Да будет славен труд учителя

В соавторстве с О.М. Шарак (публикуется с ее согласия)
 
    Вера  Петровна  Константинова.   Имя, широко   известное   в   Чите.   Это   замечательный   педагог и краевед. За вклад в народное образование   она  удостоена высшей наградой  СССР – орденом   Ленина, званий «Заслуженный    учитель  школы РСФСР» и «Почётный    гражданин   г. Чита». А ещё Вера Петровна – мама   известных    историков,   археологов и педагогов Михаила и Александра  Константиновых.  Стать учителем её подтолкнули наставления отца, Петра Васильевича Королёва. Он – умная    голова   и   золотые    руки, который мог  успешно   выполнить   любую   работу, сам имел лишь два   класса   церковно-приходской   школы, потому и мечтал, чтобы единственная дочь получила образование. Накануне войны  в Иркутске   Вера   окончила    рабфак   и   там    же   поступила   в   педагогический    институт. Но уже с 1935 года, когда ей было семнадцать, попробовала себя в качестве счетовода, продавца и ремонтёра (так называли дорожных ремонтных рабочих).
 
    Пётр    Васильевич в   1900 году    оказался      на   строительстве  Кругобайкальской     железной    дороги, был десятником. Затем прокладывал и ремонтировал грунтовые дороги вдоль Транссибирской магистрали. Работа заставляла семью часто переезжать с места на место, а потому жили там,    где    строились    отдельные   участки    железного    пути  – в населённых   пунктах  от Читы до  станции   Ерофей   Павлович. Мама,  Васса Даниловна Потехина, умела читать, хотя сама с трудом выводила буквы. Позже своим детям и внукам Вера Петровна поведала их романтическую историю: юная Васса была у зажиточного отца Петра в горничных, стала избранницей младшего сына, но отец не дал  благословения, и они, невенчанными, прожили вместе душа в душу, воспитали, кроме Веры, еще  пятерых сыновей: Павла, Виктора, Вячеслава,    Валентина     и    Владимира. Кто-то из них имел фамилию отца, а кто-то фамилию матери.
 
Перед самой войной семья Королёвых-Потехиных проживала на крошечном дорожном пункте Стрелка, что   между   Невером   и   Алданом    на    Амуро-Якутской автомобильной магистрали (АЯМ). И  22   июня    1941  года – день  первый   из   трагических   дней   последующих    четырёх   лет   войны   Вера    Петровна   запомнила хорошо. Тогда она после окончания третьего курса исторического факультета пединститута была на каникулах дома с родными. Известие о начале войны вошло в их дом беспокойством о судьбе сыновей. Вера   Петровна   вспоминала:  «У меня  – братья.  Старших    четверых    сразу   призвали   в  армию   по   месту   жительства.   Когда    младший   Володя   получил   повестку, а я  – телеграммой вызов  в институт на занятия   с  1 августа, проводить его я не смогла. Только и  запомнила на всю   жизнь, как   стоит он у   берёзы, молодой и красивый…    Больше   его никогда    не   видела. Погиб в   бою в  Белоруссии.   Виктор   умер   от    ран   в   Барнауле». Павел, Вячеслав и Валентин воевали, кто на западе с фашистами, кто на востоке с японцами.

В автобиографии, которая сейчас хранится в госархиве Забайкальского края, Вера Петровна напишет:   «Продолжилась моя рабочая биография    на    АЯМе, только уже в профессии учителя». После    досрочного    выпуска   в   ноябре 1941-го в Иркутском пединституте распределительная комиссия направила её на прииск Соловьёвск Джелтулакского района Читинской области (ныне территория Амурской области). Это в десяти   километрах от Стрелки, где жили родители, потому иногда удавалось повидаться с ними. В одноэтажном здании средней школы, походившем на барак, обучалось 240 детей. Как вспоминала Вера Петровна, первые уроки давались с трудом: не было опыта   педагогической, методической   работы, а помощи ждать не приходилось. Зато помогали знания, полученные в институте. Учительский коллектив – женский, в старших классах одни девочки: мужчины-учителя и юноши-ученики – все на фронте.  «Война, фронт на западе, фронт на востоке, рядом. А  у меня бесконечные уроки и подготовка к ним…».

Весной 1942 года  поступило   указание:   организовать учеников    на  работу – мыть золото. И   вот молодая   учительница,  Вера    Петровна Потехина, с  тридцатью девочками-старшеклассницами – одни в  безлюдной тайге. Да ещё дедок-старатель. Он, когда те прибыли на место, бросил взгляд на  нехитрый инвентарь – кайла, лопаты, тачки, усмехнулся и принялся за работу. Для того, чтобы вода для промывки золотого песка поступала к бутаре, сколотил из досок отвод, а напоследок вручил «учителке Верке» бутылку ртути. Она, как старшая в девичьей артели, каждый вечер снимала добытый золотоносный шлих, хранила его в изголовье, накапливая к концу недели. Перед тем как его сдать, высыпала в консервную банку, наливала туда ртуть и держала над костром. Так в полевых условиях немудрящим и весьма опасным для здоровья способом она обогащала ценный металл. Затем золото ссыпала в маленький мешочек, засовывала его в карман и одна по глухой тайге ехала на велосипеде до Соловьёвска. Здесь золото сдавала, взамен получала немного продуктов и возвращалась на стан. О том, что такие путешествия с драгоценным металлом без какой-либо охраны опасны для жизни, не думала, просто исполняла порученное дело.

В  следующем мае золотодобытчицы вновь прибыли на работу. Тяжёлый для девчат труд, оставляющий саднящие мозоли, дающий граммы намытого золота, стал  обыденным делом. Привыкли к работе в три смены, к неустроенному быту в шалашах, к скудной еде. Радовались полученному хлебному пайку и, конечно, граммам    намытого    золота и тому, что трудятся не напрасно: золото шло для   целей   обороны  страны. Когда становилось голодно, с радостью отыскивали картошку-мелочь, которую накануне,  поленившись почистить, выбросили и присыпали землей, чтобы утаить проказу от своей руководительницы. В тайге ни радио, ни какой-либо другой связи. Только, когда   приезжали   в   Соловьёвск   на    прииск, узнавали о делах на фронте. В автобиографии Веры Петровны есть записи, что все они трудилась ещё и в колхозе, где научились косить траву, выполнять все работы по заготовке сена; копали    картошку, заготавливали дрова для    школы. И   так   до   конца    войны…

  Летом 1943  года после золотой страды Веру Потехину назначили начальником пионерского  лагеря, организованного в   лесном массиве под    Тындой, будущей столицей    БАМа, а тогда небольшим рабочим   посёлком     с  семьями  первых её   строителей.   Железную  дорогу   здесь провели ещё   до   войны, но   пришлось    разобрать   рельсы    для    военных    нужд. Разместить пионерлагерь начальство предложило в одном из помещений  бывшего лагеря для заключенных, которых в то время называли бамовцами. Вера Петровна пришла, увидела вышку, бараки, остатки ограды из колючей проволоки и почувствовала не то чтобы страх и беспокойство, но какую-то обиду за детей. Наотрез отказалась размещать здесь ребятишек… Тогда для детского лагеря выделили дом, больше   похожий   на  длинный  износившийся сарай:   без   окон,   даже   без   дверей, на   полу  матрасы  для   сна,   набитые соломой.  Питание почти ста  школьников наладили за   счёт   хлебных    и   продуктовых    карточек,   в общий котёл шли ягоды с грибами, которые собирали сами. Готовили еду,  чаще   всего    грибную   похлёбку  с   диким   луком.  Неустроенный быт, можно сказать, постоянная борьба за выживание, отсутствие каких-либо приспособлений для игр и занятий спортом, –  всё это навевало грусть. Но     вечера и даже тёмные  ночи проводили  за   рассказами. Поскольку отдыхали всё больше дети фронтовиков, то темы бесед были военные. Узнавая, как складывались дела на фронте, Вера Петровна рассказывала об этом детям.

В  1944  году она была    назначена  директором   школы, хотя, как  сама вспоминала, «опыт   учителя   и   руководителя приходил медленно». Вместе с военруком, бывшим учеником   школы, вернувшимся с фронта на костылях (его фамилия была Дядин), молодой директор Потехина настойчиво выполняла приказ о военной  подготовке учащихся. К тому времени в посёлке знали о гибели на войне многих учеников школы. Каждое такое известие с фронта, конечно, заставляло школьников с большим желанием   заниматься военным делом. Но также охотно они участвовали в художественной   самодеятельности, особенно в постановке  спектаклей.  Устраивали концерты для строителей дороги и жителей ближайших   рабочих  посёлков. В местном неказистом клубе смотрели кинофильмы. Вера Петровна запомнила  фильмы, будившие надежду на победу и возвращение с войны живыми и невредимыми: «Два    бойца»,    «В шесть    часов   вечера после   войны», «Жди   меня».  В   том же   году  от военкомата   она получила  первую  свою благодарность за  организацию  военно-начальной    подготовки    и  военно-патриотической    работы.    «Появилось осознание важности своей    работы, проявился интерес к профессии, и могла   уже    утверждать,   что   я – учитель».

В начале мая 1945 года вызвали в ОблОНО в Читу. Здесь на площади имени Ленина Вера Потехина встретила День Победы. Вскоре на выпускных экзаменах ученики её школы   писали    сочинение на эту тему. Кто-то из ребят слово   «Германия»   написал  с  прописной (маленькой)  буквы. В его сочинении это    была    единственная    ошибка.   Учителя    думали-гадали,    что   поставить  ему за работу:    «4»  или  «5». Оказалось,  что он    так сделал с умыслом: немецкие   фашисты   убили  его  отца…    Этот   эпизод  всегда всплывал в памяти Веры    Петровны в  праздничный    день.
 
С   сентября 1945 года Вера Петровна  –  учитель истории,  затем    завуч    и    директор     педучилища в Сковородино.   В здании    педучилища вышла из строя система отопления, и, как в войну, весь    педсостав, все учащиеся    разгружали из вагонов дрова    и    уголь для устроенных наскоро печей. Её профессионализм рос, укреплялся авторитет.   И в   октябре    1946   года    её приняли в партию, а в 1950    году  избрали    секретарём    Горкома    и   вскоре   перевели     в    Амурский    обком    КПСС    заведующей     отделом    школ    и    вузов.  Тогда вместе с сослуживцами она приложила все усилия, чтобы  в    Благовещенске  были организованы педагогический,   сельскохозяйственный     и    медицинский    институты.    Успешная партийная работа неожиданно оборвалась в 50-м. В обком партии поступил донос (всё в духе того времени) о том, что её отец – кулак. Разбирательств никаких не было, уволили в течение получаса, но из партии не исключили.
 
Позже Вера Петровна работала директором    средних  школ   станций   Михайло-Чесноковская и Ксеньевская. Михайло-Чесноковская     средняя    школа   № 60  под   её руководством     стала, как говорили тогда, образцовой.   Здесь   силами    учащихся     построено   здание    для    учебных    мастерских,  с   большим    успехом   шла сельскохозяйственная    работа на школьном    опытном    участке.  Четыре    года   подряд    школа    являлась участником Всесоюзной    сельскохозяйственной  выставки в  Москве   и    получала    за     это    награды. А её директор была отмечена медалью          «За    трудовое    отличие» и почётным знаком «Отличник народного просвещения РСФСР».
 
Читинский период жизни Веры Петровны Константиновой начался в январе 1961 года директорством в средней  школе  № 3. Здесь всё те же трудности: дореволюционная постройка с печным отоплением, отсутствие водопровода и столовой, теплых туалетов, учащиеся – воспитанники детского дома № 1, многие из которых – дети умерших уже в мирное время фронтовиков. И она вновь вся в работе. Добилась капитального   ремонта здания, где вскоре появились центральное отопление, канализация,    водопровод, сделана    пристройка для начальной    школы   и    мастерских, открыта  столовая, заработала школьная  радиорубка.  И во всех делах  – поддержка сплочённого учительского коллектива.  Старшеклассники тех лет запомнили её, всегда подтянутой и строгой, в кожаном жилете, поэтому то и называли «комиссаром». А она и была настоящим   пионерским   «комиссаром»: в школе бьёт ключом  пионерская   и    комсомольская работа, а Вера Петровна Константинова ещё и председатель областного  Совета  пионерской    организации,  начальник   штаба   областных     пионерских      слётов. Десять лет управления третьей школой сменились десятилетием управления школой № 2, которую вначале директор Константинова подняла из «аварийного» состояния. Уже в пенсионном возрасте доводила до готовности Дворец пионеров, организовала   Республику    юных   забайкальцев    (РЮЗ)    и    Забайкальскую малую   академию   наук (ЗМАН) для  профориентации читинских школьников.

Её краеведческая деятельность началась в третьей школе, где до революции размещалась учительская семинария. Под её руководством красные следопыты выявляли имена и сведения, связанные с этим учебным заведением и участием семинаристов в революционном движении. Вера Петровна и сама была в неустанной переписке с очевидцами, накапливала фотографии и документы, наконец, уйдя на пенсию, на основе этого бесценного исторического материала создала в школе Музей истории Читинской учительской семинарии.  Немного позже еще и Музей   народного   образования Читинской области. В начале 1990-х годов, когда открылись возможности предпринимательства, сокрушалась: «Мне бы лет десять сбросить, я бы организовала свое дело…». Она ушла из жизни в 1998 году, отметив своё 80-летие.

      Подводя   итог    своей   жизни,   Вера   Петровна Константинова   написала:  «… Я – почти    ровесница    Октябрьской     революции… На   моих   глазах    происходило    становление     Советской     страны... Работала    в    школе     и    счастлива,    что    начинала    в    здании    барачного    типа,    а закончила     во     Дворце,… подготовила     к    жизни      тысячи    юношей    и   девушек. Счастлива   и    тем,    что     вырастила     и     воспитала    двух    сыновей… Выросли     они     в    трудных    условиях    вечной    моей    занятости…».


Рецензии