Актер и режиссер Борис Бабочкин

Когда в 1934 году прошлого века на экраны кинотеатров вышел фильм «Чапаев», в котором главную роль знаменитого начдива Гражданской войны сыграл Борис Бабочкин, он в мгновение ока стал самым узнаваемым артистом в Советском Союзе. О том, что Чапаев был любимым героем в народе, говорит и огромное количество анекдотов о нем, об его ординарце Петьке, комиссаре дивизии Фурманове и пулеметчице Анки. Анекдоты разного достоинства и пошлости. Приведу парочку из них, пришедших на память.

Чапаев и Петька рассуждают о городской жизни.  Петька говорит: «Ребята сказывают, что в городе белые офицеры пиво с раками пьют». Чапаев в ответ: «Не верь, Петька, это у них морды такие».

Выходит утром Василий Иванович на крыльцо в белых кальсонах и рубашке, потягивается. Петька ему говорит: «Василий Иванович, ты как Джаварахнал Неру», на что Чапаев отвечает: «Во-первых, не Неру, а Нюру, и кому какое дело, кого я джавахарнал».  Напомню, Джавахарнал Неру был лидер Индии, всегда ходивший в белой одежде, напоминавшей наше исподнее бельё.

И подобных анекдотов хватило на целый том сборника «Антология мирового анекдота» из 8 томов, которые я купил в 90-е годы.

Борис Бабочкин  был   советский актёр и режиссёр театра и кино, сценарист, педагог. Герой Социалистического Труда (1974), Народный артист СССР (1963). Лауреат двух Сталинских (1941, 1951) и Государственной (1977 — посмертно) премий. Член ВКП(б) с 1948 года.

Борис Бабочкин был на редкость талантливым артистом. Андрей Гончаров называл коллегу великим мастером с поразительной узнаваемостью, а Олег Ефремов считал, что система Константина Станиславского списана с таких людей, как он. Исполнитель покорял окружающих не только обаянием и мастерством, но и человечностью, порядочностью, чем заслужил уважение как современников, так и у последующих поколений.

Бабочкин родился в январе 1904 года в Саратове. Отец служил на Рязано-Уральской железной дороге, мать преподавала в школе. Анна Маркеловна с ранних лет прививала Боре и его брату Виталию любовь к творчеству. Она читала детям произведения А. С. Пушкина, что приводило их в восторг. Неудивительно, что оба мальчика с ранних лет начали декламировать стихи, а позже решили стать артистами.

Первые публичные выступления состоялись благодаря отцу, который взял сыновей на празднование Нового года вместе с другими семьями железнодорожников. Мальчики охотно радовали зрителей, путешествуя со станции на станцию.

Когда Борис стал старше, его отдали в Саратовское реальное училище. Там он продолжил увлечение творчеством, читал стихи на публичных мероприятиях и частенько посещал постановки городского драматического театра.

Гражданская война нарушила привычную жизнь Бабочкина. Он поступил на службу в политотдел армии Восточного фронта. Юноша активно участвовал в митингах, но политическая жизнь не увлекала его так сильно, как театр. Однажды, проходя вместе с другом мимо драматической студии, Борис решил попробовать силы и поступил.

Руководитель кружка Александр Канин был покорен талантом юного воспитанника. Он написал рекомендательное письмо и отправил парня в Москву — поступать к Владимиру Немировичу-Данченко. Но встретиться с ним тогда так и не удалось.

Вместо этого Бабочкин подал документы сразу в два учебных заведения — в школу прославленного Михаила Чехова и в студию Иллариона Певцова «Молодые мастера». Подход последнего оказался молодому актеру ближе, и в дальнейшем он не называл мастера иначе как «учителем навсегда, на всю жизнь».

Первый театральный сезон вчерашний выпускник провел под руководством своего мастера. В 1921 году ученики Певцова дали несколько спектаклей в театрах Ивано-Вознесенска. После этого последовало возвращение в российскую столицу, где артиста приняли в труппу драматического театра, которым руководил Василий Сахновский.

Но в молодости Борис хотел как можно больше играть, а такая возможность была только в провинциальных театрах. Поэтому в дальнейшем он успел пожить в Воронеже, Костроме, Самарканде. Репертуар исполнителя регулярно пополнялся, в его послужном списке за этот период появилось около 200 ролей. Не жалея себя, Бабочкин по несколько раз в день выходил к зрителям, что помогло довести мастерство до совершенства.

Позднее, в конце 20-х, судьба привела актера в Ленинград. Сначала он участвовал в постановках Театра сатиры, затем — драматического театра имени А. С. Пушкина. В 1936-м Борис пришел в Большой драматический театр, где вскоре стал главным режиссером, а затем и руководителем. Но после того как художественный совет запретил показ его спектакля «Царь Потап», Бабочкин сгоряча подал заявление об увольнении, о чем позже пожалел.

Следующим пристанищем в творческой биографии знаменитости стал Театр имени Евгения Вахтангова. В нем были поставлены пьесы «Учитель» и «Фронт». Позже были и другие труппы, но больше всего времени артист послужил в Малом театре. В 1951-м он уходил оттуда со скандалом, но вернулся спустя четыре года.

Отношения с директором Михаилом Царевым складывались непросто. Борис Андреевич винил его в смерти Всеволода Мейерхольда, к тому же у них были разные взгляды на репертуар. Но Бабочкину все равно удалось поставить на этой сцене свои самые заметные спектакли, а в его актерском репертуаре были постановки по Максиму Горькому, Александру Островскому, Николаю Гоголю.

В кино прославленный артист попал случайно. В 1926 году он только вернулся в Москву из Харбина, где служил в местном театре, и перебивался случайными заработками. Зашел на биржу труда, а там пригласили сняться в немом фильме «Крылья ввысь».

В следующем году, когда Борис Андреевич уже жил в Ленинграде, поступило приглашение на роль в картине «Мятеж». Но позже исполнитель признавался, что проникся любовью к кинематографу только после съемок драмы «Заговор мертвых» об обороне Петрограда от белогвардейских войск Николая Юденича.

В дальнейшем фильмографию пополнили такие работы, как «Первый взгляд» и «Дважды рожденный». Но популярность пришла к артисту только после знакомства с друзьями-однофамильцами Георгием и Сергеем Васильевыми, которых с легкой руки Виктора Шкловского называли братьями. Они решили экранизировать роман Дмитрия Фурманова и позвали Бабочкина на главную роль.

Играя Василия Чапаева, актер опирался на воспоминания о временах Гражданской войны. Образ получился собирательным, списанным с командиров, которых лично знал Борис Андреевич. На площадке он много импровизировал, бескомпромиссно выстраивая линию героя такой, какой ее представлял. Поэтому начдив получился столь смелым, обаятельным, мудрым.

После премьеры фильм одобрил лично Иосиф Сталин, а зрители пересматривали по несколько раз, отстаивая длинные очереди в кинотеатры. Слава исполнителя роли Чапаева однажды уберегла Бабочкина от преследований со стороны НКВД. Если бы его репрессировали, картину пришлось бы запретить к показу, а она нужна была для идеологических целей.

Фильм «Чапаев» был не единственной заметной работой Бабочкина. Актер активно снимался в годы Великой Отечественной войны, даже несмотря на то, что над головой кружили фашистские бомбардировщики. Он участвовал в агитационном ролике «Чапаев с нами», чтобы поднять боевой дух солдат и сограждан.

После войны Бабочкин снял ленту «Повесть о "Неистовом"», где также исполнил главную роль. Драма была тепло принята советской публикой. В дальнейшем в качестве режиссера Борис Андреевич был более активен в театре. На экранах он предпочитал оставаться только исполнителем, к каждой роли подходил ответственно, сам выполнял даже сложные трюки.

В 1967 году кинематографист представил публике экранизацию пьесы Максима Горького «Дачники». Ранее он уже ставил по ней спектакль в Малом театре. В кадре артист предстал в образе Петра Суслова. На площадке ему составили компанию Элина Быстрицкая, Николай Анненков и Георгий Куликов.

В 70-е зрители чаще видели кумира в телеспектаклях. Последняя лента в фильмографии блистательного артиста — «Бегство мистера Мак-Кинли». Бабочкин сыграл богача, создавшего сеть подземных убежищ, в которых люди могли проспать не один десяток лет и проснуться в светлом будущем без войн и болезней.

Режиссер фильма Михаил Швейцер вспоминал, что никогда не встречал столь подготовленного к съемкам актера, как Борис Андреевич. Исполнитель знал все монологи, ему не требовалось ничего объяснять. Готовую картину, принесшую Государственную премию СССР, Бабочкин уже не увидел.
Личная жизнь
Личная жизнь актера сложилась удачно. Он был женат всего раз. Супруга, балерина Екатерина Георгиева, происходила из дворянского рода, по материнской линии состояла в дальнем родстве с Натальей Николаевной Гончаровой.

До знакомства с Бабочкиным девушка жила в браке с режиссером, за которого вышла замуж в 16 лет. Муж был старше и сильно ревновал молодую жену. Но судьба все равно свела балерину с актером, и она сбежала от супруга через окно в одном легком платье.

Екатерина Михайловна и Борис Андреевич всю жизнь прожили душа в душу, на всех фото супруги с нежностью смотрят друг на друга. В браке родились две дочери — Наталья и Татьяна. Обе запомнили артиста внимательным и заботливым отцом, подарившим им прекрасное детство.

В последние годы Бабочкин часто болел. Он перенес несколько инфарктов, имел проблемы с почками. Но артист все равно не делал себе поблажек, продолжал вести творческую жизнь.

Борис Андреевич умер в июле 1975 года в своей машине по пути на кинофестиваль. Причиной смерти стал сердечный приступ. Исполнитель не успел принять лекарство, но позаботился о том, чтобы никто не пострадал, аккуратно припарковав автомобиль у тротуара. Даже перед смертью он думал не о себе, а об окружающих.

Похоронен актер на Новодевичьем кладбище, на могиле был установлен памятник.
Фильмография
1929 — «Мятеж»
1932 — «Первый взвод»
1934 — «Чапаев»
1935 — «Подруги»
1938 — «Друзья»
1942 — «Оборона Царицына»
1943 — «Фронт»
1944 — «Родные поля»
1948 — «Повесть о настоящем человеке»
1959 — «Аннушка»
1966 — «Дачники»
1973 — «Плотницкие рассказы»
1975 — «Бегство мистера Мак-Кинли»

Интересные факты
Бабочкин прославился как талантливый педагог. Сначала он преподавал в студии при БДТ, затем во ВГИКе.
1. Артист писал заметки для литературных газет и журналов.
2. Среди увлечений Бориса Андреевича были охота и рыбалка.


Рецензии