путь паломника. стяжание Духа

1.
Добровольное помещение себя в неблагоприятные условия и обстоятельства позволяет отрешиться от внешних факторов и сосредоточиться на своих внутренних состояниях.  Таковы аскезы - способы стяжания Духа.

Мы выезжаем на маршрут  в полосе тумана . В пятницу, сразу после рабочего дня, чтобы использовать время по максимуму. . Нервничаю, потому что предстоит около двадцати  часов в пути. Плотная молочная дымка снижает видимость до трёхсот метров, а скорость до 80 вёрст в час. Поток машин плетется едва-едва. Снег тает и погода в прогнозе  происходит  согласно лунным фазам и сезону. Однако, это не повод, чтобы менять планы на поездку.

Забираю штурмана с рощинского "кольца"  на окраине Чебоксар и выдвигаемся. Патрули ДПС шерстят выезжающих за город. Впереди выходные.

Туман завершается в проекции между двумя заправками где мы обычно заправляем термос глинтвейном в дорогу. Дальше чисто и можно выходить на свою крейсерскую скорость.

Дороги  в наших краях это увлекательный квест, где нужно добраться до цели - сохранив в целости подвеску при объезде выбоин, уворачиваясь от встречки, которая тоже обтезжает ямы, где нужно двигаться быстрос с  учётом наличия  камер- регистраторов, где от умения проскользнуть между фурами, играющими в догонялки, зависит время в пути.

В некоторых местах асфальт на скоростной М7 повреждён настолько, что участники движения дружно включают аварийку и начинают метаться из полосы в полосу, подобно малькам убегающим от опасности. Менее ловкие особи паркуются на обочинах, извлекая запаску из багажника, либо вызывая эвакуатор.

Вирабхадрасана - поза воина в третьем варианте исполнения - похожа на дорожный указатель.. Когда  руки и макушка головы обозначают направление движения. Обратил внимание, если на берегу Волги сделать виробхадрасану по течению реки, то обстоятельства благоприятствуют поездкам на восток . Если же развернуться лицом вверх по течению, то случаются поездки на запад. В сторону Москвы, Ярославля, Твери.
Или во Псков и Печоры, как нынче.
В целом,  техники йоги помогают компенсировать статику не только  длительных сидячих медитаций, но и продолжительного вождения автомобиля без сна и остановок на отдых. Это наш козырь.

Обычно мы избегаем платных автодорог.  Однако ночью лучше двигаться по качественному и подсвеченному асфальту. Поэтому без раздумий поворачиваем на платник, чтобы за сорок пять минут преодолеть сто сорок километров в объезд Москвы.

Отправляясь в каждую  поездку всегда расставляешь приоритеты, что важно посетить и увидеть в первую очередь. Вместе с тем жизнь вносит корректировки.

Паломничество неожиданно превращается в урок истории, начиная от Волоколамска. Во время войны немцы не дошли до столицы где-то семьдесят, где-то сто километров. Боевые действия велись вдоль дорог, которые являлись стратегическими артериями питавшими фронт силами и средствами, как с вражеской, так с нашей стороны. Дороги остались в тех же местах, изменилась только инфраструктура и модели автомобилей  которые  передвигается по трассам. Расфокусированным взглядом, особенно ночью, можно увидеть полупрозрачные контуры - колонны вооружённых  людей и техники двигающиеся сквозь друг друга навстречу, с обеих сторон. Я заметил за собой такую способность при просмотре военной хроники, когда увидел колонну бойцов как перфорированную, дырчатую ленту - одновременно с пониманием кто вернётся с войны, а кому не суждено.
Для людей с фиксированной точкой восприятия мира вдоль дорог установленны желые щиты.

Начиная от Волоколамска в ключевых местах сражений, крупным шрифтом, двумя тремя фразами, в цифрах раскрыта суть подвига нашего народа.
До мурашек.

Здесь 20 и 31 армии Западного фронта прорвали оборону врага. Чтобы ты не стал рабом. Зима 1942 года.

Здесь д. Почурино 7 раз переходила из рук в руки. Бессмертен подвиг наших бойцов. Январь 1942 года.

Здесь у с. Холмец погибли 8198 бойцов 158 дивизии. Они сражались за Родину.
23 февраля - 23 марта 1942 года.
 
Здесь санинструктор Гайкина вынесла 85 раненных. Будь достоин её. 1942 год.

Здесь подо Ржевом погибла 29 дивизия.
14000 бойцов стояли до конца. Зима 1942 года.

Мимо воинского мемориала  едем утром. Молча, замедляясь до скорости пешехода . Штурман делает фотографии памятника солдату, фигура которого образуется из стаи взлетающих вверх журавлей. Очень сильное впечатление с учётом того, что мы со штурманом медработники. Она - врач, я - медбрат. С учётом того что мы находимся в этой географической локации ровно в тот период,  сезон когда события происходили. Можно прочитать, можно услышать, а можно увидеть своими глазами и  прикоснуться к истокам подвига.

Из 20000  не эвакуированых жителей  Ржева к моменту освобождения от оккупации, длившейся 17 месяцев, осталось сто пятьдесят.
Общие потери Красной Армии на этом участке составили около миллиона человек.

Состояние которое я проживаю в этот момент подобно тому, котрое я испытывал при поездке из Москвы в  Брест. Расстояние, которое поезд  идёт 16 часов можно проехать за 4500 рублей , немцы шли пять месяцев, наши гнали фашстов обратно три года. Цену вы помните, надеюсь.

Отправляясь в каждую  поездку всегда расставляешь приоритеты, что важно посетить и увидеть в первую очередь. Вместе с тем жизнь вносит корректировки.

2.

По дороге М9 "Балтия" о войне рассказывают не только жёлтые щиты. Асфальт качественно раскурочен на участке Великие Луки - Ржев. Будто напоминание, что здесь когда-то ездили в основном на танках.
Из названий населённых пунктов можно написать короткий рассказ. Например такой.

Если женат, а руки как" Крюки", то  "Матюки" по каждому поводу. Как придёшь с  "Ночлегово" по утру в голове  то ли "Звоны", то ли "Барабаны" трещат. Значит в "Брагино" заворачивали по пути. А какие там девы, с какими "Гривами", а какие "Кисели" над рекой. "Кресты" православные над куполами золоченными в небе плывут где "Заречье". Благодать, сплошное
" Шукино" веление будто. "Остров " райский, никак не меньше.

Информационный щит в Пустошках сообщает, что до Пскова, как до Полоцка из данной точки примерно поровну. Этакая сказочная  развилка.
Многослойная поездка получается, однако. Доводилось мне в Полоцком районе, в Боровухе-1 срочку тащить. В прошлом году съездил, понастальгировал. Через тридцать лет, через полный круг обращения  Сатурна, того самого, который насчёт кармы, насчёт судьбы распорядитель.

Решаем не откладывать на завтра  созерцания   Крома  в вечернем свете, ибо  завтра по прогнозу облачно.  Поэтому без отдыха, после почти суточного марша направляемся в Псков. Заезжаем со стороны Черехи. Со стороны дислокации 104 десантно-штурмового полка , известного своей героический шестой ротой. Мимо стеллы "Псков - город воинской славы!".
Как человека имеющего отношение к десантуре меня переполняют эмоции.

Паркуемся вблизи  реки Псковы, рядом с храмом святых  бессеребрянников Косьмы и Домиана и выдвигаемся на экскурсию.

У медиков специфическое восприятие, с уклоном в биологию. Контуры крепостных стен Пскова, похожи на границы раскраски крыла бабочки. Малый овал, чуть крупнее, средний, большой вычерченные из одной точки  - из места слияния рек Великой и Псковы. Итого, четыре исторических контура. Так же схема крепости напоминает перевернутую печень, где река Пскова выполняет роль центральной желочной протоки. А функция печени в человеческом  организме, какая? Утилизировать токсины и  разжигать
 "огонь"  для переваривания пищи. Что опять-таки близко к истории города. "Переваривали" в разные времена-эпохи  ливонцев, шведов, немцев.

Экскурсоводу четвертак, не смотря на бородку, и запоминающееся отчество - Аркадьич. В ключевые моменты беседы Аркадьич закатывает глаза, так что становятся видны белки. Буквально на секунду. Будто обращается к Богу за информацией. Не уточняю, практикует ли Аркадьич йогу, однако данный приём напоминает мне концентрацию на аджна-чакре, во время исполнения тройного замка - трайябандхи.  Замок, зАмок. Меняешь ударение -  меняется смысл. Мне нравятся такие нюансы. Кром это зАмок, у Крома ворота, на  воротах - замки. Плюс есть  три   конфигурации планет с таким названием  в моей космограмме. Получается фортификационно-исторический, йоговский и астрологические аспекты собрались в одном месте. Да уж многослойная поездка.

Аркадьич объясняет как устроены стены. Принцип "слоёного пирога". Внешняя и наружная кладка из песчаника, посередине забутовка - засыпка грунтом вперемешку с осколками камня - безотходное производство. Песчаник боится влаги, поэтому стены и башни защищены двумя способами, деревянными крышами-козырьками и побелкой. Вовсе не для красоты, а сугубо из практических соображений.
Каждая из досок, из которых составлены козырьки имеет  наклон и стесанна так, что  рабочая поверхность  является  желобом и дождевая вода не впитывается , а стекает сразу не задерживаясь.

Власьевская,  четырехугольная башня, с которой начинается экскурсия, выполняла несколько явных и скрытых функций. Поскольку город в основном был деревянный, отсюда велось наблюдение за пожарной обстановкой. Отсюда же,  производилось дальнее обнаружение вражьих войск, чтобы горожане могли  успеть укрыться за стенами.
Официально Власьевская башня служила таможней. Все бумаги на  экспорт-импорт оформлялись здесь. А поскольку каждый первый иноземный купец традиционно являлся шпионом, неофициально тут же располагался офис местной контразведки - слежки за лазутчиками.

Аркадьич очередной раз закатывает глаза и факты с цифрами льются словно из рога изобилия.

Изначальный периметр обороны города "Кром" имеет на входе, сразу за Святыми воротами, "Захаб" - каменный коридор ловушку. Тут я вспоминаю Красные форты в Дели и в Агре, а также крепость в Херсонесе Таврическом в Крыму - где использовались подобные военные решения.

 Так же внутри Крома находится Свято-Троицкий собор. Княгиня Ольга приняла христианство в возрасте 60+, именно по её указу был возведён деревянный вариант храма, который позже  сгорел. Далее на его месте, при Всеволоде- Гаврииле возвели каменную версию, в которой молился Александр Невский перед Ледовым побоищем. В тот же период в храме принял христианство литовский князь Давмонт, взяв имя Тимофей его именем назван второй периметр крепостных сооружений. В последствии у храма обвалился свод купола, на фундаменте исходника поставили третью реплику, которая опять же выгорела изнутри, при.неосторожном ображении с огнём.
Что примечательно мощи Всеволода - Гавриила и Довмонта-Тимофея при пожаре не пострадали. Вот так. Святые люди были.

На тему мощей очередное - прямо во время экскурсии - осознавание дополняет уже имеющиеся представления.
Получается, что поклоняясь мощам праведников, мы в том числе оказываем уважение своему опорно-двигательному аппарату, скрытому до поры  до времени под плотью. Таким образом продлеваются  "сроки эксплуатации" системы "тело-ум", которую  Природа смонтировала  на мощах, имеющихся в наличии  у каждого ныне здравствующего.

Используя для наглядности  периметр вблизи Давмонтовой (Смердьей) башни экскурсовод показывает нам различие в реставрированнной части и  оригинальной кладке стен.  Опять-таки вспоминается Херсонес с тремя вариантами кладки плит, согласно  историческим периодами.

Шестиметровые туи недалече  шевелятся от порывов ветра, накланяясь друг к другу, будто люди  перешептываются. Горожане приходили сюда, к стенам храма на Вече - место отмеченое каменным крестом.

Дальше Аркадьич ведёт нас по крепостной стене и показывает Зелейный (зельем назывался порох) приказ. Здание дважды взрывалось изнутри "стараниями" персонала. В старину технику безопасности не очень жаловали. Однажды инциндент на  "пиротехническом  складе" разрушил не только само хранилище, но и часть крепостной стены. Которая "отстегнулась" прямо на стаю уток, переходивших в этот момент реку Пскова вброд. Цитата от Аркадьича. Соответствующая запись в летописи имеется.

Экскурсия завершается в Плоской башне орудийного боя, которая входила в состав самого протяженного - до девяти километров периметра обороны. Самый большой контур сохранился частично. Если поискать некоторые неотреставрированные элементы можно встретить на окраинах Пскова. Плоская башня расположена в аккурат на стрелке Псковы и Великой. Три уровня бойниц для пищалей разного калибра впечатляют. Аркадьич так интересно рассказывает про каморы - ниши для орудийной обслуги и печуры - непосредственно бойницы, что девчуры из нашей экскурсионной группы лично инспектируют данные элементы сооружения, не оставляя без внимания  ни один из закоулоков. Как и подобает   женщинам  вне зависимости от исторической эпохи.

Далее мы заходим в  Свято-Троицкий храм, гле в иконой лавке мне на глаза попадается книга "Из смерти в жизнь" о  свидетельствах  участников боевых действий. Насчёт Божьей помощи на поле боя. Герои рассказов пройдя локальные конфликты впоследствии сами стали священнослужителями. У меня уже есть две книги из этого цикла. Из предисловия от составителя я узнаю что это серия из семи книг. И получается что мне захотелось приехать во  Псков, чтобы седьмая книга меня нашла. И получается мне предстоит найти ещё четыре сборника из этого цикла, про Афган и Чечню. Как вам такой квест?
Как человека имеющего отношение к десантуре меня переполняют эмоции.

Многослойная поездка получается , однако.

3.

Достижение святости при жизни физического тела  похожа на ядро атома, вокруг которого  подобно электронам, по своим орбитам, кружатся смыслы десяти заповедей  -   подсвеченные и согреваемые основной идеей.

Каждый выбирает свой способ.

- Постройка крепостных укреплений, стен и башен, вокруг монастыря была продиктованна военной необходимостью. В двадцати километрах западнее у ливонцев находился хорошо защищённый укреп район  - Нейгаузен, что создавало серьёзную  угрозу , - экскурсовод похожа на матерую  школьную учительницу и обращается к нам - " хорошие, мои!" Думаю это одна из причин многочисленных положительных отзывов на сайте обители. Мы все родом из детства.

Свято - Успенский Псково-Печерский мужской монастырь очень необычно расположен - в овраге, на дне которого течёт ручей Каменец, упакованный в каменный желоб. Так  удобнее  перемещаться  послушникам  и гостям. Сейчас ещё зима, нет листьев и поэтому между голыми ветками деревьев хорошо видны все постройки на территории обители. Как на ладони. Некоторые здания в строительных лесах, реставрируют, готовят к лету, к  наплыву посетителей. Слышно токование непуганного  глухаря, будто в  дремучей чаще находишься. Почти ручные белки посматривают на туристов и паломников свысока.

- Игумен Корнелий оказался в цугцванге - в затруднительном положении. Часть монашества, из бывших бояр, принудительно лишенная Иваном Грозным материальных благ, плела интриги. Промедление в строительстве крепости преподносилось царю в виде доносов, как измена с целью сдать монастырь врагу  и наоборот  - форсированные темпы возведения объекта трактовались как измена вдвойне  - стремление к самостоятельности, к отделению от официальной власти, - экскурсовод умело создаёт интригу в рассказе. Да так красиво, что одна из белок забывает куда торопилась по своим делам и замирает на ветке, словно прислушиваться к плавной речи.  Прям таки идеальная модель для фотосессии.

Тем временем экскурсовод продолжает:

- Иван Грозный никогда и ни с кем особенно не церемонился, сполна оправдывая свое прозвище. Самолично явившись в обитель своими руками царь казнил игумена прямо у Святых ворот. О чем тут же пожалел, вероятно увидев реакцию своей свиты и присутствующих монахов. потому что понял - покарал невинного. " От царя земного перешёл к царю небесному" - так написано о Корнелии в летописи. Иван Грозный сам отнёс на руках обезглавленное  тело игумена до храма. С тех пор эта дорожка называется "Кровавый путь" - экскурсовод показывает пальцем на брусчатку по которой мы идём к храму. Хорошие мои заметно  меняются в лицах. Да уж.

Далее словно в сказке. По образу и подобию. Экскурсовод сообщает нам что её миссия выполнена, а дальше в пещеры нас поведёт отец Максим.

- Пещеры при монастыре нечто среднее между египетскими пирамидами и мавзолеем на Красной  площади в Москве  - выполняют ту же функцию. Почётное место упокоения уважаемых личностей  - дворянство, купечество, духовенство разных исторических эпох представлено тут в своём многообразии. 10000 захоронений.  Своего рода потусторонний элитный клуб вип- персон. Чтобы особо нервные  паломники не потерялись в тёмных абиринтах группы сопровождают монахи.

Отец Максим хорошо справляется со своими обязанностями, задаёт вопросы  паломникам и туристам. Отвлекает от страха. Например. Как будут зваться жители населённых пунктов Струги Красные и  Старая Русса? Как в школе, опять-таки  на уроке русского языка. Чувствуется, что экскурсоводов и монахов тут готовят по одним методичкам.
Паломники задают  встречный вопрос батюшке, насчёт жителей Пензы. Отец Максим отлично подкован теоретически и с честью справляется с каверзными подначками.
Всё веселятся, на мгновение отвлекаясь от суровой окружающей действительности.

Для полного анатуража каждому посетителю в руки даётся зажженная свеча. Логично - время горения свечи определяет продолжительность экскурсии.
 Визит  по территории подземного  некрополя  служит  напоминанием  о бренности земного бытия. Дабы ценить время  существования, солнечный свет, воздух и прочие радости трёхмерного мира.

Отец Максим, похож на дядюшку Ау из многосерийного  советского прошлого.
Это уже я сам себя отвлекаю от мрачных мыслей.

Так же мы узнаем что сквернословие более тяжкий грех, чем гордыня, а длительная земная жизнь даётся почитающим своих родителей, согласно библейским заповедям.

Экскурсия хорошо зайдёт людям желающим прокачать Плутон и тему  восьмого дома в своей космограмме, без посредников, напрямую - тут вам и личная трансформация, и коррекции родовых программ и связь с предками само собой...

Двести семьдесят метров подземных галерей кажутся бесконечными и только   прогоревшая свеча подсказывает что прошло около часа.

В этот момент на ступенях возле Успенского собора фотографируется группа  семинаристов из Питера. Среди которых колоритно выделяются несколько африканцев в православном облачении. Впервые такое наблюдаем. Чудны дела твои Господи.

То же самое можно сказать о потребительской корзине паломника - о качестве  хлеба , кваса натурального брожения , твёрдом сыре пещерной выдержки - которыми затариваемся на територии обители, прежде чем выдвигаться домой. Лучший рацион питания в дороге. Для тех кто в теме.

Достижение святости при жизни физического тела  похожа на ядро атома, вокруг которого  подобно электронам, по своим орбитам, кружатся смыслы десяти заповедей  -   подсвеченные и согреваемые основной идеей.

4.


Любой таксист в Печорах подскажет вам где базировались десантники. Часть располагалась в здешних местах почти тридцать лет и покрыла свое имя неувядаемой славой. Как  рассказывали ветераны военной разведки:
" По ночам мы ходили в" рейды" через  дорогу  на кондитерскую фабрику. В качестве" трофеев" приносили пряники, причём коробками, для сержантов из постоянного состава."
Нынче кондитерская фабрика закрыта, но остаётся отличным ориентиром на местности, а пряники мы купили в монастырской лавке. Дабы приобщиться к истории.

Армейский плац выложен брусчаткой. Теперь тут стоянка автомобилей. Турники и брусья демонтированы, так же как "тропа разведчика." Потому что настоящая полоса препятствий расположена в душе, в виде искушений, которые  человеку преодолевать надлежит  каждый день. При помощи духа святого. По другому никак. Возможно именно поэтому  на бывшей  территории учебного полка спецназа теперь духовная семинария и паломнический центр.

Котикам здесь вольготно, котиков  здесь не шугают, даже черную особь. Вопреки существующим суевериям. Поэтому пушистые твари  трутся обо всех. без опаски. И охотно позируют штурману на камеру смартфона.

О военном предназначении инфраструктуры напоминает рисунок десантника в парадной форме советского образца на фасаде бывшей солдатской столовой. В принципе все на месте - КПП, учебный корпус, трехэтажная казарма рассчитанная на два батальона. Вдалеке видно парк техники, баню, котельную, парашютный класс, склады. Намоленное место в прямом и переносном смысле.

Нынешним призывникам я бы даже рекомендовал. Хочешь гарантированно оказаться в спецназе ГРУ? Приезжай в Печоры, поживи в паломническом центре. Посети монастырь, который курьировали Иван Грозный, Пётр Первый, который сохранял военное значение вплоть до окончания Северной войны со шведами.

Так же данное место идеально подходит для ветеранов локальных конфликтов, желающих встать на путь духовного служения.

Как человека имеющего отношение к десантуре меня переполняют эмоции.
И самое сильное из них - чувство морального удовлетворения. Дивизию  в которой я  служил  уменьшили до размеров бригады, место дислокации прославленного  полка  привели в запустение. В прошлом году ездил в Боровуху, понастольгировал по этому поводу. Здесь же в Печорах сохранили суть, преемственность. Сберегли и преумножили.
Это же очевидно  - на место воинского спецназа пришёл "спецназ духовный" - христианский. И от этого радость, спокойствие и уверенность. Несмотря на то что Эстония, участница блока НАТО, всего в двух километрах отсюда.
Не смотря на то что будущие батюшки не бегают кросс и не отжимаются на кулачках после отбоя. Хотя как знать, как знать...

Чисто символически вкушаем постного борща в паломнической трапезной, где за забором дорожный столбик с отметкой "нулевой километр". Стартуем.

Двигаясь  через Псков, делаем остановку чтобы докупить в дорогу продуктов, в том числе литовский чёрный хлеб с тмином. Как воспоминание о своей службе тридцать лет назад.

Через дорогу наблюдаем полуразрушенную башню самого протяженного оборонительного периметра града Псков. Рядом школа, в которой учился Герой России, разведчик ефрейтор Лебедев, боец 6 роты десантного полка из Черехи. Вехи героического прошлого и настоящего рядом, в трех шагах буквально.

За вечер и ночь до рассвета покрываем расстояние до Мурома, двигаясь по платнику в объезд Москвы со скоростью 150- 175 километров в час.

И успеваем застать утреннюю службу в Дивеево. Поклониться преподобному Серафиму, пройти по Канавке, окунуться в источник целителя Пантелеймона и набрать воды само собой.
У нас это третье посещение Дивеевской обители  за  три месяца с начала нынешнего года.

В Чебоксары заезжаем через плотную полосу тумана, при таких же дорожных условиях, как в начале пути. Видимость около трёхсот метров. Штурман удивляется, что поездку и текст про путешествие можно "закольцевать" не только литературным приёмом в виде повторяющиегося в начале и в оконцовке абзаца, но и погодными условиями.

Таким образом за трое суток "длинных выходных" мы преодолели 3150 километров, проведя в дороге, за рулём "в одни руки" около 42 часов, использовав для сна не более 10 часов, чтобы посетить три экскурсии во Пскове и Печерах. Потрапезничать  на территории бывшей учебки спецназа ГРУ.  Набрать  двадцать литров воды в  мужском и в женском монастырях.  А так же  сделать  пару  можжевеловых веничков для бани вблизи границы с Эстонией.

Добровольное помещение себя в неблагоприятные условия и обстоятельства позволяет отрешиться от внешних факторов и сосредоточиться на своих внутренних состояниях.  Таковы аскезы - способы стяжания Духа.


Рецензии