Главная Роль - Театральный ринг - части 1-4

«ГЛАВНАЯ РОЛЬ» - ТЕАТРАЛЬНЫЙ РИНГ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ И В ЦЕНТРЕ МОСКОВСКОГО ДОЛГОЛЕТИЯ - репортаж и исповедь победителя

Театральный ринг "Главная Роль", посвященный Всемирному Дню Театра, состоялся 24 марта 2023 года в Центре Московского Долголетия "Хамовники" по адресу: ул. Тимура Фрунзе, 3, стр. 4. Мероприятие проходило в праздничной театральной атмосфере с 13:00 до 16:00 часов. Участником Театрального ринга была и я. Это мой репортаж о данном событии и Исповедь Победителя.


Часть первая - ПРЕДЫСТОРИЯ

Выступающий должен был приготовить номер - художественное слово или малая театральная форма - продолжительностью не более семи минут, участников оценивало профессиональное жюри, состоявшее из актеров Театра и Кино. Выступили 15 творческих коллективов и отдельных артистов из разных Центров Долголетия г. Москвы: Хамовники, Якиманка, Московский, Пресненский, Мещанский. (Фото № 1 списка участников, наименование сценической композиции и последовательность выступления в концерте, висевшего на двери Гримёрной комнаты, находится в приложении (комментрарий № 1) к данной публикации на моей странице в ВК по ссылке: https://vk.com/wall193595056_6271. Фото № 2 – коллективное фото всех участников Театрального ринга, сделанное по завершении всего мероприятия, находится там же.)

Пригласила меня участвовать в этом мероприятии лидер группы «Гарант Долголетия» ЦМД «Хамовники» Гаврилова Елена. Состоялось это в нашей переписке вот такой ее фразой: «Ирина! С Вашим ДАРОМ нужна аудитория ТЕАТРА! Запишитесь, пожалуйста, на участие в конкурсе». И дала телефон координатора этого мероприятия в ЦМД «Хамовники» Ильи, который вел переписку с потенциальными участниками, обсуждал нужный реквизит и прочие организационные вопросы. В целом же, множество молодых специалистов ЦМД «Хамовники» участвовали в проведении на отличном уровне этого первого в Москве мероприятия такого формата.

Я сразу доверилась мнению Елены Гавриловой, ее убежденности в своих словах, ее харизме, потому совету ее и последовала. Чтобы меня не одолевало сомнение, Елена в процессе нашего общения-переписки, напомнила о ринге, поддержав меня такой фразой: "Ирина, жду этот конкурс! Знаю, что все участники - ПРОФЕССИОНАЛЫ!" Напоминание - это хорошо, полезно. Но прозвучало это даже как вызов!?!

Я прислушалась к себе: не было однозначности в моих чувствах: испугаться и спрятаться, или разозлиться и шагнуть вперед?! Почувствовала любопытство к такому моему Будущему и потому решила идти в фарватере принятого решения: участвовать! Положительную роль в этом сыграла еще и моя обязательность, верность принятым решениям. Когда я позвонила и записалась на мероприятие, я была шестой из записавшихся. К моменту выступления было уже 15 участников, и на выступление я была записана в списке одиннадцатой, что и отражено в очередности в списке актеров, выходивших на сцену. В принципе, все мероприятие было организовано за март месяц, и даже меньше. Для меня от момента записи до выступления прошло две недели.

Конечно, у участников уже были заготовки, с чем выступить. Но надо было репетировать и репетировать! Ряд коллективов, групп поставили театральные сценки: строго по известному авторскому тексту пьесы, либо по собственной режиссуре. Были и индивидуальные театральные сценки, и выступления -театральные композиции собственного авторства, и собственные и несобственные стихи, озвученные под слайды на большом экране, иногда и с музыкальным сопровождением.

Я готовила басню собственного сочинения к показу. В басне – диалог двух персонажей: Петуха и Пса; и все центральное содержание произведения – их препирательство по одному поводу. Настолько разные они, эти герои, само собою – прототипы людей, что диалог их колоритен и эмоционален, ярко непосредственен и самобытен. Даже сам текст, с его коллизиями, «уснуть не даст». Нужно было только правильно подать его, в рамках театральной постановки. Опыт озвучивания басни у меня был. (На моей странице в ВК басня с оригинальной озвучкой находится по ссылке: https://vk.com/wall193595056_598. Текст басни на «Стихи.ру» находится по ссылке: https://stihi.ru/2021/08/21/3177).

Но одно дело – озвучить за кадром, разложить диалог по голосам. (Это – грамотное Художественное Чтение). Другое дело – ПОКАЗАТЬ как актер в театре, сыграть роли, сценку. В общем, готовилась и волновалась. Пока учила наизусть - произносила диалог сразу голосом персонажа, с его эмоциями. В результате, наутро выступления проснулась почти с больным горлом. В одиннадцать вечера я еще репетировала, потом заставляла себя уснуть, чтобы накопить сил. В шесть утра уже репетировала, понимая, что надо лечиться. Лечилась и досыпала по будильнику до нужного срока.

Потом, вскочив по будильнику, готовила завтрак, опять лечилась, собиралась и под дождем - под зонтиком мчалась к остановке транспорта. Таковое положение дел было накануне выступления. Впрочем, почти уверена, что каждый артист может рассказать что-то подобное и весьма душещипательное относительно своей подготовки и относительно дня «накануне».


Часть вторая – ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ - начало

По завершении мероприятия я сделала видеообзор места действия Театрального Ринга, сопровождая его рассказом о данном месте: съемка Театральной Гостиной и ее назначения, и Актового зала, в котором к тому времени уже сдвигали стулья, готовя его к последующему мероприятию. (Видеообзор находится в комментарии 2 - видео 3 к моей публикации в ВК и доступно по ссылке: https://vk.com/wall193595056_6271).

Рядом (в комментарии 2 – видео 4) находится моя видеосъемка из середины зала во время мероприятия, на котором запечатлены:
- члены жюри, которые сидят за столиком возле зеркальной стены, на стене написано: «Театральный Ринг»;
- зрители, смотрящие выступление Гавриловой Елены, выступающей возле демонстрационного экрана;
- у входа в зал – ведущая вечера и администратор мероприятия – сотрудники МЦД «Хамовники».

Первыми в списке конкурсантов – после выступлений профессиональных артистов – членов жюри и их приветственной речи – были артисты МЦД «Мещанский» со сценкой (авторское произведение) – спектаклем «Герасим». Участвовали: Валентина Петровна Аксенова, Людмила Борисовна Шпагина, Валерий Дмитриевич Демьянов, с реквизитом: стол, два стула. Настолько хорошо и колоритно эти артисты обыгрывали оригинальную сценку, что последующие выступления участников я решила снимать на видео на свой телефон, хотя сидела я во втором ряду – снимать неудобно.

Приходилось высоко поднимать над головами первого ряда свои руки с телефоном. Но это помешает смотреть сидящим сзади!?! Да и мои руки отвалятся от усталости! Потому я приняла «Соломоново решение»: съемки делать короткими, зато постараться заснять на видео каждого. Благодаря этому осуществлённому мной решению, у нас есть калейдоскоп почти всех последующих выступлений с первого Московского Театрального Ринга! Эти видеофрагменты с комментариями к ним, расположены в Приложении к публикации в ВК.

Вторыми выступали Нурия Мухамедовна Аймалетдинова и Наталья Ивановна Меньшова из ЦМД «Якиманка» с пьеской «Красивое чувство» (автор – Виктор Ардов). – (Комментарий 3 – видео 5). О чем пьеса? – О умении или желании «сильного пола» удобно устроиться между женой и любовницей. И вот: происходит их встреча, этих дам. И драма, и юмор…

Третье выступление – монолог из «Женитьбы» (автор – Н.В. Гоголь) – в исполнении Галины Викторовны Кашиной из ЦМД «Якиманка» (Комментарий 3 – видео 6). – Искромётное, воздушно-эмоциональное, взбаломошное! – Такова героиня этого монолога.

Четвертое выступление – Галина Викторовна Харчевникова из ЦМД «Московский» исполняет произведение «Идут белые снеги» Евгения Евтушенко. (Комментарий 4 – видео 7)

Пятое выступление – «Дикарка» (А.Н. Островский); участвуют: Олег Юрьевич Нарышкин, Галина Ивановна Кашина, Нурия Мухамедовна Аймалетдинова из ЦМД «Якиманка». (Комментарий 4 – видео 8)

Шестое выступление – проза в двух ролях «Импровизация» (авторское произведение). Исполнила Елена Геннадиевна Скрипник из ЦМД «Московский». (Комментарий 5 – видео 9)

Седьмое выступление – отрывок из VIII главы романа «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин). Исполнила Зоя Павловна Борисова из ЦМД «Московский». (Комментарий 5 – видео 10)

Девятое выступление – «Сказка про Сазанчика» (автор Ирина Токмакова). Исполнила Галина Петровна Петкова из ЦМД «Московский». (Комментарий 6 – видео 11).

Десятое выступление – «Русалка-Фея» (авторское произведение). Исполнила Галина Фёдоровна Павлова из ЦМД «Хамовники». (Комментарий 6 – видео 12).


Часть третья – МОЯ РОЛЬ

Одиннадцатое выступление – басня «Петух и Пёс» (авторское произведение). Исполнила Ирина Витальевна Белинская из ЦМД «Хамовники». (Комментарий 7 – видео 13).

Одно фото из этого фрагмента выступления я включила в коллаж иллюстрации для публикации в ВК. (Комментарий 7 – фото 14). – Тот фрагмент, где я стою, широко распахнув руки – почти как мой Петух в басне, готовый взлететь; расправив плечи, с улыбкой подняв лицо навстречу встающему утром солнцу – рассвету! Стою почти на одной ноге, отставив вторую в сторону. - Так часто стоит и Петух, гордо и зорко всматриваясь вдаль. Но мой Петух – не криклив и не сердит; он – отменный оптимист, любящий весь Мир! Потому мои руки – его крылья распахнуты, готовы принять этот Мир в объятия.

Пёс – абсолютный его антипод: он – закоренелый пессимист, нытик, сварлив, уныл, блохаст, зудит и нудит, шамкает своей речью как старик шаркает шлепанцами по пыльной земле. К земле его морда и опущена, и в жизни им воспринимается только плохое. Непросто было его изображать: шамкать речью и скрипеть голосом, чесаться от блох и выщипывать лезущую шерсть, постоянно морщиться, сутулиться и корчить еще какие гримасы недовольства и возмущения.

Мне пришлось прямо-таки «преступить чрез самое себя» прежнюю: не бояться быть некрасивой, изображая старика-Пса и хоть пожилого, но задорного оптимиста-Петуха! Ведь окружающие меня артистки – преимущественно «девочки», женского пола – часто изображали что-то очень красивое и, прямо скажем, изящное; и уж точно – стремились таковыми выглядеть. Их голоса были нежны, или задумчиво-вдохновенны, или вдумчиво-умны в размышлении. Это я говорю про тех, кто озвучивал не коллективные пьески, а индивидуальные произведения. Но и те, кто играл в пьесках, они играли женские персонажи.

Мне приходилось изображать Пса, а не собачку; и Петуха, а не курочку. Правильно, я изображала оптимиста и пессимиста, а они могут быть обоего пола. И, все-таки, не кошечку, голубку или русалку изображала я, не о них вещала. А у моих героев басни – еще и конфликт: и меж собою, а у кого из них – еще и с Белым Светом! Впрочем, и Петуха нельзя назвать абсолютно положительным героем: кем-то он воспримется однозначно наивно-глуповатым, слишком экспрессивным и шумным, не приспособленным к окружающей жизни и баламутящим её своим неуместным восторгом.

Получается, что описаны в басне ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ, между которыми и происходит идейная, и словесная, и даже почти бытийственная борьба. Актуально, однако: этот вопрос поднимается сейчас людьми на разных уровнях: как же быть и как жить в таких противоречивых тенденциях, наблюдающихся и происходящих в людях? Людской спор вокруг не утихает, это замечают сейчас все.

Меня никто не учил, как надо в театральном формате изображать персонажей басни, поэтому это была моя импровизация, которая шла из глубины души, проявляла себя в Жизнь прямо на сцене, на ринге, в процессе самого действия. Я рождалась этой импровизацией сама вовне через моих героев. Да, это мой первый такой опыт: опыт изображения, а не только озвучивания текста.

Организаторы мероприятия – молодцы, что так грамотно дали название самому первому Театральному Рингу среди Московского Движения Долголетия: «Главная Роль»! В моей жизни – даже символически – так и было, так и произошло, потому что поэтическое произведение – басня – моё детище: идейно тоже. И это абсолютно точно. И от него «веет духом текущего Времени» в перекличке с Временем Вечным: вечными духовными ценностями человечества, мировоззренческими исканиями Ума и Души.

Так я воспринимаю многие-все свои произведения. Так мне хотелось бы, чтобы их воспринимали читатели, слушатели и зрители. А мне – нарабатывать искусство передачи этого, чем я и занимаюсь. И – спасибо организаторам и всем участникам Театрального Ринга за предоставленную для того возможность! Последние, итоговые строки басни звучат так:

«Так жизнь порой распределяет:
Кому как жить? И кем же быть?
Всяк место своё прочно знает,
И жизнь тем учится любить».

Вот она – глобальная постановка вопроса и свой предложенный автором, то есть мной, ответ-вывод. Он таким предлагается к бытию: исходя из доминирующего характера оптимиста-Петуха. Разумеется, этот ответ может сподвигнуть кого-то согласиться, а кого-то - выдвинуть свое, иное мнение; то есть поразмышлять, а то и – поспорить! Такова наша текущая, бурная и спорно-спорщическая действительность!

В момент, когда я - бодро и громко - произношу слова: «Всяк МЕСТО свое прочно знает», присутствующий на выходе из зала породистый пёс одной из актрис жюри, пришедший с нею и смирно и дисциплинированно ведший себя все время мероприятия, громко и внятно гавкает! (Эту приятную псинку я сняла отдельно на видео, когда вернулась на свое место после выступления, так как роль этого Пса – каким-то чудесным образом – тоже пришлась «к месту», словно была неслучайной. (Комментарий 8 – фото 15).

Присутствующие оборачиваются в его сторону, покатываются со смеху и хором говорят: «Вот, значит, верно!» - Всеобщее оживление и улыбки в зале. И я довершаю последнюю строку своего повествования, широко разводя руки в стороны со словами: «И Мир тем учится любить!» Все, сценка позитивно завершена. На фото (Комментарий 8 – фото 16) я запечатлена рядом с членом жюри Ольгой Мюнхаузен (справа), на ее же телефон. И у меня в руках – Кубок Победителя. Так решило жюри Театрального Ринга.


Часть четвертая – ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ - продолжение

Двенадцатое выступление – «Легенда стихийного Духа Ветра» (авторское произведение) исполнила Елена Анатольевна Гаврилова из ЦМД «Хамовники». (Комментарий 8 – видео 16). Легенда, написанная Леонидом Русаком, творчески обработана и визуально, и голосом подана участницей ринга. Это почти что философское, одухотворенное, проникнутое мистикой произведение было предложено Еленой Анатольевной к восприятию через колоритные образы-картинки во взаимоотношениях юноши-Ветра, искавшего себе суженую, и трех девушек в разного цвета платьях, вознесенных им с Земли на Небо и проходивших здесь различные эмоционально-мировоззренческие испытания. «Какова их судьба будет?!» - замирали в переживаниях зрители. А чтобы узнать это – надо посмотреть и послушать все произведение целиком.

Тринадцатое выступление – «Время» - отрывок из поэмы (автор – Владимир Михановский) исполнила Татьяна Вячеславовна Снитко из ЦМД «Московский». (Комментарий 9 – видео 17). Монументальное, наполненное философским поиском и смыслом произведение, основательное, было подано хорошо и добротно. От этого выступления веяло спокойствием и незыблемостью Высших Сфер.

Мои сумасбродный Петух и ленивый Пёс, казалось бы, ровно противоположны в своём проявлении в жизни: экспрессивны в их столкновении-споре. Но сама-то я не такова! Во мне очень много (а особенно – было) фундаментальности и монументальности. По крайней мере, когда-то на работе мне нечто подобное сослуживцы говорили...

Видимо, Татьяна Вячеславовна почувствовала некоторую мою общность в этом с ней; а может – просто от широкой и доброй души она подарила мне, по завершении всего мероприятия, когда все участницы сидели в кафе; подарила мне большущую шоколадку «Алёнка» (комментарий 9 – фото 18) - нашу, русскую, с милой русской девочкой на обложке. Для меня это – символ качественности и незыблемости в Добре всего Русского! И потому внимание и «личный приз зрительских симпатий» от этой милой женщины оказался мне очень важен. А шоколадка оказалась исключительно вкусна и тоже фундаментальна!

(Продолжение репортажа будет размещено в следующей публикации).


Аудиоозвучивание произведения автором можно найти по ссылке:
https://vk.com/wall193595056_6271
(Выделить и скопировать ссылку, ввести в поисковую строку Google и нажать Enter)


Рецензии