Про утопию Томаса Мора и реальность коммунизма

     Как известно, некоторые утопические идей Томаса Мора оказались очень хорошо восприняты обществом и именно такое утопическое мышление явилась сферой воплощения с прямыми выходами в современную реальность. Так, идея оказалась настолько популярной, что в утопиях XVI-XVII веков она была направлена на снижение жёсткой иерархии средневекового общества, на размывание основ аристократических и монархических структур, на формирование демократического обсуждения будущей эпохи.

     В своём произведении «УТОПИЯ» Томас Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с гуманистических позиций некоторые правовые проблемы.

     По Мору, европейское общество само создало воров, чтобы общество могло наслаждаться зрелищем казни тех, кто мешает людям жить. Он видит решение проблемы преступности в упразднении больших социальных контрастов, заботе о тружениках на земле, охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и организацией труда людей для удовлетворения своих насущных потребностей! Наказание должно перевоспитывать, а не устрашать, должна быть соразмерность преступления и наказания, замена смертной казни принудительными работами для тех, кто не хочет жить по законам справедливости. Ценность человеческой жизни, утверждал Мор, не может сравниться ни с чем в мире.

     Следует подчеркнуть историческую заслугу Мора, который в начале 16 века смело провозгласил идею полной религиозной свободы, положив в основу религиозных порядков совершенство государственного закона, согласно которому ни один человек в Утопии не может быть преследуем за свои религиозные убеждения, если эти убеждения помогают людям жить и не мешают жить другим людям.

     Томас Мор видел корень социальной несправедливости в незаслуженных материальных привилегиях, то есть в распределении производимых благ для жизни не по заслугам перед обществом. На острове Утопия нет денег, но царит полное равновесие между трудом и вознаграждением. Основу общества составляют трудовые коллективы и труд обязателен для всех. Все граждане осваивают какое-либо ремесло, а для того, чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются жильём.

     Коллективизм воспитывают и совместные трапезы граждан. Все необходимое для жизни семьи получают из общественных складов по достойным человека нормам от общего количества производимых средств для жизни. Большое внимание Мор уделял организации труда в обществе для удовлетворения насущных потребностей людей от количества населения и специально рассматривая проблему продолжительности рабочего дня, а в Утопии был установлен шестичасовой рабочий день для общественно необходимого труда всех здоровых граждан трудоспособного возраста.

     Томас Мор понимает, что гармоничное общество возможно только при условии полного необходимого для жизни  социально-бытового достатка. Утопийцы не знают пороков, от которых страдала феодальная Европа – паразитизма и роскоши, воровства и расточительства в его Утопии не было, ибо уличённые строго наказывались. Все бережливы, не предаются пустым занятиям и все участвуют в производительном труде в общее для всех рабочее время, за исключением должностных лиц и небольшого числа талантливых людей, специально освобожденных для занятия какими-либо науками или искусствами для обучения молодёжи. Такой подход дает возможность, по мнению Мора, не только обеспечить общество всем необходимым, но и сделать труд не слишком изнурительным, оставляя время для отдыха, для занятий разными науками и искусствами, спортом и прочее.

     Для исполнения тяжелых и неприятных работ утопийцы прибегают к рабскому труду приговорённых за преступления людей. У них были более жёсткие условия труда и жизни, ибо это были военнопленные, граждане Утопии осужденные за позорные деяния, а также лица, приговоренные к смерти в других странах за совершенные ими преступления. Они были заняты такими видами труда, как убой скота и его разделка, ремонт дорог, очистка рвов, рубка деревьев, перевозка дров и т.д. Но наряду с ними "рабский труд" несут и некоторые свободные граждане Утопии, делающие это в силу своих религиозных и прочих убеждений.

     Политический строй в Утопии основан на принципах демократизма и выборности всех должностных лиц и ни одно важное дело не решается без избранного сената и народного собрания. Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии. Все высшие должностные лица, да и сам правитель, как подчеркивал Мор, избирались из числа самых уважаемых и хорошо обученных своему делу людей. Таким образом, в соответствии с гуманистическим идеалом Мора республикой правили самые уважаемые в народе философы и ученые.
 
     Большое внимание Томас Мор уделял законодательству. В отличие от современного общества в Утопии нет юристов, хитроумно толкующих законы. Это объясняется тем, что законов в Утопии было не много и они отличаются ясностью толкования. Всякий закон утопийцы считали тем более справедливым, чем проще его толкование. Мор отмечал, что законодательство, для понимания которого требуются "тонкие рассуждения", недоступно простому народу, занятому повседневным трудом. В Утопии законы защищали интересы трудящегося народа, ибо там другого народа, кроме детей и стариков, не было. Поскольку законодательство отличалось простотой и справедливостью, у утопийцев в законах разбирался каждый.

     Что касается современного общества, то уже в Новейший период был построен особый тип потребительского общества, которое тем не менее оказалось не в состоянии осознать, что природные ресурсы Земли не безграничны. Постмодерн выдвинул на первый план эгоистичный материалистический индивидуализм, что привело к утрате личностного своеобразия при сохранении классовых разногласий. Общество постмодерна оказалось обществом, в котором царствует безразличие и равнодушие масс, которое в социальном развитии топчется на месте.  Оно стало обществом, в котором личная независимость превыше всего и в котором почти нет разницы между новым и старым!  В котором всякое техническое нововведение упрощается до повседневности в стремлении каждого увеличить свою прибыль без социального прогресса в движении к гуманизму, к социальной справедливости и к равноправию между людьми.
 
     Постмодернизм часто отвергает идеи, которые претендуют на то, чтобы представить их реализацию в светлом будущем. Философия Нового времени расширяет сферу поиска счастья. Если в период Античности обретение счастья было представлено в том, что человек это царь природы и великое создание бога, то в среднем веке, что нет никого более греховного.  В период Ренессанса и Нового времени предшествующие эти два представления синтезировались и объединились. «Одним словом, человек осознаёт свое жалкое состояние. Он жалок потому, что таков и есть на самом деле; но он велик, потому что осознает это».  Эта мысль, высказанная Б. Паскалем, привлекала большое число философов от Ф. Петрарка до И. Канта.

     Выявлено так же, что метаморфозы представлены о количестве случаев, приводящих к актуальности тех или иных отрезков временного континуума в процессе определения целей в жизни людей. Античная культура ориентировала человека на прошлое (соблюдение традиций), древнюю на будущее (жизнь после смерти), а культура Нового времени ввела в актуальное поле понятие Настоящего человека. Античность стремилась к гармонизации конечного времени и вечности, Средневековье абсолютизировало Новое и Вечное, а время превознесло суету мгновений. По этому поводу Б. Паскаль сетует, что люди «создают то, что мучает их потом всю жизнь. Стоило бы только отнять у них все их заботы, тогда бы увидели себя, стали думать, кто они такие, откуда и куда идут.».

     Изменение представлений о счастье, произошедшее в Новое время, осуществлено к абсолютизации событий настоящего момента, что в частности нашло отражение в этике протестантизма. В Новейшем периоде представлено ожидание будущего в виде обычного циклично развивающегося общества и ряд философов-постмодернистов выступли против деления времени на прошлое, настоящее и будущее, предполагая, что исторический процесс лишен всякой имманентной логики.

      По этой логике всё человечество относится только к настоящему времени и постмодернист М. Серр пишет о том, что «автомобиль есть продукт научно-технических идей, работающих в разное время. Одна из его частей была обнаружена в начале двадцатого века, другая двести лет назад, колеса были обнаружены в корпусе неолита и т.д. и т.п.»  Всего в рамках реализации логики в Новейший период происходит «онастоящивание» человечества, что создаёт предпосылки для возникновения разрыва с прошлым.

     В этой идеологии представление о счастье актуализируется в проблемы преодоления страха перед смертью. В Античности это представлялось гармонией души и тела, в Средневековье это спасение души, а в Новое время это культ тела в стремлении к его преобразованию и совершенствованию на основе индивидуального понимания каждым его красоту и совершенство. Ослабление веры в бессмертную душу сравнимо с пониманием исключения тела, приводящего к ощущению катастрофы собственного бытия. Последнее в этой связи требует отвлечений, дабы отрешиться от мыслей о естественном злополучии нашей слабой и смертной природы.

     Действительно, характерная эпоха по применению изречения «после нас хоть потоп». «Если после смерти ничего нет, то, конечно, верен вывод – будем есть и пить, будем наслаждаться тем, что нам приятно, ибо завтра можем умереть. Желая жить развлекаясь, человек отчуждается от мира, оказывается личностью в себе, которая должна формироваться через переутомление, заряженная волевым импульсом. Не случайно мыслители неклассической философии, например Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, признавая волю как первичную философскую стадию в стремлении к жизни, в целом явлении неклассической философии признали бы это попыткой обнаружения столкновения с деградацией развлекающегося общества потребления, в результате которого может появится оконченное по времени событие уничтожающее представление о счастье жизни.

     Счастье Нового и Новейшего периода перестаёт мыслиться вне суеты и вечной погони за прибылью и материальными благами. Достижение цели и счастливого состояния трактуется как бесконечный процесс, связывающий постоянный процесс поиска денег для продления удовольствия от жизни.  Но это удовольствие у многих  состоит в непрерывном движении от одного объекта достижения удовольствия к другому, так что достижение цели является лишь шагом к достижению следующих индивидуальных удовольствий без оглядки на потребности окружающих людей.

     Такое обновлённое понимание счастья проникает во все формы общественного сознания, вызывая их всеобщую прагматизацию. В сфере социальных технологий укрепляется традиция вульгарного технократизма, которая, с одной стороны, связана с разрывом «между фундаментальными научными кругами социально-гуманитарного цикла и социальной практикой.  С другой стороны прагматичностью общества, которое дистанцируется от необходимости получать необходимые знания. Чтобы быть человеком общественным, чтобы все трудились для счастья каждого, и каждый трудился для счастья всех в своё законное  и равное для всех рабочее время!

     Чтобы потом за свой честный и добросовестный труд каждый имел право на свою законную долю производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни от их общего производимого в обществе количества для своего нормального морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития! Что почти  не наблюдаются при капиталистической экономической эффективности.

     Достижение такого результата, как правило, требует значительных усилий работы доброго ума и умелых рук человека, что требует получения определённого образования от человека и эта ситуация выявила недостаток капиталистического образа жизни  и оценку «важности «программного обеспечения», политической и корпоративной культуры.»

     Таким образом новая эпоха развития человечества через эпоху Ренессанса создаёт новое представление о человеке как о безграничном потребителе в поиске счастья в материальных благах цивилизации.

     Восприятие о правильном состоянии мысли и духа человека современные мыслители переориентировали на поиск счастья в массовом потреблении общества  для получения новых ощущений через сферу иллюзий, которые по своей природе непостоянны и мгновенны.  А в дальнейшем, при пренебрежении вечными чувствами, новые веянии в развитии техники и достижений психологии переориентировали человека на мир случайных отношений, в которых наблюдалось больше противоречий и конфликтов, чем было в более общественной жизни людей.

      Массовое потреблении общества характерное для Нового времени – это формирование ощущения невозможности достижения счастья в противоречивом земном мире и в бытующих жертвах абсурдности бытия человека.   В философии возник и был обоснован феномен «неукоренённого человека», который находится в эксцентрической зависимостью от обстоятельств капиталистического мира.  На недостижимость счастья в случае утраты вечных ориентиров бытия ранее указывали еще Ф.М. Достоевский, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и многие другие русские мыслители.

     Именно поэтому целеполагание будущего общества должно воплощаться не в реальности бесконечного потребления и в стремлении к богатству, а в социальной сфере братства и взаимопонимания, взаимопомощи и солидарности в достижении социально-коммуникационного достатка в постоянном труде своей души и своих умелых рук. Значительную актуальность обретает мысль о развитии общественного сознания на основе не жажды наживы, а жажды справедливости в общественных отношениях!

     Только в способности преодоления отчуждения себя от общества и природы человек обретёт истинное понимание человеческого бытия и своего смысла жизни.  Но для изменения утопических представлений о будущем человеческого общества в реально осуществимое человеческое будущее неизбежно должны развиваться не эгоистические наклонности человека, а через развитие начал, которые сохраняют и развивают в людях стремление к гуманизму, равноправия и к социальной справедливости через братство и солидарность всех людей в стремлении к такому развитию!

     Ибо коммунизм достигается только путём применения в общественном труде тезиса Маркса о двойственности узаконенного для всех здоровых граждан трудоспособного возраста равенства рабочего времени!

     На этом построена вся социально-экономическая сущность теории Маркса для развития социально справедливого общества, когда относительно равное для всех по времени количество честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, становится законом и этот закон принимается абсолютным большинством трудящегося народа страны!

     Когда этот закон определяет относительно равные количественные нормы не только честного и добросовестного труда по времени, но и количество базовых, необходимых каждому каждому и производимых в обществе средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды! Чтобы каждый имел это по количеству и квалификации своего труда! Но это не может случиться раньше, чем трудящийся народ общества и его экономика созреют для установления такого закона в обществе!

     Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды для здоровой и созидательной жизни каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда или службы на рабочем месте в единое для всех рабочее время на благо общества в экономике страны по своим предпочтениям! При рынке на производимое сверх принятых в законе норм необходимых для социального благополучия общества!

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии! Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо нас должно заботить будущее наших внуков и правнуков. А старики, больные и немощные должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду или степени инвалидности пенсию для благополучной жизни и старости!

     Чтобы все могли счастливо жить по этим законам, следить, чтобы другие их не нарушали и строго наказывать всех нарушителей закона по статьям принятого народом закона. Вот тогда в обществе и будет ДЕМОКРАТИЯ, то есть НАРОДОВЛАСТИЕ! Ибо власть у народа может быть только ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ! А исполнительная и правозащитная власть должна быть у государственных структур для исполнения законодательной воли трудящегося народа!

     А когда и все средства коммуникаций будут доступны всем, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития и для творческого, созидательного труда и полноценного отдыха в жизни каждого!

     Всё это требует от населения совершенно других социально-экономических взаимоотношений, совершенно иного подхода к общественному производству и способу удовлетворения потребностей населения, а современная техника уже позволяет обеспечить такой общественный характер труда и жизни населения во многих странах.  С одной стороны в трудовую деятельность для всестороннего удовлетворения разных потребностей вовлекается всё населения, с другой стороны – блага производятся для массового потребителя каждого по труду, а не по неизвестно как нажитому капиталу. А для реализации таких социально-экономических взаимоотношений необходимо сделать ещё одну малость – все трудящиеся должны объединиться в мощную политическую партию с такой программой развития общества и победить на выборах.

     При капиталистическом способе хозяйствования, то есть при присвоении и распределении производимого продукта при частных интересах владельцев собственности, как на средства производства, так и на производимую продукцию даже ни о каком достатке социально-бытовых благ для всего народа страны и речи быть не может! Ведь хозяину всего этого нужны барыши, большая прибыль и он будет продавать производимую народом продукцию со своих предприятий тем, кто больше заплатит и его не интересует всеобщее благо его наёмных трудящихся. А высокую прибыль получают благодаря дефициту, а не изобилию и достатку.

     Поэтому общественный характер производства требует и общественного способа потребления, чтобы и распределение благ соответствовало общенародному характеру общественно необходимого труда всех здоровых и дееспособных граждан страны! А именно при общественной организации производства должна быть, соответственно, и общественная организация распределения производимых в обществе и жизненно необходимых каждому для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития средств для жизни по нуждам всего народа по количеству и квалификации труда! А не исходя из жажды капиталиста купаться в роскоши за счет прибыли своих предприятий, обирая нанятых наёмных трудящихся по кабальному договору с ними, а не по социально справедливому закону, который должен быть принят всем народом России, а не буржуазно-капиталистическим правительством!

     Причём не очень важно, отдельный это будет капиталист или совокупный, в виде буржуазно привилегированного государственного чиновничества, когда все ветви власти сращиваются с крупной буржуазией и преступным миром, борьба с которым идёт лишь в меру необходимости показать народу эту борьбу.

     Именно об этом и труды Маркса с Энгельсом, но если капитал продолжает править миром людей, то, значит, нет никакой общественно справедливой формы распределения производимых трудящимися людьми общества благ для их жизни!  А когда трудящиеся работают ради прибыли своих хозяев, получая по договору лишь гроши от этой прибыли, то этот ТРУД ради прибыли становится для человека труда каторгой, после которой он может трудиться лишь на лекарства.
 
     Поэтому именно только тогда, когда объединённые в свою мощную политическую партию трудящиеся массы, посредством своей победы в парламентской борьбе, поменяют буржуазно-капиталистические законы на социально справедливые, тогда и только тогда начнётся эра развития коммунистического общества со всеми диалектическими фазами своего развития!


     А сказочку про коммунизм, где в основном будут работать роботы, а люди будут трудиться на благо общества по способностям, а иметь необходимое для жизни по потребностям независимо от результатов общественно необходимого труда пора забыть!

     Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов!

     Маркс такую хрень мог писать только по молодости, когда ещё не выработал саму сущность коммунистического общества, чтобы привлечь внимание к коммунистической идее.

     Но когда Маркс и Энгельс поняли, что в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, ни у мудрых, ни у глупых, а ресурсы земли ограничены, больше они такую глупость НИКОГДА не писали. Ведь им не было и тридцати, когда писали Манифест...

     А вы вспомните себя в этом возрасте, шибко умными были? Даже христианская религия в своём учении о Христе утверждает, что он своё учение о свободе и справедливости в загробном мире, за благочестие в этом, создал в 33 года! А сколько раз это учение потом исправляли и переделывали каждый гад на свой лад и сделали орудием для угнетения людей труда?


Рецензии