое главное - добиться официального разрешения на эти работы в местной администрации, а также разрешения от природоохранных органов.Надо со всех сторон подстраховаться, чтобы не повторить мою неудачу с "трубами".

 Время, которого ещё недавно  было некуда девать, надо ценить и зря не терять. Свою работу, которую предоставил мне Игорь, плохо делать не мог. А на новую, в которую впрягаюсь, хватит ли у меня времени. И тогда вспомнил о Петре Маркеловиче, мастере, который организовал работу по изготовлению той самой "трубы". Несомненный талант мастерового, организатора, умение работать с людьми - вот кто нужен в нашу команду, где главный идеолог и изобретатель - Артём.

Найти его оказалось не просто, но вот стою у хорошего, нового дома в пригороде. Вышедший хозяин искренне обрадовался встречи. "Не в обиде, Пётр Маркелович, что сорвал Вас со своей стороны". "Что Вы! Всю жизнь мечтал пожить вот так, при участке, земле, всяко сад-огородно..., да в своём дому. Нет, только благодарен Вам, всем моим семейством".Поработать согласился сразу; "зима-безделица впереди, да только справлюсь ли? Дело-то, похоже, незнакомое...?"

Почему-то не хотелось обращаться к Игорю, хотя у него были подходящие, пустующие складские помещения. Там же, в пригороде, по наводке Петра Маркеловича, договорился об аренде на полгода бывшего гаража. Там было всё что надо для работы: электричество, отопление. И... лиха беда начало, дело набирало обороты. Непросто было с материалами, металлом, всем тем, из чего должно было получится задуманное. Но наезжая по мере моих возможностей, видел контуры реального воплощения нашей конструкции.

 Неожиданно возникла проблема откуда не ждали. Приехал Атрём и рассказал, что после обращения в администрацию за разрешением на наши работы, на него "наехали" местные бандиты, почуявшие хорошие деньги. В городах с такими уже разобрались, а, выходит, в провинции ещё остались. "Братаны" требуют "делиться", предлагают крышу. Ну что ж, решим. Обратился по старой памяти к начальнику безопасности завода - согласился помочь. Обговорили с Артёмом их действия и он убыл домой. А через пару дней в деревню нагрянула на двух крутых джипах с замазанными номерами "крутая" компания. Зашли с шумом в местный магазин, где рулила жена местного авторитета, купили пару коньяка, расплатившись долларами, и потребовали сказать "где тут живёт наш братан Артём". И напрягшаяся продавщица видела в окно,как обнималась "братва" с вышедшим им навстречу, Артёмом. Вопрос решён, все
разрешения были получены. Дело пошло, а что будет дальше? А дальше, в раздумьях и планах - всё тревожнее...

              Продолжение http://proza.ru/2023/03/30/1271
 
 


Рецензии
Вот всегда так, сейчас вроде частная инициатива не наказуема, можешь, так изобретай, собирай, строй, да тут же жадные чиновники, бандиты и полиция, что страшнее тех и других, не успеешь оглянуться, последние трусы снимут, а то и вовсе зароют где:—((с уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   28.03.2023 17:49     Заявить о нарушении
Честно говоря, не вхож и не был ни в те, ни в другие круги.
А теперь и подавно, в ограниченном круге общения. Но, вроде
как поменьше стало такого. Тебе, Саша, спасибо за внимание,
за отзыв! Успехов в твоих делах, в творчестве!

Валерий Слюньков   28.03.2023 19:35   Заявить о нарушении