Мысли на заметку. 10 ноября 2013 года

       Хорошо выспался. На воле серо и сыро, и тихо.
       _________________

       Странное недоразумение выходит: люди слышат, что душа после смерти сохраняется, и говорят, а мне-то что, душа остаётся, а я-то умираю. То же самое Чехов говорил о толстовском бессмертии. Что, мол, Толстой предлагает бессмертие в каком-то бесформенном мировом киселе. Чехов не принимал такого бессмертия.

       Недоразумение состоит в том, что для человека нет опыта смерти, есть опыт умирания — жизни. Для личности, индивидуума, тела смерти нет, потому что она за пределами опыта, вне пространства и времени.

       Это означает, что её должно исключить из поля позитивного знания. Умирают другие, и их закапывают. И факт смерти заставляет выйти за рамки позитивного знания.

       Всё, — в рамках позитивного знания, — в мире правильно, логично и объяснимо, но, не смерть. (Это по Толстому.) И ты переходишь на новый уровень абстрагирования, переходишь к знанию метафизическому. Это как бы философское поле знания. Ты отстраняешься от себя как индивидуума и смотришь на себя со стороны, как бы забегаешь себе, индивидууму, за спину. Становишься тем, кто смотрит в голове индивидуума его чувственный телевизор.

       Сам этот опыт отстранения в общее для всех людей говорит о том, что разделённость людей во времени и пространстве кажущаяся. На самом деле существует один человек как сущность. И эта сущность неистребима, как и любая другая сущность. Она не возникает и не уничтожается. Она не существует, а она есть. То, что есть не может существовать. Существовать может только то, чего нет. И существует это что-то как отношение между тем, что есть. (В качестве отношения.)

       Это Рассел уловил, когда говорил, что всё существующее — это событийность, всё существующее событийно. В этом и причины недоразумения: человек понимает себя не сущностью, а отношением между двумя сущностями. И это происходит потому, что в памяти записывается событийное, а человек — это живая память. Прекращение записи памяти и её аннулирование человек понимает как свою смерть, уничтожение. И его не волнует, что это всего лишь прекращение событийности, а не уничтожение. Оно может произойти и при телесной жизни. Часто и происходит.

       Сложность осмысления этого и понимания этого усугубляется ещё и тем, что в человеке проявляется разные сущности (иерархия): человеческая мыслительная, человеческая социальная, человеческая телесная, животная, биологическая, биохимическая и т. д.

       Став человеком, человек не перестаёт быть животным, растением, биохимическим комплексом и т. д.

       Каждый этап имеет суть собственной событийности. В человеческом телесном: сохранение тела и передача генов другому телу (самосохранение и размножение). В человеческом мыслительном — отыскание смыслов в окружающей и внутренней бессмыслице. Создание и удержание пространства осмысленности. Исполняя эти смыслы, человек испытывает ощущение наполненности жизнью. Ощущает, что это так и должно быть. Пребывает в жизни.

        Доверие этим состояниям жизни и называется религиозной верой. Верой в абсолютную ценность жизни, во всё с тобой происходящее, во всё вообще происходящее.
       _________________

       После обеда поехали с женой в «Ашан», смотрели «Сталинград» в стереоочках. [...] Вечером пил немецкое пиво.

       Сегодня Толстой ушёл, 103 года назад.


Рецензии