Мягкая сила

Войцех Яворский (Варшава) 17.11.2022


Каждый раз, еще на этапе знакомства с произведениями художника, когда сердце, душа и ум единогласно выносят вердикт – мы влюблены в это искусство, меня охватывает беспокойство – каков автор, как личность, с чем я столкнулся? Гений и злодейство, талант и обывательство, яростный боец или умиротворенный философ?..
Я всегда говорю, что картины, книги, игра актера или исполнительское мастерство певца надо воспринимать в чистом виде, а не находясь под впечатлением от личности исполнителя. Очень часто мифология затуманивает восприятие, заставляя в художнике видеть не то, чем он на самом деле является…
Но при этом, профессия куратора требует глубокого понимания личности автора – ведь в отличие чистого восприятия артефактов, на выставке мы знакомимся и с самим художником, причем чаще всего зритель первичное впечатление получает от общения с сопровождающим экспозицию текстом.
Но ведь знакомство с художником часто ограничено одним интервью – это никак не похоже на многосеансную работу психолога, позволяющую познать все глубинные особенности личности. Это как двухчасовой сеанс позирования, в течение которого надо прочувствовать модель, чтобы на выходе появился точный психологический портрет.
Кто же такой Михаил Кабан-Петров»
Так как художник не работает в жанре портрета, и мы не видим, как его личность проявляется в образах моделей, то можно с уверенностью предположить, что сами картины Михаила и составляют достаточно подробную карту его души.
И что же мы видим на полотнах мастера – мы видим тщательно разработанную систему знаков-символов. Это сродни иероглифам – каждый из них не только означает некое слово, это еще и понятие и даже толкование его – вот уж где раздолье любителям деконструкции…
Символы, которыми с нами делится автор предельно лаконичны в своем изобразительном ряде, распятая крестильная рубаха и все – на холсте больше ничего нет, словно мы смотрим в стеклянный шкаф-витрину в краеведческом музее. Однако все не так просто - в игру вступает цвет, своей интенсивностью, экспрессией наложения на холст превращающий этот кусок материи в плащаницу – символ страдания и жертвы во имя людей.
То же самое с забором или окном – это вовсе не детали деревенской архитектуры – это символы границы и оберега одновременно…
Энергия цвета по своей значимости, интенсивности, точному композиционному решению не уступают лучшим образцам Ротко, однако проявление узнаваемых артефактов делает эти картины гораздо человечнее.
Общаясь с Михаилом, мы попадаем в зону его обаяния, которое завораживает и обволакивает, вызывая ощущение, что мы можем легко повлиять на него и привлечь на свою сторону… Но нет, это кажущаяся гутаперчивость – на самом деле невозможно сделать ничего, что противоречило бы системе взглядов человека и художника.
Мы сталкиваемся с классическим примером «мягкой силы», столь любезной сердцу любому поклоннику восточной философии. Не то в картинах художника – здесь слабости нет места, даже когда мы видим трещину, следы эрозии или пробитой поверхности, то это не признак слабости или усталости материала – нет, это свидетельство витальной силы всего сущего…
Михаил Кабан-Петров – это художник-явление… Его нельзя проигнорировать, его надо познать, пережить и сделать частью своей культурной ойкумены.


Рецензии