О романе Л. Толстого Анна Каренина

Много лет интересуясь изданными воспоминаниями как семейства Толстых, так и людей, знавших и написавших личные воспоминания о "глыбе и матёром человечище", я пришла к аксиоме - никогда Лев Николаевич не писал, не имея "на руках" реального факта жизни ( или смерти, что для него имело особую ценность и представляло живой интерес) какого-либо действительно существовавшего человека. В ...ммм...про Пушкина мы говорим - пушкиниана, а про Толстого как?...толстовщиниане ясно указано : Анна Каренина приобрела под пером писателя внешние черты фрейлины императрицы и внучки Пушкина , посетившей Тулу и произведшей впечатление на молодого Льва Николаевича...колечки курчавых волос на затылке...Сама фрейлина была романом недовольна, даже возмущена узнаваемостью именно внешнего образа.
А история смерти жены одного помещика, пропечатанная в газете, довершила дело.
Надо сказать, тогда, да и пару десятков лет потом, в тульско-курском "кусте" было много случаев самоубийств "матерей семейств", правда, не столь одиозных, как в романе, а с помощью пистолета мужа...теперь-то мы понимаем мучения женского "переходного возраста", а тогда всё приписывалось "нервичности". Антураж в "Анне Карениной" до мелочей воспроизводит атмосферу вокруг самого Толстого, чувства ( да порой и поступки) людей, втянутых в орбиты вокруг него, его раздражение, восторги и мысли, беды первых лет его семейной жизни. Как иначе?

Как раз в это время на глазах писателя разворачивался бурный, недозволенный, смертно-печальный, безнадёжный роман между его братом Сергеем Николаевичем и младшей сестрой Софьи Андреевны - Таней Берс.
Довольно прочесть дневники обоих супругов Толстых, чтобы увидеть достаточно "препарирующее" поведение писателя в отношении героев этой любовной истории... Лев Толстой вообще славился своим интересом к чужим страданиям ...Удивительна и показательна реакция умирающей молодой жены художника Сурикова на посещения "великого старца"...наладившегося было пприходить к ней с якобы - душеспасительными - разговорами. Не выдержав, она того просто выгнала и запретила мужу пускать к ней "этого страшного старика" ...
Или вот то, что Толстой, скрутив волю жены в бараний рог, позволил больному сифилисом учителю Русанову неделю гостить в Ясной поляне ( см. воспоминания Русановых отца и сына)...
К счастливым Толстому ходить было ...неинтересно. Он, например, ежедневно посещал умирающего крестьянина, выспрашивая, что тот чувствует? Приближается ли к Богу...и прочее, интересующее лично писателя, но неважное, прямо страшное уже обречённому старику. Не утешал писатель, а именно - выспрашивал, выведывал. Идя домой в Ясную Поляну после похорон, Лев Николаевич завернул ко вдове. Та ела щи. Толстой сначала возмутился её бесчувственностью, потом написал в дневнике, что, мол в этом и есть вся мудрость - жизнь идёт дальше...
Любовь к нырянию в "прорубь чужой жизни" была у Толстого всю его жизнь. Лев Николаевич с головой окунался в чужой ужас, ища там личное понимание смерти и личное обновление. Много подобных примеров можно прочитать в воспоминаниях ...
Поэтому неудивительно, что томящая атмосфера невозможного счастья, неслучившегося брака, вулканических чувств и чувственности отношений свояченицы и брата, повязанного по рукам и ногам многолетним проживанием с цыганкой Машей, выкупленной им из табора, детьми полукровками...так впечатлили Льва Николаевича.
Узнав о многих детях и длительной связи Сергея Николаевича с цыганкой, Таня Берс отравилась... Слава Богу, не до смерти... Но болела грудью, долго не могла петь и разом растеряла всю наивность и восторженность Наташи Ростовой, прообразом которой являлась... А жизнь героини второго романа Льва Николаевича просто уже не имела иного исхода, как смерть...ведь реальная любовь погибла прямо на глазах писателя...Таня приобрела циничность взгляда на жизнь, а брат...тот попусту потратил свою жизнь, запершись в родовом имении Толстых. Дети его были неудачны, сын спился, две дочери совершили faux pas, разрушивший и их жизни...более-менее счастливой оказалась судьба только младшей дочери Сергея Николаевича...

Отчего романы Толстого так будоражат? Так задевают сердце?
Это просто: они настойчиво уводят нас в реальный мир, в котором и жил писатель, в реальный мир его окружения. А правда - она всегда чувствуется.
В том и есть оправдание "странному" поведению писателя - сбор материала и изложение для других того, что автор пережил сам или прочувствовал , разбирая жизни других.
 


Рецензии