Варька - сорви голова. Т. 2 продолжение 1-го тома

                Основано на реальных событиях.               

И пусть буду я не первой,
Но в одном строю,
Где мужи учёные стоят.

Середина лета.  Раннее утро. Над рекой, не торопясь, поднимается солнце, красочно играя над водой, своими огненными лучами Девчонка сидит в лодке, бросает камушки над водой. Из дома вышел сосед, спускается вниз с высокого крыльца своего дома
- Дядя Андрей, идите блинчики поедим!
-  Ты, когда их успела напечь?
- Вот, видите, один за другим вылетают из рук, как будто со сковородки. Только успевай, кушай.
Андрей засмеялся
-  Доброе утро, Варенька!   Твои родители дома? Почему ты не рыбачишь?
- Чем?
- Удочкой, чем же ещё? Твои родители дома? – Второй раз спросил сосед
-   Вам, зачем они понадобились? Наябедничать, что-нибудь?
- Не-то задарма оне на тебя навьючили деток то своих. Гляжу я на тебя, сама сирота и детей, братьев своих под опеку взяла. Тебе бы спать нежится в койке, вижу, траву щиплешь. Кому энто ты траву сгребашь? Аль на подстилку себе как по - ранешному.
- Ладно, дядя Андрей, не подъердыкивайте, идите своей дорогой, не то, гляди,  руки оттянет, как у гориллы плетями повиснут. Ни каким массажем не  затолкаешь назад.
- Ох, ты, едка ты на словцо, вылитая мать.
- Не из родовы, а в родову, что уж тут поделаешь.
- Купаться-от сёдни будешь, пока родителей-от нет?
- А, что они уже тю-тю, почему мне не сказали? –  Варька выпрямилась, словно спросонья, протирает глаза  одним пальчиком. -  Пойду домой, посмотрю,  деньжат мне оставили или нет?
- Не переживай, эвот твои деньги на хозяйские нужды. Рабятишкам на хлеб,  да молочишко.  Чего не хватит, велели добавить  из своего карман, а по приезду рассчитаются красной рыбёшкой.
- Вот так вот,  всегда через десятые руки, напрямую  не выдают,  в задницу рабятишкам без соседней передачи  заглядывай. Вот и доглядывайте сами за имя.
- Не серчай на родителей, ты уже взрослая, надеются, значит, доверяют. Гордиться надо энтим доверием.
- Доверие, как оспа поветрия. Не буду знать , отчего башка затрещит. Попробуй, уследи за имя, за тремя сорванцами, что лебедь рак да щука. Мне само то и ухватится порой не за что, если не успею поймать.  Ангара, она как есть одно название Ангара. Ступишь  на скользкий камушек,  а волна, что щука хвостом,  шлёпнула  по заду - и у волка во рту Егорий взял.  Вчера  волной сестру; она бульк и нет её. Счастье, что рядом,  на бережку стояла; не то не снести бы мне головы за рабёнка. Кому говорят, идите, куда настрёмились, не отрывайте последние минуты свободного времени у меня. Проснутся, короеды, тогда запрягайся   на целый  день и опять вошкайся с имя.
Не успела тётя Нина, мама подружки,  скрыться за домами  с двумя банками трёхлитровыми молочка,  как сверху, где стоит дом, на высоком бугре , послышался писклявый голосок Вальки.:
-  Варюха, айда нырять, пока мамка  унесла молоко геологам, мы ещё разок другой прокатимся на катерах! Только, заодно  сбегай, разбуди, сонную тетерю, Вальку Буднину. Зачиталась грамотейка. Успеет повторить билеты; мозги прополощет, свежее будут выглядеть.
Не успела Варька отворить тяжёлую дверь, как на неё  с  длинным  батаком налетела мать
- Я те покажу , как ныряться! Попа захлебатся, не успеешь откачать!
Варька от испуга сиганула , было мимо окон   домика Будииных,  неожиданно в окне увидела хныкающую  физиономию  старшей подруги.  Ей семнадцать лет вот-вот стукнет.  Второй,  шестнадцать  уже исполнилось, а Варьке  едва-едва исполнилось пятнадцать – одним  словом погодки, а по комплекции ни чуть не уступают друг дружке. Правда,  по  росту  фотограф всегда  их выстраивает лесенкой.
- Ты чего так рано в слезах? – Оглядываясь по сторонам, боясь,  матери,  спросила Варя.
- Видишь, у дверей стоит с батаком? Говорит, зад напарю, и замуж не захошь!
- При чём  здесь замужество? Я за тобой пришла не сватать, а понырять немного, пока тётя Нина,  с молочком ушла; мы добежим до диберкадера, а там , на рубку капитанскую залезем и разок нырнём напротив нашего дома.
- На катере надо выше  заплывать, не то не успеем  до дому приплыть, как снесёт опять  к диберкадеру.
- Ты меньше глаголь,  удирай, пока нет матери дома.
- А где она?
- Гналась за мной, а сейчас, зачем-то подол , приподняла,  юбка то длинная; ног не видать, стоит,  призадумалась. Давай, быстрей! Мои короеды могут проснуться!
- Как я выйду незаметно от мамы?  -  Девчонки напряжены от расстройства и от того, как найти выход из положения. 
- Проще пареной репы! Гляди, как! Пока мать  твоя в огороде лук щиплет, я раму вытащу вместе с корнем и без лишних звуков.
- А, как затрещит?
- Сама  меньше трещи! Давай, вылезай, раз два и в дамках!
- Ну-ка, ставь,  на место как было!
- Естественно, а как же иначе! Всё, как в лучших домах.
- И то, правда, век живи – век учись. Давай, руку коротышка.
- Ещё слово и ты в кювете, поняла, нет? Не смотри, что ты верзила. Запыхавшиеся  девчонки бегут по набережной Ангары, минуя диберкадер,  увидев отчаливающий от берега  трёхсот сильный катер с  красивой голубой капитанской рубкой.  А в ней  видят  капитана  в белом костюме и в белой фуражке.
- Ой, девчата, это моя мечта  хоть бы постоять рядом с такой рожицей. – Говорит Кушнарёва.
- Так, может, останешься там с ним в рубке? Заодно прокатишься  на славу.
- Ты умная, или  идиотка?  Мне немного надо, понырять и хватит.
Ничего не подозревая, капитан  катера «Тяжёлый» поговорил с девчатами о том о сём , на какое-то мгновение вышел из рубки, дал отмашку, скомандовал  шкиперу: «Отдать якорь!» Девчата тем временем  скрылись  от назойливых глаз  шкипера на барже,   гружёной кирпичом.
У двух  подружек сердечки бьются  не ровно, то с затуханием, то,  как будто молотом по наковальне.
- Валя, - говорит Валя Буднина, Кушнаревой  Валентине, - однако, я не буду нырять, что-то страшновато. Ведь, как никак затащит прямо на середину фарватера. А, вдруг плот в это время пойдёт? Да ещё и баржа гружёная сзади.
- Ты о чём раньше думала, голубушка, а? Я нисколько не боюсь!  Нечего креститься – поп обедню закончил.  Вот, гляди, уже остров проплываем, самое то, что нам надо. Никаких плотов не видно!
- А, ну-ка, марш  бесштанная команда! – Грозно скомандовал капитан  катера. Чё? Жим-жим?  Марш ,говорю! Я вам причаливать к берегу не намерен, как попали,  так и шлёпайте назад! Варька права во-он, видите, плот идёт! Не успеете глазом моргнуть, как вам  трассу перекроет. Тогда вы либо со мной до Кукуя, а  оттуда на теплоходе назад, либо выход один нырять сейчас и непременно.
- Товарищ капитан, я принимаю решение нырять и сейчас же. У меня дома ребятишки без присмотра остались. Пока я добираюсь до дому от Кукуя да ещё голышом, да ещё без единой копейки, ребятишки окна выставят.  Чего доброго утонуть могут без надзора.
- Смотри, на неё, молода, да ранняя. Сколько их у тебя?
- Трое и тоже погодки.
- Чё, сразу двоих, а потом третий, что ли?  С каких  лет начала рожать?  Не поверю, тебе без году неделя, как лет пятнадцать.
- А что тут мараться, сразу один  за другим тройню родила! – Заступилась старшая подружка за Варьку. – А осенью в седьмой класс  пойдёт. Совмещает приятное с полезным
Над  нырнувшей Варькой  показались надутые из толстой фланелевой ткани  китайские панталоны, в какой-то миг  опутавшие  Варькины ноги  по колено ,  и  только  две пышные оголённые ягодицы блеснули ярким утренним солнцем. В  один  миг Варька  выправила ситуацию, под водой  сняла панталоны . Снова нырнула , давая понять, что с ней всё в порядке.   Расплываются круги над водой. И, кажется, в какое-то мгновение  капитан  в один миг стал , убелено седым; не помня себя капитан скомандовал:
- Ну-ка, следующая лягушка, да одна за другой вдогонку!  За семь бед один ответ!
Катер сбавил ход,  а капитан  стоит не живой не мёртвый, высматривая   человеческие головы над водой. Ни кругов и ни  девичьих голов.
- Тарас! Тарас! Гляди, вон лягушки  где! – Кричит  обезумевшим голосом шкипер баржи.  Надрать бы им  заднее место, чтобы не сели на них! Куда  только смотрят родители. Они могли под баржу угодить. 
Варька плывёт, таща за собой в зубах  толстые панталоны.
Девчата  ржут над Варькой .
- Ты, как собака с добычей в зубах; как без штанов то оказалась?  Давай, выжимай, а мы тебя прикроем от глаз посторонних. Поднялись на крутой берег реки.
- Смотри, Варька, плот с нами поравнялся.  – В один голос зашептали   подруги.
- Плот плотом,  как только я поднялась на рубку, увидела лицо  отца. Стоит и огромной кувалдой машет и грозится.
- Вернёсся домой я те зад-от  спорю до костей!
- Да, ну, тебя с твоим отцом. Он тебе ночью не снится? Так и грезишься им везде и всюду.
- Правду, говорю. Видела у дома вместе с матерью отца, и ,  пацаны с ними  голопузые стоят.
-  Тогда, держись, Варька! Значит, твоя мама солгала о том, что они уплыли?
- Я накажу свою маму за ложь. Так не красиво поступать. Мне перед тобой стыдно за неё. Вот и пусть тогда прячет тебя от отца.  Я знаю его выходки тоже.
- Ни надо никого наказывать. Я сама за себя в ответе.  Вы идите домой берегом, а я в обход  по  улице пойду, по верху. Пусть попробуют, уплывут  без меня на работу.  Спрячусь на недельку две у одноклассницы. Фигушку найдут.
- У какой, скажи?
- Фиг вам , батончик с маслом.  Через неделю покажусь.
К однокласснице Варька не пошла. Она обошла вкруговую;  вокруг домов соседних, тихо открыла двери  к Кушнарёвым,  к матери старшей подруги, Валентины. Та увидев её ,  тихо шепнула, пальцем поманила:
- Полезай, под подол-от! Изверг ищет тебя,  токо-токо, был,  спрашивал, не забегала ли Варвара? Велел отодвинуться от западни, в пополье заглядывал.
- А вы, что ему сказали?
- Да что я могу сказать . Грю, изверг ты не сусветнай, не даёшь продыху рабёнку. Вкалыват на вас,  как дом работница , а зад пополоскать не смей. Чё энто с ней  подековалось, эвон, видишь, бежит, никуда боле,  а  токо домой .
Отец, как бы забылся, пошёл к лодке, что-то носит в лодку. Кажется, снасти,  в мешках продовольствие на две недели дежурства в бакенской избушке.  Варя подумала, что у отца отошло сердце; решила выйти на переговоры, чтобы  ни случилось, она первая помощница у родителей. Думала,  какие-нибудь наказы надо выполнить, да не тут-то  было. Отец, словно, злая собака рванулся навстречу дочери, скрежеща  зубами. Конечно, и дочь, не из робкого  десятка, в миг развернулась на сто восемьдесят градусов,  и бежать в противоположную сторону.  Не мог отец при всём  желании догнать спортсменку  второго разряда по бегу,  по школе.
- Эк! Ты, гляди, на неё, как она чешет,  токо пятки в  задницу влипают. Ну, прямо, что метеор. Где уж мне за тобой? Накось, эвот дробовик-от на што? В раз  сократит бег.
Незаметно для отца  подошёл сосед, Андрей,  отец  Валентины.
  - Охлонись,  не разкидывайся добром-от государственным. Она ноне теперь тебе не принадлежит .
- Ты, хто такой?  - Озверевшим и охрипшим голосом  заорал на соседа. – Я спородил, я и убью!
Андрей спокойно принял ружьё у Степана Петровича, положил его в нос лодки.
- И заруби себе на носу, что впредь брать в руки  огнестрельное оружие на человека преступно. Мало  сидел за решёткой Бухенвальда, или в Освенциме, чёрт знает, где ещё ты там бывал?
- Ты меня энтим не попрекай!  Я не виноват, что там оказался. Понял , нет, не виноват! Иди, к себе к своей Нинке, там и командуй, а здеся моя семья, значит, граница! Что хочу то и делаю. Ты вот лучше поглядывай за ней, а тебе стерлядочки подкину.
- В чём же дело? Я  без подарка  никогда не бываю в стороне от чужих нужд. Варька то она для меня, как свой ребёнок. Ровесница моей Валентине.
Подошли две подружки.
- Дядя  Стёпа, ну зачем такие строгие законы? Разве можно воспитать человека  угрозой? На меня отец ни разу не крикнул, а вы позоритесь  перед  околицей и  перед своей дочерью. Если так, то она права, в том, что говорит: «Я отца ненавижу, как удава с гадюкой» Хоть ночью, хоть днём всё одно опасение, как бы оплеуху не заработать от отца. Вы случайно не доводитесь ей отчимом?   
  Тем временем  девчонка бежала от отца во всю прыть  не оглядываясь, падает, поднимется и опять бежит. Бежит  до  крайнего дома улицы. Остановилась.  Дальше сама не знает, куда бежать. Вокруг  огорожено  сокоульником. Перелазить через чужую изгородь она не посмела.  Повернулась снова к Ангаре,  спустилась на берег.  Присмотрела бревно , затянутое илом, не раз  омытое  набежавшей волной. За всеми действиями  Варьки  не знакомый  парень из крайнего дома наблюдал от начала взятого ею старта.
- Куда, от кого бежит этот пострелёнок, размышлял он про себя,  да ещё в  неопрятном  виде нижнего белья? Поравнявшись на расстоянии  ста шагов, парень увидел сквозь заросли кустов  девушку, с плачущими глазами.
Варька почувствовала за спиной человека, движущийся к ней
- Эй! Кто там?  -  Варька  повернулась  в сторону  домов.   Из-за  кустов вышел  парень  лет  восемнадцати; выглядел моложе пятнадцатилетнего мальчишки
– Ты зачем за мной крадёшься? Сейчас как дам, вот этой орясиной. Только попробуй, подойди!?
- Да, кому ты нужна  голопупая, гляди, скоро  таинство   покажется. Подтяни хоть штаны-то!
- Это мои панталоны,  не штаны.
- Кто тебя валял  в навозе? Вроде мокрые, а штаны грязные.
- Твоё -то, какое дело? Только и зырят, только и зырят все кругом, спрятаться не возможно ни где от глаз назойливых.  Докопался до них как банный лист. – Варька снова нагнулась над бревном,  откапывает его  орясиной,  которой грозилась парню, а грязные панталоны нет-нет, да и скатываются  до нельзя  от тяжести .
- На,  мой ремень, подпояшься. Не то наведёшь грех на душу. Не столько будешь откапывать бревно, сколько штаны  на подхвате будут.
- Ладно,  уж кидай!
- А поймаешь?
- Не твоего ума дело! Кидай, говорю! – Варька, забыв о тяжёлом белье на слабой резинке , открыв рот, вытянула руки навстречу  летевшему ремню .
-  Эх, ты воробей воробышек.  Поймать не смогла, правду говорят, погонишься за двумя зайчатами, ни одного не поймаешь.
Парень смеётся от души.
-  Кто тебе сказал, что я воробышек, может курица?
- Ты слышала  пословицу: «Курица не птица и баба не человек».
- Этого ещё не хватало, чтобы меня называл какой-то пройдоха,  не человеком.  А  , ну-ка, отвернись! Мамкино молоко на губе, а уже  по  воробышкам стреляешь. Только и высматриваете неудобное положение. – Парень хохочет ,  валяясь на песке , поджимая живот обеими руками, не может  подобрать  несчастной девчонке   подходящее слово.
-  Ладно, подпоясывайся. Видишь, я отвернулся, да гляди надёжнее замыкай, не то улетит, не поймаешь.
- Кто улетит? - Оглядываясь по сторонам, она никого не заметила.
- Уже улетел высоко, высоко за лесом.
- Ну и чёрт с ним, пусть летит высоко, а мне работать надо.
- Зачем тебе понадобилось сосновое  бревно?  Оно лежит ещё со времён  царя Гороха - это утопленник.
- Что и брёвна тоже бывают утопленниками?
- Сколько хочешь. Бывает, разобьёт плот, брёвна  друг на друга ползут, не находя свободного места в воде.  Тяжелеют, как твои  китайские трусы от долгого времени нахождения в воде становятся топляками. Очень опасны они для водного транспорта, особенно  летом, когда река мелеет.
- И мои панталоны опасны во время обмеления реки?
- Не перебивай! Тяжёлый конец  держится на плаву под водой, особенно комель, а вершина старается, как бы подняться, всплыть, но сила тяготения  к основанию  превышает силу  тяготения  к верху. Вот и торчит бедный утопленник  до тех пор,  пока  не начнут тралить весной фарватер. Парень всё ближе и ближе подходит к девушке, осталось метров пять до неё. Она как закричит:
- Не подходи,  грю! Эвот орясина! – Копируя  отца. – Живо орясина, примет  натянутую струну о твою спину.
-  Глупышка, как хоть тебя зовут?
- Тебе то, что до моего имени?  На одной улице живёшь и не знаешь, как будто.
- Мне некогда  высматривать таких девчат как ты.  Утром рано  семь километров пешочком до школы. После школы домашние занятия по той же учёбе.  Подготовка к экзаменам  за десятилетку, да ещё кое-чем увлекаюсь в свободное время. А у тебя только одно занятие, как понырять и всё, что ли?
- Ну, почему же одно?- Варя обиделась на критику.- Я готовлюсь к сдаче ГТО.  У меня  бег на лыжах второе место по школе.  Знаешь Катьку Шутову?  Здоровая , такая деваха, в  седьмом классе учится.
- Слышал, и не только, не раз с ней встречался.
Варю задело за живое.
-  В каком смысле не раз встречался?
- На соревнованиях  по  лыжам в селе  каждый год бегаем.
- Да, меня туда не берут, не глядя, что второе место имею. – Варька  с сожалением глубоко вздыхает. - А, вот представь себе, я её однажды обошла  на лыжне по речке Быстрая. Не гляди, что метр с кепкой. – Варя, рассказывает парню с азартом. - А в силосную яму? Кто первый нырнул?   Кто больше,  как не я?  Конечно, я первая  нырнула и вылетела как пробка  из бутылки.  Представь себе без тренировки, одна только первая; поддержка  со стороны физрука  Кирилла Иосифовича  и я смело одолела  этот  вид спорта.  С тех пор меня прозвали в школе «Красные  шаровары»
- А в воду, зачем ныряешь?  Нарушаете технику безопасности. Вдруг что случится, кто за вас в ответе будет, капитан  плавучего судна? Слышала , недавно искали девушку, нырнувшую на вашем месте, где вы облюбовали место, да так и не нашли.
- Не слышала.
- Тогда меня послушай, и родителей в шокирующее состояние не вводите. Не я твой отец, я бы по -другому поступил. Я давно наблюдаю за вами от начала старта забега , от дома до диберкадера;  до заплыва на  грузовом водном транспорте  да ещё  на фарватере. Какой ужас. Какой ужас?  Я смотрю и мама видит. У нас  мурашки под кожей ползут.
- Ты, их вот так, вот так!  - Девочка  шустро показывает ногами  по песку, как надо давить муравьёв. Трус, ты, вон с какой вышки ныряют, а тут подумаешь с капитанской рубки! Не велика высота.
- Ты забыла добавить на тренировочных базах, но не на фарватерах,  где плывут плоты  длиной в полторы тысячи метров. Говорят, что девушка по всей вероятности нырнула, выплыть не смогла, потому что  где-то зацепилась за трос,  или плотами утащило, так что и водолазы найти не смогли. А родителям-то каково, а? Вы о них подумали? Вот как будут свои,  тогда узнаешь почём сотня гребешков
- У меня итак их уже трое.
- Да, ну, тебя, зачем на себя лишнего брехать?
- Думаешь, не правда? Правду говорю .  Почему они за мной бегают? Им нянька нужна, а мне к ГТО надо готовиться. Не могу свободного времени выбрать из-за них для подготовки к сдаче  ГТО. По всем видам спорта я сдала нормативы, а по плаванию ещё не могу.
- Либо тренера нет хорошего, либо задница твоя  хорошо отцовской пятернёй  не порота, или она тяжелее головы.
- Да, ты прав, пока плаваю по-собачьи.
- А ныряешь, как топор с топорищем или как топляк?   И всё же, как я посмотрю, ты самая отчаянная девка ,  Варька  - сорви голова.
- Тебе-то что до девчонок. Хочешь  к нам присоединяйся. Дом на четырёх углах стоит.
-  Хорош,  одну уже соблазнили. Я белены ещё не попробовал, за тросы  под водой цепляться.
- По-твоему мы травоядные и белену жуём вместе с козами?
- Ты не гляди, что козы. Они тоже очень разборчивы что, попало,  не едят  Я пас козу тут у одной  самоучки, художницы, наблюдал за ней.  Какие они  осторожные, диву даёшься.
- Постой, постой, ты пас козу у художницы?
- Да, а что тут особенного?
- Так ведь и я у неё пасла беленькую козочку с козлятами. Художница специально держит козу для молока, чтобы разбавлять какую-то краску  для живописи.
- Не подсмотрела?
- Не удалось, как ни старалась. Ты, говоришь, у тебя мало свободного времени. Тогда зачем отнимал время   для коз на пастбищах?
- Это мой первый наставник и учитель по художеству. Она в меня  вложила свой талант быть художником.
- Э-э! Нет,  мой дружок, если человек пишет, что  курица лапой, какой  из него художник. Одно название - мазила.
- Обижаешь , подружка, я не из тех, чтобы только быть мазилой.  Некоторые мои картины уже побывали на презентации в краеведческом музее.
- Я не причисляю себя к типу  художников, но рисовать немного умею. Так иногда сижу за партой, преподаватель сказки Тургенева  читает всему классу, а я тем временем его физиономию переписываю  простым карандашом.
- Это называется графикой. Если, получается, продолжай дальше. Показывай учителям, они одобрят или осмеют, но тебе всяко разно будет польза.  От критики творческий человек больше совершенствуется, становится сильнее, увереннее в свом деле. Критические эскизы удаляет, а  в предложениях  вносит поправки. А ты, как думала? Раз и в дамки?
- Я в шахматах не соображаю. Мне до этой мысли, как до Китая пешком. Даже никогда не пыталась ими заниматься.
- Вот, и зря! Нет, милая моя,  сотня потов и переживаний перенесёшь, пока станешь нужным и востребованным гражданином. 
- Ты, возьми свой ремешок, он тебе ещё годится.  Мои штаны уже высохли,  легче стали, не спадут, а резинку я укорочу. Ты только отвернись, или ступай домой.
- Ты в них смотришься, как чучело огородное.  Тебе бы их на голову надеть и воробьёв пугать.
- Голь на выдумку богата. Возьми их себе  становись  сам в огород. Я тебе, что сказала? Ты, уйдёшь или нет?
Парень послушал совета и удалился к дому. Варька продолжает откапывать сосновое бревно большой палкой.
- Вообще-то, зачем оно мне сдалось?  Что других  брёвен  полегче не найдётся деревины на дрова?  Тогда чем заняться? Вот так снова пойти домой, а как отец встретит?
Неожиданно вернулся  парень.
- Хочешь посмотреть  графику?
- Конечно, хочу, как ты быстро успел набросать эскиз?
Девочка  протянула руку, чтобы посмотреть, что за эскиз.
Парень  отвёл руку девушки.
- Мала ещё такие картинки смотреть.
- Ну, не  идииот ли,  ты, подразнил  и обманул -  Меня в армию  призывают, после того, как  сяду на теплоход, тебе мама моя подарит.
- А, когда тебя  заберут?
- Забирают в зону, а я служить еду, как только сдам экзамены  на аттестат зрелости  за десятый класс. Поняла?
- Поняла не тупая.
- Вот и жди.
- Что там за картинка, какой эскиз, так быстро наброшен тобою. Покажи, сейчас! Родители опять хотят переезжать на Кукуй.  Возможно, не получится вручения памятного подарка.
- Получается, моя мама тоже работает  в техническом участке   водопути.
-  Суседка, ты далече направилась, с кожаной  плетью о трёх концах?  -  Мария Григорьевна, молчит, как будто не слышит, устремлено шагает  к дочери.
- Ага, тоди всё понятно, бедная Варька, опеть достанется. Как ба её предупредить?
Молодые люди, слышат посторонние  голоса издали. Повернули головы в сторону Варькиного дома.
- Ты, гляди, на неё, она уже сюда идёт! Самый раз так я тебе дамся в руки. Ушло то время, когда за волосы таскали. Слава богу, когда остригла наголо, я хоть немного отдохнула  от садизма.
- Бежим ко мне домой, я не пущу к себе, там мама сегодня с дежурства приплыла.  Не бойся. Я тебя в обиду  не дам. Бежим сначала, как бы в лес по берегу, обогнём черёмушник , вокруг огородов и мы дома. Она не догадается, где искать. Лес большой, сама заплутается.
Парень взял Варьку за правую руку, левой рукой она придерживает панталоны, чтобы окончательно  их не потерять.
- У мамы для тебя найдётся, что-нибудь поскромнее и наряднее из забытых старых вещей своей молодости,   да и бабушка, что-нибудь тебе подарит от своей молодости.  Правда , пахнут они  канифолью какой-то.
- Может, нафталином?
- Ничего отстираешь, и носить будешь за милую душу с канифолью.  Они росточком тоже не вымахали.  Это я верзила не понятно в кого вымахал.
- В папу, наверное, если мама маленькая.
Еле переводя дыхание, они перескочили, по спортивному,  огороженный участок из жердей и по тропинке добрались к дому; попутно нарвали  несколько огурчиков, редиса, и зелёного луку.  Парень обернувшись, посмотрел  любезно на девчонку, окинув глазами её  панталоны.
- Не потеряла ещё? Тогда пошли к нам в хижину.
- Я читала книгу «Хижина дяди Тома», посмотрю, как выглядит твоя хижина.
- Хижина дяди Тома понравилась?
- Не имею понятия. Как можно сравнивать то,  с чем не знакомо?
Мама парня встретила обоих  в сенях. Взяла девчонку за руку и немедленно повела в баню.
- Вода  с вечера ещё не остыла, сейчас достану дегтярное мыло,  на раз вымоем  дегтярным  мылом, затем шампунью американской,  ополоснём. Мама покупает шампунь?
-  Ей бы на мыло хозяйственное хватало денег, а то ещё какую-то,  шипунью приобретать станет.  Понятия не имею.
- О-о, это чудо! То же  мыло душистое только в жидком виде  -  Тётя Тося тщательно полощет голову - Ты, знаешь, о том, что после посещения речного бассейна необходимо обязательно промывать голову дегтярным мылом, либо заплывать в шапочке.  Представляешь, сколько вредителей  на твои толстые  косы могут заползти, если после каждого заплыва,   голову  не обрабатывать?
- Девчонки почему-то  не рассказывают об этом?
- У тебя мама есть. Это она обязана знать  и следить за тобой.
- Некогда ей за нами следить.  – С детской злобой  ответила  Варька, низко наклоняя голову  над тазиком – У неё папка на первом месте.
-  Ну, вот и всё, вот тебе платье моё;  с девичьих времён берегу. Думала, жениться сынок, передам в наследство невестке свои наряды. Была бы дочь, она давно бы износила. Здесь и нижнее бельё есть;  не брезгуй, это совершенно новое не ношеное. Правда,  я  как принесла, домой постирала. Не люблю  хранить в сундуках не стираные вещи.  На,  бери , носи и вспоминай меня с бабушкой.  Да вот ещё, я опять скоро в плавание уйду, в следующий  раз  привезу тебе   купальник в комплекте,  чтобы забыла про китайский наряд.  А это в печь кидай собственными руками.
Варя стоит, смотрит с отвращением  на своё бельё.
-Или жаль тебе выкидывать?
Варя с брезгливостью  делает свёрток, обвязывает их жгутом, чтобы не распались, старательно заталкивает  подальше в печь,  и собственноручно их сжигает .
Вот, умница, молодец, а теперь пошли в  дом чаи гонять с малиновым вареньем.
В дверь постучали
- Моей,  сыгыры,  у вас нет?  - Стоя у порога, спрашивает про дочь Мария Григорьевна.
- Кто такая сыгыра, я впервые слышу такое слово. – Отвечает мать парня. – Это во -первых. Во-вторых, я как поняла , вы спрашиваете о своей дочери?
- Да,   о ней.
- Видели мы с бабушкой чудо  на берегу, никогда бы не подумала, что это, именно, ваша дочь. К сожалению, вашему, я чужих детей не принимаю. Если зайдёт, не откажем.  В баньке помоем, чаем напоим.  Нет у нас вашей дочери.
- Ну, дрянь, такая, появишься ещё дома шкуру спущу! Тут плыть надо на работу, а она исчезла.
- Так поезжайте же себе на здоровье, кто вас держит?
- А свору с кем я оставлю!?
- Свору с собой надо взять, привяжите их на цепь и пусть охраняют бакенскую избушку. А в прочем ,зачем привязывать, если они годны на охоте.
- Вы, смеётесь надо мной? Я о детях толкую!
- О, нет, голубушка, собак мы в доме не держим.
Сбитая с толку мать Вари,  словно, горем убитая , не знает,  где найти дочь. Вышла из дома  незнакомых и порядочных людей.
- Как вы, думаете, дети, это нормально, называть родных детей сворой?
- Это ещё что?! Вы ещё не то слышали. А мы уже привыкли к разным прозвищам.
- А ещё хочет, чтобы иметь няньку надёжную наподобие тебя. Мы ведь всё видим, не смотря, что живём на краю улицы, по пословице: «Моя хата с краю, и дай бог ничего не видеть и не знать»  а, если потребуется помощь человеку, то никогда не отказываем.
 Бабушка парня сидит молчком и с удовольствием  чай  попивает, откусывая кусочки сахара.
- Ой, мы, сколько знакомы, а как звать друг друга - не знаем. – Спохватилась мама парня.
- Да, мама, у нас тоже, как-то всё наоборот. И я хорош тоже, столько времени провёл с ней на берегу и даже имя не спросил. Извините, меня зовут Ленька
- А меня тётя Тося, Лёни мама
Молчавшая  бабушка тоже заявила о себе. А меня  тёткой  Мокридой зовут.
- Правда, что ли? – Удивилась Варька.
- То оно и, правда, что другого имени в деревне ковды-то не нашлося. А менять ужо, и не к чему в нонешное-от время. Таньки, Маньки  то ли дело сразу узнают к кому топать; сама себе нравлюсь и то ладно.
- Вы ,бабушка Мокрида, вывели меня из тупика.  А, как услышала, так подумала, что вы со мной шутите. А меня зовут Варей, Варварой Степановной  в будущем станут звать и величать.
- Кем ты хочешь быть в будущем, Варенька?
- Редкая профессия в моей мечте. Сбудется ли только она  с таким положением в семье?
- А меня Лёнькой, Леонидом Жариковым зовут пока. Отчества пока не хочу завоёвывать. В моей будущей профессии вообще будут называть Лёня, Леонид.
- Кем ты всё-таки хочешь быть? – Спросила Варя.
- Ты разве так и не поняла, кем хочу я стать?
- Он у нас художник. - За сына ответила тётя Тося. Надо бы продолжать учёбу в художественном училище, да вот  карман у нас тощий. Сейчас без денег никуда. Надеемся, отслужит в рядах Советской Армии;  потом будет снова поступать в художественное училище в  Красноярске. Пока так, сынок, не  сетуй, пока тренируй руку, пиши, что на ум взбредёт.
- Мама пойдём, посмотри, что я набросал, как оно тебе мой экспромт графика?
Варя, освоившись, хотела, было тоже глянуть одним глазом, да её остановил у дверей зала Леонид.
- Я тебе сказал, рано тебе смотреть такие эскизы, значит, рано. Как сяду на теплоход, вы, мама, отдайте, этот подарок Вареньке на память о нашей встрече.
Мать глянула и чуть в обморок не пала.
- Ты, сынок, с ума сошёл. Да разве можно такие зарисовки дарить девушкам.Продолжение следует...


Рецензии
Интересный,душевный рассказ,Валентина!
Как будто в своей родной деревне побывал.
Спасибо Вам!

Бригаднов Александр Викторович   28.03.2023 12:52     Заявить о нарушении