цыганский курсант

               
       От жары в июле можно укрыться только в тени. Внутри «коробочки» здания училища штурманов кусты сирени. Все лавочки заняты. Можно постоять минут десять и тут же «свалиться» на освободившееся место. Идут вступительные экзамены. Одиночки и группы ребят в «гражданской» одежде напоминают броуновское движение. Рядом со мной оказался смуглый юноша.
     - Что сдавал?
     - Основной предмет, математику.
     - Ну и как?
     - Как обычно, пять.
     - А я чуть не завалил. Геометрия выручила. Долго готовился? Зубришь?
     - Никогда. В учебе это не главное. Ты сколько лет учился в школе?
     - Аттестат за десять лет, а учился одиннадцать…
     - А я пять лет всего. Я вообще думаю, что лишние годы в школе только портят. А почему одиннадцать?
    - Один год проболел.  А почему пять лет у тебя школы?
    - Я за год два класса заканчивал. Экстерном называется. А в институт документы не приняли. Приехал сюда.
    - Ты что в таборе жил?
    - До десяти лет. Потом в Москве. Родителей в театр приняли. «Ромен» называется. Зейне моя фамилия. А ты кто по нации?
    - Татарин. Башкирский. Родной язык русский. Как же ты экзамены сдаешь, если не заучиваешь?
    - Очень просто. Я формулы не запоминаю, а … вывожу их сам. На экзамене никто же не подгоняет. Время есть.
    - А другие предметы как? С математикой я все понял.
    - Вот когда сдам расскажу. Пока тайна. Ты в какой палатке?
    - В восьмой. Надеюсь счастливой…

         Через два дня смуглый абитуриент сам нашел меня.
     - Привет. Что сегодня сдавал?
     - Физику. Четыре. А ты?
     - Химию. Пять баллов. Я «химичке» ошибку нашел в формуле бензола.  Но сказал ей шепотом. Она тут же исправила в билете, потом пару вопросов, для видимости. Завтра будет потяжелее. Английский. Я придумаю чего-нибудь…
      - Слушай, Саша. А как ты сочинение писал, если правила не учишь? Я вот три ошибки сделал, хотя это мой любимый предмет.
      - Первый экзамен тоже пять. Но это не моя заслуга, а бабушки. Если не торопишься могу рассказать. Когда был совсем маленьким, мне бабушка читала сказки. Так вот она мне называла слова, цифры, запятые, точки. В общем все, что написано. Я ее упрашивал пропускать знаки. Интересен же сюжет. А она меня переубедила.
     - Как?
     - Говорит. Вот у тебя в кармане деньги. Бумажные и мелочь. Ты мелочь выкинешь, или будешь хранить? А я отвечаю, что не дурачек, деньгами бросаться. Она тогда поясняет. Слова – это бумажные деньги. А мелочь – это запятые и точки. Их тоже надо беречь. Я до сих пор так читаю…
      - Молодец бабуля. Слова – деньги. Интересно. А стихи как же учить?
      - Их не надо учить. Их надо… петь.
      - Евгения Онегина тоже?
      - Конечно. Его уже поют. В опере. И еще. Любой текст надо запоминать. А это легко сделать если он печатный…
     - Не понял. Объясни.
     - Объяснить не смогу. Просто я заметил, что напечатанные слова я как бы читаю в уме. А написанные рукой хуже. Я даже шпаргалки пытался писать печатными буквами. Потом бросил. Слишком долго.

     Став курсантом, надолго потерял из виду знакомого цыгана. Уже после присяги случайно пересеклись дорожки.
    - Привет. Давно не виделись. Как английский сдавал?
    - Хитростью. Мы в Молдавии жили некоторое время. А там итальянский, как родной.  Мне учительница на экзамене спросила, что за акцент у меня. Я и говорю- итальянский. Она улыбнулась и просит   произнести несколько фраз. Я ей минут десять говорил с переводом Ромео и Джульетту. Родители же в театре работают. Она в восторге. Пять и вот попал во фронтовую авиацию. Мы от вас в другом подъезде. А ты где?
     - В морской. Я же немецкий сдавал. У нас там еще транспортники есть. С английским. И даже французский, но тоже в моряки попали. Не пропадай. Интересный ты парень.

    Прошел год. Вскоре о цыгане знало все училище и даже милиция. Учился он на отлично, но на медаль не тянул. Слишком много задавал вопросов. Спорил даже с метеорологом.
     - Товарищ подполковник. Земля вращается навстречу солнцу. То есть на восток. Почему же у нас ветра в основном западные. Не сходится что-то… Получается, что атмосфера вращается быстрее планеты.
      - Вот Вы, товарищ курсант, на экзамене мне это и объясните. И причину ветра заодно. Он же ваш «кормилец». Не было бы ветра и штурманы были бы не нужны в авиации. Ответы в учебниках и в лекциях, которые Вы, видимо, изволили пропустить.

        Пытливому курсанту было тяжело понять, почему некоторые предметы секретны. Почему в гуманитарной теории нет доказательств. Почему, почему. Потому! Но, год прошел. Второй курс сразу после отпуска. Документы получены. С небольшим чемоданчиком курсант сидит в здании аэропорта и читает список запрещенных к перевозке воздушным путем вещей. Перед контролем решил еще раз проверить свою ношу. На самом дне, завернутый в газету, покоился пустой корпус  противотанковой кассетной авиационной бомбы. Эти маленькие снаряды сбрасывались над колонной танков из  кассеты. На кафедре бомбометания они были учебным пособием без снаряжения боевой части. Какой шутник успел вложить «подарок» в чемодан курсанта так и не установили. Надо было срочно что-то делать. Завернутое в газету «изделие» было отнесено в туалет и спрятано за корзиной  у двери. Пожилой мужчина с криком «бомба» и полуспущенными штанами выскочил из кабинки. За ним по кафельному полу катилась железка с оперением.  Мгновенно посадку приостановили. Пассажиров эвакуировали в другой зал. Вызвали саперов. Специалисты  определили учебное назначение предмета и  сразу направились к курсанту.
      -Твоя работа? Следуй за нами.
 В маленьком помещении оформили протокол досмотра вещей. Получили признательные показания. Сообщили о происшествии руководству училища. Бедолага улетел  домой только на следующие  сутки. После отпуска курсант получил взыскание приказом по  учебному заведению. Со всем личным составом провели разъяснительную работу о недопущения подобных «шуток».

        Второй курс принес новые заботы. Помимо «общего развития» пришлось учить азы профессии. Бывшему сыну степей они не нравились.
        - Вы хотите чтобы я мог нарисовать траектории падения бомбы в зависимости от атмосферных условий. Зачем? Научите целится и все. Я ведь не смогу изменить ничего после нажатия кнопки. Пусть уж спокойно летит…
Преподавателей это бесило.
     - Учебная программа не обсуждается, а выполняется. Став офицерами, Вы будете учить других. Для этого надо самому знать весь процесс. Вопросы есть? Вопросов нет!
По общим предметам в зачетках были пятерки. Тем более что вели их гражданские лица. Кто-то, случайно и обронил смуглому курсанту, что он выбрал не «ту» специальность. Началось  необъяснимое. В весеннюю сессию  у курсанта появились «хвосты».  Потом он от них избавился с помощью ночных бдений и сна в обнимку с конспектами. Переводные экзамены  тоже преодолел «как все», с трудом и с помощью тактических усилий. Двадцать первое октября означало и окончание общеобразовательного курса. Не надо больше "возиться" с интегралами и сопротивлением материалов. Впереди только "спецуха". Да и полеты на новом типе самолета обещали реальную подготовку "делу всей жизни".

 Вновь  рота собирается в отпуск. Все курсанты знают, что будет проверка личных вещей в целях исключения прошлогоднего казуса. Осталась последняя ночь в казарме. Теплая осень обещает долгожданный отпуск. Полнолуние. Хозяйка всех влюбленных светит сквозь тонкие шторы.

     Дежурный по училищу вышел покурить на улицу. Ни ветерка. Огромные тополя почти до крыши трехэтажного здания уже сбросили листву и своими черными ветвями рисуют в небе ломанные линии. На самом коньке крыши виден силуэт человека. Пораженный майор замер.   Сигарета смята и спрятана в коробку. На фоне оранжевой Луны видно, что это курсант. Он спокойно прошел до самого края крыши стал медленно спускаться по пожарной лестнице. У самой земли и попал в объятья дежурного.
    - Осторожнее, товарищ курсант. Здесь ступеньки еще. Давайте руку, я вам помогу. Курсант открыл глаза.
    - Зачем? Вы же мне снитесь. Я спать хочу.
    - Нет, нет. Зайдемте ко мне. Я сам Вас отведу до койки.
Оставив за себя помощника, майор проводил курсанта до санчасти. Там его и уложили спать.

      Утром все училище знало о ночном происшествии и фамилию лунатика. Это был единственный цыганский курсант. Весь курс убыл в отпуск, а Зейне в госпиталь. Уже на третьем курсе мы узнали, что наш товарищ списан из армии с зачетом срока службы. Перед Новым годом пришло известие из Москвы. Курсант стал студентом второго курса политехнического института по результатам  обучения в военном ВУЗе. Дальнейшая его судьба осталась неизвестной по причине потери интереса. Других забот море.   


Рецензии