Преемница Византии - Святая Русь

  При сыне князя Дмитрия Василии Первом (1389 - 1425) Руси грозило нашествие Хромого Тимура. Но грозный завоеватель занял только краешек Рязанского княжества и, дойдя до Ельца, внезапно повернул на юг, в степи, отказавшись от дальнейшего похода на Русь. В Москве верили, что защитила от нашествия Тимура Владимирская икона Божией Матери, которую некогда похитил Андрей Боголюбский и которую Василий Первый в 1395 году торжественно перенёс в Москву. Её же заступничество отразило в 1480 году нападение войск хана Ахмата, а в 1521 году избавило Москву от нашествия крымского хана Махмет-Гирея.
  В 14 веке кандидатура митрополита предлагалась князем, но утверждалась Константинопольским патриархом. Дмитрий Донской попытался изменить этот порядок, однако большая часть епископов его не поддержала, предпочитая сохранить подчинённость византийскому патриарху. По мере укрепления центральной власти епископы на местах всё же стали подчиняться Московскому митрополиту. Несмотря на разногласия, периодически возникающие между властью светской и духовной, церковь очень помогала князьям московским в политике объединения русских земель.
  В правление великого князя московского Василия Второго Тёмного(1425 - 1462) произошло весьма знаменательное событие: впервые глава Русской Православной Церкви - митрополит был назначен не Константинопольским патриархом, а избран Собором русских епископов. В 1430 году умер митрополит Фотий. Главой ВПЦ был выбран рязанский епископ Иона. Он поехал в Константинополь утверждать свой сан, но византийский патриарх отверг его кандидатуру и назначил митрополитом всея руси грека Исидора.
  В этот период Византии угрожала смертельная опасность от турок-османов. Желая сохранить своё государство и религию, византийский император Иоанн Шестой Палеолог обратился к папе Римскому Евгению Четвёртому с предложением организовать крестовых поход против турок. Папа дал согласие, но при условии воссоединения православной и католической религий и признания главенства папы Римского. Воссоединение должно было состояться на Соборе, на который поехал и вновь назначенный митрополит Исидор. Перед отъездом он получил строгий наказ от Василия Второго - не отрекаться от православия и с католичеством не воссоединяться.
  Собор состоялся в 1439 году во Флоренции. После долгих препираний, интриг, угроз и прямого насилия была принята уния между католиками и большинством православных участников Собора. Это соглашение подписал и московский митрополит Исидор. По возвращении в Москву он начал служить литургию по новому образцу и назвал имя папы прежде имени патриарха, а потом прочитал бумагу о воссоединении церквей. В гневе Василий Второй назвал митрополита "лжепастырем". Исидор был заключен в Чудов монастырь, откуда бежал в Рим.
  В 1442 году Собор русского духовенства при поддержке Василия Второго вновь избрал митрополитом Иону. Этот акт положил начало независимости Русской Православной Церкви от Константинопольской патриархии. Отныне назначение митрополитов проводилось Собором русского духовенства и только из русских епископов.
  Заключение унии не принесло византийскому императору ожидаемых результатов: помощи от папы он не получил, а в Константинополе развернулось движение протеста. В 1443 году восточные патриархи на Иерусалимском Соборе провозгласили отлучение всех приверженцев Флорентийской унии и низложили униатского патриарха Григория Мамму, а вскоре под ударами турок-османов Византийская империя пала. Несмотря на сохранение патриаршего престола в Константинополе, духовная связь РПЦ с Константинопольской ослабевает.
  С княжения Ивана Третьего (1462 - 1505) началось монархическое Русское государство. Он вступил на престол в двадцать два гола. Его воспитателем и идейным наставником был митрополит Иона. Умирая, Иона наказал Ивану крепить державу, окончательно скинуть татарскую власть и верой служить отчизне. Завет митрополита князь исполнял в течении всей своей жизни. Русь перестала подчиняться татарам в тот же период, когда не стало Византии. И сама собой возникла мысль, что Русь является её преемницей не только в религии, но и в величии. В немалой степени этому способствовала женитьба Ивана Третьего на греческой царевне Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина. По греческому образцу великий князь стал именоваться государь. Он действительно стал первым государем всея Руси.


Рецензии