Да будет славен труд учителя
Вера Петровна Константинова. Имя, широко известное в Чите. Это замечательный педагог и краевед. За вклад в народное образование она удостоена высшей наградой СССР – орденом Ленина, званий «Заслуженный учитель школы РСФСР» и «Почётный гражданин г. Чита». А ещё Вера Петровна – мама известных историков, археологов и педагогов Михаила и Александра Константиновых. Стать учителем её подтолкнули наставления отца, Петра Васильевича Королёва. Он – умная голова и золотые руки, который мог успешно выполнить любую работу, сам имел лишь два класса церковно-приходской школы, потому и мечтал, чтобы единственная дочь получила образование. Накануне войны в Иркутске Вера окончила рабфак и там же поступила в педагогический институт. Но уже с 1935 года, когда ей было семнадцать, попробовала себя в качестве счетовода, продавца и ремонтёра (так называли дорожных ремонтных рабочих).
Пётр Васильевич в 1900 году оказался на строительстве Кругобайкальской железной дороги, был десятником. Затем прокладывал и ремонтировал грунтовые дороги вдоль Транссибирской магистрали. Работа заставляла семью часто переезжать с места на место, а потому жили там, где строились отдельные участки железного пути – в населённых пунктах от Читы до станции Ерофей Павлович. Мама, Васса Даниловна Потехина, умела читать, хотя сама с трудом выводила буквы. Позже своим детям и внукам Вера Петровна поведала их романтическую историю: юная Васса была у зажиточного отца Петра в горничных, стала избранницей младшего сына, но отец не дал благословения, и они, невенчанными, прожили вместе душа в душу, воспитали, кроме Веры, еще пятерых сыновей: Павла, Виктора, Вячеслава, Валентина и Владимира. Кто-то из них имел фамилию отца, а кто-то фамилию матери.
Перед самой войной семья Королёвых-Потехиных проживала на крошечном дорожном пункте Стрелка, что между Невером и Алданом на Амуро-Якутской автомобильной магистрали (АЯМ). И 22 июня 1941 года – день первый из трагических дней последующих четырёх лет войны Вера Петровна запомнила хорошо. Тогда она после окончания третьего курса исторического факультета пединститута была на каникулах дома с родными. Известие о начале войны вошло в их дом беспокойством о судьбе сыновей. Вера Петровна вспоминала: «У меня – братья. Старших четверых сразу призвали в армию по месту жительства. Когда младший Володя получил повестку, а я – телеграммой вызов в институт на занятия с 1 августа, проводить его я не смогла. Только и запомнила на всю жизнь, как стоит он у берёзы, молодой и красивый… Больше его никогда не видела. Погиб в бою в Белоруссии. Виктор умер от ран в Барнауле». Павел, Вячеслав и Валентин воевали, кто на западе с фашистами, кто на востоке с японцами.
В автобиографии, которая сейчас хранится в госархиве Забайкальского края, Вера Петровна напишет: «Продолжилась моя рабочая биография на АЯМе, только уже в профессии учителя». После досрочного выпуска в ноябре 1941-го в Иркутском пединституте распределительная комиссия направила её на прииск Соловьёвск Джелтулакского района Читинской области (ныне территория Амурской области). Это в десяти километрах от Стрелки, где жили родители, потому иногда удавалось повидаться с ними. В одноэтажном здании средней школы, походившем на барак, обучалось 240 детей. Как вспоминала Вера Петровна, первые уроки давались с трудом: не было опыта педагогической, методической работы, а помощи ждать не приходилось. Зато помогали знания, полученные в институте. Учительский коллектив – женский, в старших классах одни девочки: мужчины-учителя и юноши-ученики – все на фронте. «Война, фронт на западе, фронт на востоке, рядом. А у меня бесконечные уроки и подготовка к ним…».
Весной 1942 года поступило указание: организовать учеников на работу – мыть золото. И вот молодая учительница, Вера Петровна Потехина, с тридцатью девочками-старшеклассницами – одни в безлюдной тайге. Да ещё дедок-старатель. Он, когда те прибыли на место, бросил взгляд на нехитрый инвентарь – кайла, лопаты, тачки, усмехнулся и принялся за работу. Для того, чтобы вода для промывки золотого песка поступала к бутаре, сколотил из досок отвод, а напоследок вручил «учителке Верке» бутылку ртути. Она, как старшая в девичьей артели, каждый вечер снимала добытый золотоносный шлих, хранила его в изголовье, накапливая к концу недели. Перед тем как его сдать, высыпала в консервную банку, наливала туда ртуть и держала над костром. Так в полевых условиях немудрящим и весьма опасным для здоровья способом она обогащала ценный металл. Затем золото ссыпала в маленький мешочек, засовывала его в карман и одна по глухой тайге ехала на велосипеде до Соловьёвска. Здесь золото сдавала, взамен получала немного продуктов и возвращалась на стан. О том, что такие путешествия с драгоценным металлом без какой-либо охраны опасны для жизни, не думала, просто исполняла порученное дело.
В следующем мае золотодобытчицы вновь прибыли на работу. Тяжёлый для девчат труд, оставляющий саднящие мозоли, дающий граммы намытого золота, стал обыденным делом. Привыкли к работе в три смены, к неустроенному быту в шалашах, к скудной еде. Радовались полученному хлебному пайку и, конечно, граммам намытого золота и тому, что трудятся не напрасно: золото шло для целей обороны страны. Когда становилось голодно, с радостью отыскивали картошку-мелочь, которую накануне, поленившись почистить, выбросили и присыпали землей, чтобы утаить проказу от своей руководительницы. В тайге ни радио, ни какой-либо другой связи. Только, когда приезжали в Соловьёвск на прииск, узнавали о делах на фронте. В автобиографии Веры Петровны есть записи, что все они трудилась ещё и в колхозе, где научились косить траву, выполнять все работы по заготовке сена; копали картошку, заготавливали дрова для школы. И так до конца войны…
Летом 1943 года после золотой страды Веру Потехину назначили начальником пионерского лагеря, организованного в лесном массиве под Тындой, будущей столицей БАМа, а тогда небольшим рабочим посёлком с семьями первых её строителей. Железную дорогу здесь провели ещё до войны, но пришлось разобрать рельсы для военных нужд. Разместить пионерлагерь начальство предложило в одном из помещений бывшего лагеря для заключенных, которых в то время называли бамовцами. Вера Петровна пришла, увидела вышку, бараки, остатки ограды из колючей проволоки и почувствовала не то чтобы страх и беспокойство, но какую-то обиду за детей. Наотрез отказалась размещать здесь ребятишек… Тогда для детского лагеря выделили дом, больше похожий на длинный износившийся сарай: без окон, даже без дверей, на полу матрасы для сна, набитые соломой. Питание почти ста школьников наладили за счёт хлебных и продуктовых карточек, в общий котёл шли ягоды с грибами, которые собирали сами. Готовили еду, чаще всего грибную похлёбку с диким луком. Неустроенный быт, можно сказать, постоянная борьба за выживание, отсутствие каких-либо приспособлений для игр и занятий спортом, – всё это навевало грусть. Но вечера и даже тёмные ночи проводили за рассказами. Поскольку отдыхали всё больше дети фронтовиков, то темы бесед были военные. Узнавая, как складывались дела на фронте, Вера Петровна рассказывала об этом детям.
В 1944 году она была назначена директором школы, хотя, как сама вспоминала, «опыт учителя и руководителя приходил медленно». Вместе с военруком, бывшим учеником школы, вернувшимся с фронта на костылях (его фамилия была Дядин), молодой директор Потехина настойчиво выполняла приказ о военной подготовке учащихся. К тому времени в посёлке знали о гибели на войне многих учеников школы. Каждое такое известие с фронта, конечно, заставляло школьников с большим желанием заниматься военным делом. Но также охотно они участвовали в художественной самодеятельности, особенно в постановке спектаклей. Устраивали концерты для строителей дороги и жителей ближайших рабочих посёлков. В местном неказистом клубе смотрели кинофильмы. Вера Петровна запомнила фильмы, будившие надежду на победу и возвращение с войны живыми и невредимыми: «Два бойца», «В шесть часов вечера после войны», «Жди меня». В том же году от военкомата она получила первую свою благодарность за организацию военно-начальной подготовки и военно-патриотической работы. «Появилось осознание важности своей работы, проявился интерес к профессии, и могла уже утверждать, что я – учитель».
В начале мая 1945 года вызвали в ОблОНО в Читу. Здесь на площади имени Ленина Вера Потехина встретила День Победы. Вскоре на выпускных экзаменах ученики её школы писали сочинение на эту тему. Кто-то из ребят слово «Германия» написал с прописной (маленькой) буквы. В его сочинении это была единственная ошибка. Учителя думали-гадали, что поставить ему за работу: «4» или «5». Оказалось, что он так сделал с умыслом: немецкие фашисты убили его отца… Этот эпизод всегда всплывал в памяти Веры Петровны в праздничный день.
С сентября 1945 года Вера Петровна – учитель истории, затем завуч и директор педучилища в Сковородино. В здании педучилища вышла из строя система отопления, и, как в войну, весь педсостав, все учащиеся разгружали из вагонов дрова и уголь для устроенных наскоро печей. Её профессионализм рос, укреплялся авторитет. И в октябре 1946 года её приняли в партию, а в 1950 году избрали секретарём Горкома и вскоре перевели в Амурский обком КПСС заведующей отделом школ и вузов. Тогда вместе с сослуживцами она приложила все усилия, чтобы в Благовещенске были организованы педагогический, сельскохозяйственный и медицинский институты. Успешная партийная работа неожиданно оборвалась в 50-м. В обком партии поступил донос (всё в духе того времени) о том, что её отец – кулак. Разбирательств никаких не было, уволили в течение получаса, но из партии не исключили.
Позже Вера Петровна работала директором средних школ станций Михайло-Чесноковская и Ксеньевская. Михайло-Чесноковская средняя школа № 60 под её руководством стала, как говорили тогда, образцовой. Здесь силами учащихся построено здание для учебных мастерских, с большим успехом шла сельскохозяйственная работа на школьном опытном участке. Четыре года подряд школа являлась участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве и получала за это награды. А её директор была отмечена медалью «За трудовое отличие» и почётным знаком «Отличник народного просвещения РСФСР».
Читинский период жизни Веры Петровны Константиновой начался в январе 1961 года директорством в средней школе № 3. Здесь всё те же трудности: дореволюционная постройка с печным отоплением, отсутствие водопровода и столовой, теплых туалетов, учащиеся – воспитанники детского дома № 1, многие из которых – дети умерших уже в мирное время фронтовиков. И она вновь вся в работе. Добилась капитального ремонта здания, где вскоре появились центральное отопление, канализация, водопровод, сделана пристройка для начальной школы и мастерских, открыта столовая, заработала школьная радиорубка. И во всех делах – поддержка сплочённого учительского коллектива. Старшеклассники тех лет запомнили её, всегда подтянутой и строгой, в кожаном жилете, поэтому то и называли «комиссаром». А она и была настоящим пионерским «комиссаром»: в школе бьёт ключом пионерская и комсомольская работа, а Вера Петровна Константинова ещё и председатель областного Совета пионерской организации, начальник штаба областных пионерских слётов. Десять лет управления третьей школой сменились десятилетием управления школой № 2, которую вначале директор Константинова подняла из «аварийного» состояния. Уже в пенсионном возрасте доводила до готовности Дворец пионеров, организовала Республику юных забайкальцев (РЮЗ) и Забайкальскую малую академию наук (ЗМАН) для профориентации читинских школьников.
Её краеведческая деятельность началась в третьей школе, где до революции размещалась учительская семинария. Под её руководством красные следопыты выявляли имена и сведения, связанные с этим учебным заведением и участием семинаристов в революционном движении. Вера Петровна и сама была в неустанной переписке с очевидцами, накапливала фотографии и документы, наконец, уйдя на пенсию, на основе этого бесценного исторического материала создала в школе Музей истории Читинской учительской семинарии. Немного позже еще и Музей народного образования Читинской области. В начале 1990-х годов, когда открылись возможности предпринимательства, сокрушалась: «Мне бы лет десять сбросить, я бы организовала свое дело…». Она ушла из жизни в 1998 году, отметив своё 80-летие.
Подводя итог своей жизни, Вера Петровна Константинова написала: «… Я – почти ровесница Октябрьской революции… На моих глазах происходило становление Советской страны... Работала в школе и счастлива, что начинала в здании барачного типа, а закончила во Дворце,… подготовила к жизни тысячи юношей и девушек. Счастлива и тем, что вырастила и воспитала двух сыновей… Выросли они в трудных условиях вечной моей занятости…».
Свидетельство о публикации №223032900134