Максименков Симон Лаврович
Родился в 1915 году в деревне Семихино Кардымовского района Смоленской области (Россия) в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов неполной средней школы в селе Рябцево, школу ФЗУ. Работал на заводе «Машиностроитель» в Смоленске.
Учился в Смоленском аэроклубе.
В РККА с 1937 года.
Окончил военное училище летчиков-истребителей.
В звании старшины служил лётчиком в 2-й истребительной авиационной эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 10 июня по 4 октября 1938 года в качестве пилота 2-й эскадрильи истребителей И-16.
Совершил 15 боевых вылетов, участвовал в 5 (по другим данным в 7) воздушных боях.
23 августа 1938 года при преследовании итальянского истребителя Фиат-32 в районе Эбро он попал в зону обстрела республиканской зенитной артиллерии и был сбит, но спасся на парашюте. По другим данным он таранил Фиат-32.
«…Два истребителя стремительно сближались. У кого крепче нервы? Расстояние между машинами резко сокращалось. В последний момент фашист не выдержал. Республиканский летчик чуть-чуть подвернул свою «мошку» и ударил «фиат» плоскостью. Обе машины, разваливаясь, понеслись к земле. В воздухе появился парашютист.
На земле парашютиста окружили сердитые солдаты. Настроены они были угрожающе. Но тут же вид приземлившегося вызвал взрыв хохота: одна нога летчика была босая, от брюк осталась только половина. Кто его раздевал и не успел раздеть там, в небе? Не опуская оружия, бойцы корчились от смеха.
- Ты кто? - упорно допытывались они. - Итальянец, немец?
- Русо, - с трудом выдавил из себя Симон Максименков и потерял сознание.
Необычная процессия «плыла» по дороге. Солдаты на руках несли летчика в деревню. Ярко светило солнце. В небе еще стучали пулеметы, продолжался воздушный бой, в котором русский парень совершил героический подвиг…»
(Из книги Г. К. Семенова «Пароль «Испания»)
При приземлении на парашюте получил серьезные травмы позвоночника и легкого, из-за которых в боях больше не участвовал.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
В звании старшего лейтенанта был заместителем командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
В первый же день войны на Юго-Западном фронте совершил 12 боевых вылетов, участвовал в 5 воздушных боях и сбил 1 самолет.
Воевал на Калининском фронте с октября 1941 года, на Волховском фронте с марта 1942 года. С октября 1941 года в звании старшего лейтенанта (капитана) был командиром эскадрильи 10-го истребительного авиационного полка. Летал на истребителях И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3
5 июня 1942 года вылетел на самолете МиГ-3 на блокировку аэродрома противника. Над аэродромом в воздушном бою с самолетом противника Mе-109 его самолет был подбит (предположительно пилотом Ме-109 был лейтенант Эрнст Вайсманн из 51-й истребительной эскадры «Мельдерс»). Пока еще работал мотор, он с большим трудом перелетел через линию фронта. Когда мотор заглох, выпрыгнул из самолета с парашютом, но из-за малой высоты купол не успел раскрыться.
Похоронен на кладбище лётчиков в совхозе «Красный Балтик» возле Малой Вишеры Новгородской области (Россия).
Список известных воздушных побед С. Л. Максименкова:
23.08.1938 1 Фиат-32 Эбро лично тараном
22.06.1941 1 Хе-111 Западная Украина лично
Награжден двумя орденами Красного Знамени (22.02.1939, 02.08.1941).
Свидетельство о публикации №223032901244
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 29.03.2023 20:12 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Олег Каминский 30.03.2023 06:53 Заявить о нарушении