Зоя Прокудина, повелительница валторны

Зоя, повелительница валторны, или
  Есть такое слово – надо!
   
   
    Вспоминаю такую историю. Когда я учился на втором курсе музыкального училища, к нам в Житомир на гастроли приезжал Харьковский театр оперетты. Кто-то сказал, что на тромбоне там играет женщина. Пошли всем курсом посмотреть на это явление.
    Вопрос к музыкантам и любителям музыки, которые помнят оркестры Советского Союза: много ли женщин вы видели в группах духовых инструментов, а особенно – медных?.. Скажу сразу: вплоть до 80-х годов медные духовые осваивали только единицы женщин.
    Вопрос ко всем. На каждом ли шагу встречаются женщины, в равной, высокой степени реализовавшиеся как профессионал, преподаватель, мама и счастливая супруга?.. 
 
                ***
 
    Жизнь жены офицера всегда была на 90% предсказуема: переезды, первичность карьеры мужа… О своей собственной профессиональной реализации обоснованно могли думать, в основном, жены, входящие в категории «пед» и «мед».
    В судьбе Зои Анатольевны Прокудиной определенная нестандартность была, наверное, заложена изначально.
    Но обо всем по порядку.
    Окончив музыкальное училище по классу фортепиано и готовясь поступать в Московскую консерваторию, Зоя вдруг узнала, что прием на ее специальность окончен! Но время было послевоенное, и на таком «мужском» факультете как духовой был недобор. Так пианистка стала единственной девушкой-студенткой духового факультета.
    Ситуация была загадочно-вдохновляющей, но непростой. Заниматься Зое приходилось более чем серьезно: во-первых, пришлось с нуля осваивать новый инструмент, во-вторых, некоторые откровенно в нее не верили…
    А еще у Зои даже не было своего инструмента - занималась на казенном, не бог весть какого качества. В какой-то момент это заметил известный педагог и дирижер В.А. Щербинин - он и организовал покупку хорошей валторны.
    Прошло немного времени, и молодая, красивая девушка встала за дирижерский пульт духового оркестра - и тогда другие студенты периодически стали бросать свои занятия, чтобы занять зрительское место…
    … За новый инструмент Зоя рассчитывалась три года. Благо, рабочих мест хватало: в те времена в Москве в каждом театре был оркестр. Вот Зоя и бегала от театра к театру: им. Вахтангова, им. Маяковского, На Малой Бронной и в оперный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко… А по выходным становилась дирижером в парковом оркестре (в котором играли одни мужчины).
    Так наполненно, результативно и целенаправленно и живут одаренные, энергичные люди! От «инструмента с нуля» ко всюду востребованной валторнистке и дирижеру. Ах да, и не только: еще - к молодой супруге! На дне рождения подруги познакомилась со слушателем адъюнктуры – и больше с ним не расставалась.
    И никаких «пед» и «мед»!
   
   
                ***
 
… Нечасто в нашем во многом провинциальном Житомире надолго задерживались музыканты из больших городов…
    Зоя Анатольевна Прокудина, выпускница Московской консерватории, оказалась в Житомире по воле судьбы: ее муж, окончив адъюнктуру, получил назначение в город Станислав (сегодня это Ивано-Франковск), а затем – в Житомир.
    Семья Прокудиных – подполковник связи Андрей Кузьмич, его жена Зоя Анатольевна и две их маленькие дочки – появилась в Житомире в 1956 году.   
      
    Конечно же, профессионал такой квалификации не может замкнуться в домашнем хозяйстве. К тому же Зоя была общительным и обаятельным человеком и с музыкантами сравнительно небольшого города раззнакомилась довольно быстро.
    Играла в оркестре музыкально-драматического театра. Выступала с сольными программами и в составе инструментальных ансамблей.
    В начале 50-х годов в Житомире при активной поддержке директора музыкального училища Якова Дреслера был создан симфонический оркестр.
     Оркестр собирался только на летне-осенний период и играл в парке популярную музыку. Вместе с Зоей Прокудиной (первая валторна) в оркестре играл и сам Я. Дреслер. Мы с отцом всегда ходили на эти выступления. Помню инструмент Прокудиной - всегда начищенный, ухоженный. Кстати, как и у Дреслера.
    Очень скоро Зою Анатольевну пригласили преподавать.
В разное время она успешно преподавала валторну в двух учебных заведениях города - в музыкальном и культпросвет училище.
   
                ***
    Яков Дреслер был отличным директором и сумел собрать в училище коллектив первоклассных преподавателей. О них - коллегах и друзьях Зои Анатольевны - хочу коротко вспомнить.
 
    Трубач и педагог, а также дирижер духового оркестра училища Иосиф Антонович Древецкий - зав. отделом, вел все предметы дирижерского цикла. Имел отличное образование: институт военных дирижеров в Москве. Вел класс трубы, тубы, кларнета. Под руководством Древецкого духовой оркестр училища был одним из лучших в Украине.
 
    Зельман Зусиевич Ройтфарб, человек-легенда. Знал, практически, все инструменты. Вел симфонический оркестр училища. Отличный организатор музыкальных коллективов, он поставил силами студентов и преподавателей оперу С. Рахманинова "Алеко" и большую концертно-музыкальную сюиту на музыку оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин". Все оркестровки делал сам. Любил это делать и делал на очень высоком уровне.
    Сергей Андреевич Каплун (многие годы был завучем училища) - превосходный теоретик, исключительно скромный человек. Из верхнего кармана его пиджака всегда торчал красный карандаш. У него была феноменальная память. Во время экзамена Сергей Андреевич проходил по рядам и... «Это вы списали у Ивана - там такие же ошибки». «А это списано у Володи. Сверьте»…
    Эти педагоги были украшением музыкального училища.
    И, конечно, Зоя Анатольевна Прокудина.
    Со временем из ее учеников сложилась прекрасная плеяда валторнистов.  Ю. Корецкий - выпускник Львовской консерватории, преподаватель и дирижер оркестра Житомирского музыкального училища, В. Цурман - выпускник Беларуской консерватории, концертмейстер группы валторн симфонического оркестра Беларуского радио и ТВ, В. Яковчук - концертмейстер группы валторн оркестра штаба Прикарпатского военного округа, работал солистом симфонического оркестра Львовской филармонии и оркестра Львовского театра оперы и балета; В. Штефанец - выпускник Одесской консерватории, солист оркестра Одесского театра оперы и балета; и самый известный ее ученик – Владимир Бондарчук, нар. арт. Украины, концертмейстер группы валторн Одесского филармонического симфонического оркестра, профессор Одесской Национальной академии музыки им. А.В. Неждановой…
 
                ***
    Я тоже хорошо знал Зою Анатольевну: ведь мой отец тоже был валторнистом и они были дружны. Я бывал с отцом у нее дома, где нас вегда ждал теплый прием. Им - коллегам - было о чем поговорить.
    Иногда отец подменял Якова Дреслера в симфоническом оркестре и играл рядом с Прокудиной. Играли они вместе и в некоторых спектаклях в театре. «У нее прекрасный звук, и играет очень музыкально», - помню эти слова отца…
    А еще помню, как в 1969 или 70 году меня пригласили на концерт духового отдела культпросвет училища. В программе, кроме прочего, прозвучало и два квартета для валторн, где педагог Прокудина играла вместе со своими учениками – и это было очень, очень хорошо…
   
 
Вспоминает дочь Зои Анатольевны, Ольга:
 
«Маме нравилось все новое. Когда в 60-е годы у нас появился «Москвич», мама не задумываясь научилась на нем ездить и делала это хорошо. Тогда довольно редко можно было увидеть женщину-водителя, это было диковинкой. Житомиряне, увидев за рулем женщину, бывали шокированы. Просьбы подвезти и привезти сыпались со всех сторон. Как она повсюду поспевала - не знаю.
    Мама очень любила своих учеников и часто приглашала их к нам домой. Первым делом угощала чем могла, интересовалась их жизненными проблемами. Помогала в поиске инструмента. Со многими потом переписывалась. Ученики всегда поздравляли ее со знаменательными датами. А еще она была супер-обязательным человеком с большой энергией. Она всегда говорила: «Есть такое слово - надо!». Можно сказать, это был девиз ее жизни.
    Эпизод из моего детства. Мне запомнился один из концертов, на котором солировала мама. Она вышла на сцену в невероятно красивом платье, со сверкающей, почти золотой валторной. Я от радости подпрыгнула на месте и закричала: «Это моя мама!» Гордость за нее буквально переполнила меня».
 
 
От автора:
 
    У Зои Анатольевны среди коллег было много друзей. Один из них - Борис Михайлович Фишерман, недавно ушедший в мир иной.
Борис Михайлович был вдохновителем многих моих очерков.
 
 
Б.М. Фишерман:
 
    «Зоя Анатольевна была удивительным человеком. Интересный собеседник и, замечу, очень эрудированный. Иногда мы и спорили, но всегда уважали мнение другого. Годы, проведенные в стенах Московской консерватории, встречи с ведущими музыкантами страны не могли не повлиять на Зою как на личность - и в жизни, и в музыке. Интересна она была и в разговоре о музыке, и в обсуждении наших учеников, и в своих воспоминаниях-байках о жизни в столице. Зоя любила природу, которая у нас на Житомирщине диковинная. Не раз говорила, что уже привыкла и полюбила наш край.
    Долгое время я был дирижером училищного оркестра, и питомцы Зои Анатольевны меня всегда радовали хорошей игрой, манерой исполнения, читкой с листа… Я с Зоей устраивал совместные концерты, и уровень их всегда был на хорошем, добротном уровне. Недаром многие ее выпускники поступили в консерваторию и стали профессиональными музыкантами. Единственный в Украине валторнист-народный артист Украины Вл. Бондарчук, профессор Одесской консерватории - ее ученик. Это ее большая заслуга, успех и, как говорится, «отличная работа». В классе Зои Анатольевны занимался и младший брат Владимира, Валентин. Так же, как и старший брат, он окончил Одесскую консерваторию и многие годы преподает в Житомирском музыкальном училище.
    В 1986 году Зоя Анатольевна с семьей переехала в Москву, а в 1991 году они со старшей дочерью Ольгой переехали в Испанию».
 
 
Ольга Прокудина (Шюдтц) продолжает:
 
«В Житомирском музыкальном училище занималась и я. Хорошо помню своих учителей и сокурсников. Училась на дирижёрско-хоровом отделении, у меня был хороший голос. Затем поступила в Московский государственный институт культуры (дирижерско-хоровой факультет).
Семья у нас очень музыкальная. Знаменитыми стали мой сын Андрей, внук Зои Анатольевны, и моя 20-летняя внучка Андреа Дель Байе, которая скоро едет учиться в Кремону, в престижную школу А. Страдивари (поступила, справившись с большим конкурсом). Горжусь ими! Они скрипичных дел мастера. Таким образом, у нас в семье - вокал, валторна, скрипка и скрипичные мастера».
 
Андрей Шюдтц - скрипичный мастер из Кремоны.
(материалы интернета)
 
Свою первую скрипку Андрей сделал в 11 лет, а в 15 он уже принял участие в международном конкурсе скрипичных мастеров имени Чайковского, будучи самым молодым его участником за всю историю существования этого конкурса.
Впоследствии учился в городе Кремона (Италия), в институте скрипичных мастеров имени А. Страдивари. С успехом закончил обучение и получил диплом. В 1998 году Андрей Шюдтц открыл в Кремоне собственную мастерскую, и с этого времени его известные инструменты начали свое путешествие по всему миру.
 
Михаил Дикер - кларнетист, композитор:
 
    «Спасибо, Борис, что ты обращаешься к истории нашего музыкального училища, рассказываешь о его замечательных педагогах и выпускниках. Зоя Анатольевна среди них занимает особое место. Почему?..
    В то послевоенное время с преподавательским составом было непросто. Многие не вернулись с фронта. Преподаватели на духовом отделении вели по два-три инструмента. Сам понимаешь, нужны были узконаправленные учителя. Каждый педагог должен преподавать тот инструмент, на котором сам хорошо играет и имеет соответствующее образование.
Появление в училище нового педагога всеми было воспринято с радостью, тем более - выпускницы Московской консерватории. Я учился на старших курсах училища, и по возрасту мы были друг от друга недалеки. В общем, можно сказать, подружились. Я часто бывал и на уроках нового преподавателя.
    Симфонический оркестр училища был очень серьезным коллективом, играл сложные произведения, и конечно, ему нужны были играющие валторнисты. С приходом Прокудиной у нас они появились.
    Зоя Анатольевна была человеком и профессионалом с большой буквы, работающим не ради какой-то благодарности или званий – она просто наилучшим образом делала свое Дело. И я сам, лично, однажды имел счастье в этом убедиться. Как-то после экзамена по специальности (или академконцерта – сейчас уже не вспомню), заметив у меня кое-какие проблемы, она подошла ко мне и посоветовала поработать над новыми для меня упражнениями. Я послушался, и это вскоре позволило мне с легкостью справляться с трудностями в исполнительском дыхании.
    Я бывал, и не однажды, у нее дома, был знаком с ее мужем, Андреем Кузьмичом, добродушным и гостеприимным человеком. Они были прекрасной парой и очень дополняли друг друга во всем. Оба симпатичные, красивые, приветливые. С такими людьми было приятно общаться.
После того, как я окончил училище, мы общались еще многие годы».
   
 
Владимир Бондарчук – нар. арт. Украины, профессор Одесской Национальной академии музыки:
 
    «Высокообразованная, интеллигентная, скромная, чуткая и вместе с тем очень требовательная к себе и к ученикам. Сама регулярно занималась на валторне и заставляла своих студентов уделять большую часть своего времени занятиям на инструменте. Никогда не повышала голос, могла пожурить, но тут же давала совет, как избежать подобных ошибок или устранить только что сделанную. Была человечной, большой души личностью!
    Многие советы Зои Анатольевны для меня актуальны и сегодня в моей практической деятельности. Я бы даже сказал, что сегодня они для меня как заповеди в профессии».
 
                ***
 
    8 апреля 2019 года в Житомирском колледже культуры и искусства состоялся концерт, посвященный ее памяти. Памяти человека, педагога и музыканта, оставившего заметный след в музыкальной культуре города.
В концерте прозвучали произведения из репертуара Прокудиной и ее класса. В программе концерта принимали участие и «музыкальные внуки» Зои Прокудиной - ученики ее учеников.
 
 
                ***
 
    Последние годы Зоя Прокудина жила в Испании, в г. Овьедо,
с дочкой Ольгой и ее семейством. Была хорошей бабушкой и успела стать прабабушкой.
    По словам дочки, годы обошли ее стороной. Будучи уже в приличном возрасте, она по-прежнему была полна задора. И так же, как в молодости, была открыта для всего нового. Старалась не пропустить ни одного концерта. Усердно учила испанский язык. Научилась готовить испанскую еду. Полюбила корриду!
    Веселая, энергичная, по-прежнему умная и обязательная. Такой мы и будем ее помнить!
 
 
 
P.S.
Хочу выразить благодарность директору Житомирского колледжа культуры и искусства им. И. Огиенко Н.П. Покропивному за содействие в написании очерка и предоставленные материалы. А еще за бережное отношение к истории своего училища и памяти людей, работавших и учившихся там.
 
 
2
 


Рецензии