Бриллиантовая эскадра против Сталинских соколов 1

Глава первая: жаркое лето 41-го.

В мемуарах советских пилотов часто упоминается "Бриллиантовая эскадра" - элитное соединение немецких истребителей. Эскадры такой не существовало, однако прототипом её, так скажем, была JG51 - детище лучшего немецкого аса начала войны, Вернера Мёльдерса. После его гибели эскадра была названа в честь него. К моменту начала вторжения в Советский Союз эта эскадра была лучшей истребительной эскадрой немцев. Это потом лучшими стали считаться "пиковые тузы", затем JG52. В 41 году Мельдерс старался в свою эскадру брать самых лучших асов. Насыщенная этими асами, эскадра в первый год много бед принесла советским лётчикам. Но и сама эскадра несла тяжёлые потери. Про них мы и расскажем.

Первым пилотом эскадры, погибшим на Восточном фронте, и одновременно первым погибшим асом был лейтенант Алоис Граф из 10 отряда, имевший 6 побед на счету. Он был сбит над Беларусью 24 июня 41 года. Кто его сбил, нами пока не установлено.

30 июня эскадра потеряла в бою унтер-офицера Хельмута Юргенса из 11 отряда. Это был опытный воин, он имел на счету 13 побед. В районе Бобруйска он атаковал ДБ-3, два из них сбил. В то время ДБ часто летали на задания без сопровождения: истребителей катастрофически не хватало, и в основном их задействовали для отражения атак вражеских бомбардировщиков. Потери, естественно, были просто ужасающие. Но на сей раз истребители были. На МиГах-3 пилоты 41 иап встретили врага. Крутоверцев Василий Иванович, один из пилотов полка, врезался в строй атакующих ДБ-3 "мессеров", сбил двух из них, и одним из сбитых был как раз Юргенс.

Третьего июля советские пилоты показали 5 отряду "бриллиантовых", чего они стоят. Удалось добиться уверенной победы в бою. Ведущим немецкой группы был Ханс Колбов, командир 5 отряда и выдающийся ас. Немцы сопровождали свои "хейнкели". Советские пилоты на "МиГах" напали неожиданно, используя облачность. Это снова был 41 иап. Липилин Александр Алексеевич, лучший ас полка первых дней Войны, атаковал ведущего, обстрелял его и вывел из строя. Падения его он не видел, поскольку его взяли в оборот другие бф-109. Он сбил одного из них, и боезапаса хватило, чтобы прорваться к хе-111 и атаковать его. "Хейнкель" загорелся, потерял строй, Липилин продолжал его обстреливать. Наконец хе-111 пошёл к земле. Падения его Липилин не увидел, но посчитал сбитым. И не без основания. Правда, это был ю-88, а не хе-111. Их часто путали. Он принадлежал 4 отряду KG3. Несмотря на тяжелейшие повреждения, пилот смог посадить самолёт на брюхо, но на посадке самолет разбился. Пилот погиб, ещё один стрелок погиб в воздушном бою, но радист и штурман выжили. Липилину тоже досталось в бою, однако он благополучно сел на аэродроме. В том бою были подбиты три бф-109, два из них списали сразу, третий отправили в ремонт. Это был самолёт Колбова, попавший в прицел Липилина. Советские пилоты дали понять в том бою Колбову, что лёгким для него поход в Советский Союз не будет. К сожалению, вооружение "МиГа" было слабое, и эффективно сбивать живучие немецкие самолёты на нем было очень непросто.

5 июля лётчики этого полка преподали урок ещё одному асу, который был вообще "звездой эскадры". Надо сказать, что в первый день Войны полк сохранил почти полностью свою матчасть, да и потом в боях потерь нёс немного. Немцы никак не могли догнать "Миг", который имел по скорости перевес над бф-109. На сей раз удалось атаковать внезапно командира первой группы хауптмана Херманна-Фридриха Йоппена. У пилота было 47 побед. Он атаковал ДБ-3 и не заметил истребителей сопровождения, которые напомнили ему о своём присутствии. Йоппен был легко ранен и посадил самолёт на аэродроме. Очередь дал пилот Азаров Иван Михайлович, но на победу в бою он не претендовал.

В тот же день был подбит в бою очередью стрелка ДБ-3 пилот Антон Хафнер и совершил вынужденную посадку. Тогда ещё он был ничем не примечательный ефрейтор из 6 отряда. Впрочем, Хафнер быстро стал сильным асом. Речь о нем впереди.

14 июля в районе Быхова был подбит ас с 25-ю победами оберлейтенант Херманн Штайгер, командир 7 отряда, ранен. Прыгать он не мог, высота была невелика, но кое-как посадил самолёт на брюхо. Естественно, самолет был списан. Сам ас отправился лечиться. Немцы посчитали, что сбили его огнём с земли. "Брилиантовые" любили подобные потери списывать на зенитный огонь, что мы увидим не раз. В данном случае, однако, сохранившиеся документы не дают нам возможности определить, кто мог сбить аса.

15 июля сбит был в районе Смоленска оберфельдфебель Адольф Борхерс из 10 отряда, ещё один сильный в будущем ас. Он спасся с парашютом.

16 июля эскадра понесла первую тяжелейшую потерю, лишившись одного из своих лучших асов. Вышеупомянутый оберлейтенант Ханс Колбов, участник ещё боев в Испании, сбивший 27 самолётов, командир 5 отряда, был в районе Быхова сбит огнём ЗА. Высота была мала, и спастись с парашютом он не смог.

26 июля в районе Ельни крепко досталось 10 отряду. При атаке на бомбардировщики были сбиты стрелками сразу два самолёта. Хорст Хаазе, ещё один заметный в будущем ас, успел спастись с парашютом, а Хайнц Геркен, имевший 9 побед на счету, погиб.

28 июля лейтенант Хорст-Гюнтер фон Фассонг из 3 отряда в районе Ярцево совершал вылет, как вдруг его самолёт внезапно загорелся. Он дотянул до аэродрома, но спасти самолёт не смог, а сам он получил ожоги. Но на самом деле к нему смог незаметно подобраться весьма опытный пилот 129-го иап на всё том же МиГе - Ковац Пётр Семёнович, и дал сокрушительную очередь. Фассонг впоследствии тоже стал одним из известных асов эскадры.

Месяц закончился гибелью командира 5 отряда лейтенанта Ханса-Йоахима Штеффенса, который сменил на этом посту Колбова. Он имел 22 победы на своем счету. В тот день он атаковал су-2, которые шли в сопровождении допотопных бипланов и-153 на малой высоте. Вся беда в том, что Штеффенс, атакуя их, вынужден был сильно снижать скорость, теряя свое главное преимущество перед советскими машинами. Пока его подчинённые связывали боем бипланы, он сбил один су-2, однако затем советские истребители всё же прорвались к нему и сбили аса. Эта победа была записана на группу 12-го иап. Нам известны имена двух участников того боя - Гибадуллин Раввил Харасович и Бабич Василий Владимирович.

2 августа выбыл из строя на некоторое время ещё один ас и командир отряда - оберлейтенант Йоханнес Миссфельд, 7 отряд. В воздушном бою с неустановленным советским соединением он получил попадание в бензобак, в итоге топливо закончилось ещё до подлета к аэродрому, и при вынужденной посадке с отключенным двигателем самолёт скапотировал, а ас был ранен.

5 августа снова пилоты "Чаек" того же 12-го полка добились победы над немецким асом. Причём сбили целых два самолёта из состава 7 отряда. Немцы слишком уж не осторожно вступили в бой на виражах. В бою был сбит унтер Херберт Бушманн, имевший 6 побед на счету, и попал в плен. Отличились снова Бабич и Гибадуллин, наиболее опытные лётчики полка.

9 августа был сбит лейтенант Херберт Хуппетц из 12 отряда, имевший 32 победы на счету. Этот ас успел спастись с парашютом. Сбит он был в бою с пилотами 163-го иап, которые воевали на "Яках" и И-16. К сожалению, нам неизвестно, кто из пилотов полка отличился в том бою.

11 августа эскадра безвозвратно потеряла ещё одного аса - лейтенанта Оттмара Маурера из 9 отряда. Ас имел 14 побед на счету. В тот день он атаковал Пе-2 и сбил один из них, после чего его самого атаковал пилот Шугаев Александр Александрович из 63-го иап на "Яке". Он сбил аса, тот совершил вынужденную посадку и попал в плен.

13 августа уже в районе Севска был сбит ас оберлейтенант Фридхельм Хешен из 2 отряда. Подробностей боя пока не установлено. Ас спасся с парашютом.

Очередного аса сняли с неба 20 августа - на сей раз временно остался без командира 9 отряд. Нам известны подробности этого боя. Звено 129-го иап на МиГах сопровождало СБ на задание в район Духовщины. Немцы пытались атаковать СБ, один из них был сбит истребителем сопровождения, среагировавшим быстро, остальные атаки прекратили. Успешную атаку провел Городничев Николай Павлович. В прицел советского пилота попал оберлейтенант Карл-хайнц Шнелль, выдающийся ас, имевший 36 побед на счету, он был ранен и на время выбыл.

25 августа эскадра испытала шок: погиб её лучший ас, командир первой группы, Херманн-Фридрих Йоппен. Случилось это в районе Унеча, Брянская область. На его счету было 70 побед, он был награждён Рыцарским Крестом с Дубовыми листьями. Что же произошло?

Ас вылетел на охоту в указанный район вместе с Эрвином Флайгом, в будущем - тоже знаменитым асом. Они обнаружили небольшую группу "Пе-2", сопровождали их всего три истребителя, которые, как кажется, находились слишком высоко, чтобы помешать внезапной атаке по бомбардировщикам. Йоппен принял решение стремительно атаковать. Атака была удачной, один из Пе-2 загорелся. Однако затем очередь, данная с очень большой дистанции, оказалась удивительно удачной: самолёт Йоппена, заложив крутой вираж, сорвался в пике и разбился. Очевидно, Йоппен был убит этой меткой очередью.

Нам известно, что тройка истребителей была из состава 20-го иап. Победу над истребителем, который был идентифицирован как хе-113, записали на всю тройку. Но, скорее всего, данную меткую очередь дал ведущий тройки, капитан Александр Георгиевич Берко, командир эскадрильи. Это был опытный и сильный ас.

31 августа эскадра снова погрузилась в траур: конец лета получился максимально трагичным. Был сбит второй лучший ас этой эскадры - лейтенант Хайнц Бэр, командир 12 отряда. Он активно соревновался с Йоппеном, кто из них быстрее достигнет сотой победы. Бэр немного отставал, но после встречи Йоппена с Берко он стал единоличным лидером эскадры. К 31 августа счёт его побед уже приближался к 80 победам. В тот день он в районе Новгород-северский атаковал Пе-2, и в принципе события были очень похожи на обстоятельства последнего боя Йоппена: сбил два бомбардировщика, а потом был сам сбит. В эскадре уже оплакали этого аса, но через несколько дней он вернулся, перейдя линию фронта, несмотря на ранение, полученное в бою. Он выбыл на некоторое время. Сбил его пилот 296 иап Седов Михаил Степанович, летавший на и-16.

В тот же день очередью с советского бомбардировщика Пе-2 в районе Городно, Смоленская область, был сбит уже упомянутый нами выше Йоханнес Миссфельд. На сей раз асу спастись не удалось. На его счету было 8 побед.

Если подвести итоги лета, то они для "бриллиантовых" были неутешительные. Советские пилоты отказывались быть статистами. Даже воюя на устаревших и-153, и-16, они умудрялись сбивать сильных асов эскадры. Эскадра теряла убитыми и ранеными одного за другим своих асов.

Причины этих потерь, в общем-то, на поверхности. В боях участвовали большей частью опытные советские лётчики. У них был солидный налет и хорошая теоретическая подготовка. Это уже потом, в ходе Войны, в бой зачастую кидали наспех подготовленных пилотов. В 41 году бои в небе были для немцев исключительно тяжёлые. Хотя и приходилось воевать с противником, который действовал с позиции силы. Эти бои ярко показывают, что подготовка советских истребителей была на должном уровне, но техника и тактика уступали немецкой. Большинство побед были одержаны благодаря индивидуальному мастерству.

Мало кто из этих пилотов встретил Победу, оставил мемуары, получил высокие награды и звания. Зачастую нам даже неизвестны имена тех, кто снимал с неба лучших в мире на тот момент асов. Так, сбивший Бэра Седов Михаил Степанович погиб в 42 году, осенью 43 года погиб Берко Александр Георгиевич. Хахиль Иван Романович после ранения в 42 году на фронт не вернулся. 30 августа 41 года погиб Шугаев Александр Александрович. И Бабич, и Гибадуллин погибли в 41 году.


Рецензии