А помнишь?

- Лида  умерла!
- Как жаль! Царствие ей небесное!
    Лида  подруга детства моей тёти. Они жили в одном деревянном доме, я тоже успела там пожить.
   В последнее время подруги  из этого дома начали умирать. То ли ковид виноват, то ли возраст, всё-таки девятый десяток разменяли, но факт остаётся фактом, одни похороны сменяют другие.
   Только недавно провожали в последний путь Люду, а теперь вот Лиду.
 Тётя расстроена, она была очень привязана к ней.  А я рада и за Лиду , и за её близких. И отмучала, и отмучилась. Пять лет в маразме, пять лет умирания и невозможности помочь: нет таких лекарств, пять лет отказа от собственной жизни и неимоверное напряжение семейного бюджета. Особенно тяжело пришлось последние три года, когда за Лидой нужен был присмотр, как за грудным младенцем и встал вопрос ребром, либо бросать работу и учёбу, либо нанимать сиделку.  Вы представляете выбор?  Бросить всё, во что вложены были и силы, и средства, от чего зависит твоя жизнь, поставить крест на  мечтах и планах, отказаться от целей, впасть в нужду?
    И всё же близкого не бросишь, каждому дан крест по его силам. Впрочем, Ангел, уж не знаю чей, подставил им своё крыло: они нашли сиделку  физически сильную, с ангельским терпением и милосердной душой. Ей с ребёнком было негде жить. За  кров,  еду и нехитрую одежду она согласилась ухаживать за больной, давая другим членам семьи работать и жить обычной жизнью.
   Дочка Лиды получила повышение в должности и зарплате, внучка получила высшее образование, вышла замуж и родила мальчика.  Жизнь продолжается!
  А мы готовимся к похоронам.
   Тётя звонит последней живой подруге, тоже из нашего дома.
К трубке подходит её сын и сообщает, -
- Маму увезли третьего дня в больницу. Инсульт.
Тётя напугана и расстроена, -
  - Что ж такое, Лида умерла, Марина с инсультом в больнице. Я одна осталась!
   На похоронах только родственники, их немного, и мы : друзья и соседи.
 Из присутствующих близко знаем дочь Лиды, внучку видели пару раз в коляске.
 Тётя на поминках погружается в воспоминания о старом доме, о соседях , о друзьях и подругах детства. Сыпет фамилиями, уточняет, кто, где жил.
  Я слышала это не один раз и что-то смутно представляю, остальные вежливо молчат, они не жили в том доме и, видимо, Лида не делилась с ними  своими  воспоминаниями.
   Прощаемся, уходим.
  Тётя пришла в себя, страх смерти отступил, она полна планов,-
   - Давай сделаем в этом году рассаду помидор, мне Марина  семена дала.
 Вспоминает, что Марина в больнице, пригорюнивается. Вздыхает.
- Одна я осталась, совсем одна. Все из нашего дома умерли.
- Марина ещё жива, может поправиться.
- Дай Бог,-
отвечает она с сомнением.
 Смотрит на меня с печалью, и вдруг глаза её загораются,-
- А помнишь…,-
и она начинает вслух вспоминать то, что было до моего рождения.
Я это слышала от неё не раз, и согласно киваю, но это не мои воспоминания.
   Я недолго жила там, потом мы переехали с мамой, потом дом  сломали и мои друзья рассеялись по новым районам. Мобильников и интернета тогда не было, даже обычный телефон был большой редкостью, так дружба и завяла.
    Я не в курсе, как сложилась жизнь моих первых друзей, кто жив, а кто нет.  Погружаюсь в свои воспоминания. Немного завидую тёте. Как странно, дом один, а воспоминания разные.
  Из задумчивости меня выводит её сердитый голос,-
- А земля у нас есть?
Я вздрагиваю, непонимающе смотрю на тётю,-
- Какая земля?
- Как какая? Для помидор!
- Ах, рассада! Нет, но я куплю.
- Ты купи, как покупала для огурцов,  помнишь,    до ковида.
    Не помню, но привычно киваю.
 Весна скоро, жизнь продолжается. Будем сажать помидоры!



   


Рецензии
Эм, добрый день. Жизненный рассказ. Тяжело, когда уходят в мир иной близкие и друзья, хотя понимаешь, что это неизбежно, и всё равно горюешь. Хорошо если человек занят, пусть даже рассадой - значит жизнь продолжается. Спасибо Вам. С теплом и наилучшими пожеланиями,

Людмила Алексеева 3   13.02.2024 05:57     Заявить о нарушении
Спасибо! К сожалению уходят и люди, и воспоминания. У каждого свои и трудно разделить их с другим, особенно если между вами годы, десятилетия. Но жизнь идет, рождаются новые люди и у них новые впечатления от этой жизни.

Эм Филатова   13.02.2024 13:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.