Чехословакия Часть 4 Проводы на вокзале и поездка
Предыдущая часть: http://proza.ru/2023/03/22/171
На снимках из интернет:
1. Пассажирская платформа на Киевском вокзале Москвы
2. Железнодорожный вокзал пограничной станции Брест
3. Смена вагонных тележек по станции Брест
4. Чехословакия. Горные массивы «Нижние Татры»
Поезд в Прагу отправлялся с Киевского вокзала где-то в середине дня. Провожать меня пришло человек, наверное, семь. В основном это были мои одноклассники. Пришла и Наташа с Леной – девочки, с которыми мы с другом только недавно познакомились на пляже в Серебряном Бору.
Как всегда, на вокзале царила суета из пассажиров и провожающих. А вот и наш поезд, и наш вагон с надписью на борту «Москва-Прага». Круто! Значит пришли. В то время поездка за границу было событием чрезвычайно неординарным. До хрущёвской оттепели за границу ездил только очень ограниченный круг лиц: дипломатические работники, люди творческих профессий (писатели, артисты, художники, учёные) и спортсмены на международные соревнования. Сам факт посещения заграницы был событием, которое запоминалось на всю жизнь. После такой поездки надо было на протяжении уже всей последующей жизни во всех анкетах указывать факт твоего (и даже твоих близких родственников) пребывания за рубежом. Указывать дату и продолжительность этого пребывания, его цель. Потом стало несколько легче. Можно было уже купить путёвку за рубеж в «Интуристе» Поэтому некоторые и не спешили с зарубежной поездкой, чтобы не привлекать к себе внимания компетентных органов.
Но я несколько отвлёкся от проводов. Хотя всё здесь было так, как обычно бывает в таких случаях. Друзья просили прислать открытки с зарубежными видами, больше фотографировать и потом всё подробно рассказать. Для меня был важен приезд на проводы Наташи. Попрощались мы целомудренно, пожав друг другу ладошки.
И вот поезд тронулся. Мы помахали на прощание через окошко крылышками и разбрелись по купе. Ехали мы в одном купе с Сашей Батуриным и Женей Смирновым. Четвёртым был старший по группе - Борис Андреев. В то время Борис был уже аспирантом на кафедре «Эксплуатация железных дорог» и мы с Сашей его хорошо знали.
Ещё до отъезда наша троица договорилась организовать маленькую коммуну. Дело в том, что деньжат у нас было маловато, а планы на покупки были наполеоновские. Купить сувениры, купить какие-нибудь заграничные «шмотки», расходы на культурную программу вне общей группы, оплата городского транспорта при поездках на такие программы. Сюда же входили расходы на питание. И на всё про всё у нас было всего лишь по тридцать рублей (или по триста крон в чешской валюте). Особо не разбежишься. Поэтому мы поступили так, как делали многие в то время в аналогичной ситуации при поездках за границу. Ещё в Москве купили продукты длительного хранения (чай, растворимый кофе, сахар, баночки сгущённого молока, вермишель, пакеты сухих супов). С большим трудом через родственников и знакомых достали несколько банок тушёнки и батонов копчёной колбасы. По совету старших товарищей каждый из нас вёз ещё по две бутылки водки «Столичной». Ещё мы обзавелись кипятильником и большими фарфоровыми чашками. Про ложки и вилки можно не упоминать. Вот всё это богатство составляло наш коммунальный продовольственный и материальный фонд. Его надо было оприходовать и прикинуть нормы расхода продуктов на весь срок поездки. Идеальный вариант состоял в том, чтобы «валютные» денежки на продукты мы тратили только на покупку хлеба. Ответственным за соблюдение нормативов расхода продуктов и хранении фонда выбрали меня. Запас сигарет каждый формировал сам и сам следил за его расходом.
Поезд всё ехал и ехал, приближая нас к государственной границе СССР. Всего наша группа состояла из 15 человек. Количество мальчиков и девочек было поровну. Борис Андреев по статусу старшего по группе половыми признаками не обладал. Всё это были студенты нашего факультета, но разных курсов. В основном мы и так были с ними уже хорошо знакомы, проходя совместный отбор на эту поездку. А, кроме того, мы плотненько общались при работе с группой чешских студентов. Все без исключения ребята и девчата из группы были очень приятными, компанейскими личностями.
Вот мы подъезжаем к железнодорожной станции Чоп. В то время это была пограничная станция между СССР и заграницей. Здание станции красивое. Всё-таки она является лицом межгосударственной границы. В Чопе нам предстояли две процедуры, связанные с пересечением государственной границы. Во-первых – это паспортный контроль. Для нас никаких сложностей эта процедура не представляла. Для студентов по безвалютному обмену был разработан специальный облегчённый режим пересечения границы. У нас даже не было загранпаспортов. У каждого имелся свой серпастый молоткастый советский паспорт, а у руководителя группы – список студентов. Группу просто пересчитали по носам и по паспорту проверили достоверность каждой конкретной особи. Вот и вся процедура.
Другая процедура занимала гораздо более длительное время. Это смена тележек у пассажирских вагонов. Дело в том, что ещё с царских времён ширина колеи в России составляла 1524 миллиметра, а ширина железных дорог европейской колеи 1435 миллиметров, то есть на 89 миллиметров меньше. Поэтому у всего подвижного состава, пересекающего границу, предусматривалась смена вагонных тележек под тот или иной размер колеи. Процедура достаточно длительная. Мощные домкраты одновременно поднимают вверх сразу несколько вагонов. Из-под них выкатывались тележки одной колеи и вместо них подкатывались другие. Поскольку пассажирский состав имел около двух десятков вагонов, то на это требовалось немало времени. Про грузовой состав из 40-60 вагонов я уж и не говорю.
Но вот всё позади и мы впервые в жизни едем уже за границами нашей страны. Все прильнули к окнам. Вот она – заграница! Какая она? Картинка за стеклом и вправду заметно отличалась от российского пейзажа. Не было привычных бескрайних полей. Сельскохозяйственные угодья были разрезаны на небольшие клинышки. На них работали маленькие трактора. Мелькающие за окном селения отличались аккуратностью разноцветных построек и хорошими дорогами. Вот что значит наличие частного сектора, пусть и в социалистическом государстве. Потом дорога пошла по горам, что означало наше передвижение по Татрам. Татры - это основное горное образование в Чехословакии. Насколько я помню, есть Низкие, Средние и Высокие Татры. Позже мы побывали практически везде. Можно сказать, что всю дорогу мы практически провели у окон поезда. Всё было очень интересно и необычно.
Продолжение: http://proza.ru/2023/04/05/132
Свидетельство о публикации №223032900147
Андрей Николаев 6 25.09.2023 11:10 Заявить о нарушении
Это практиковали практически все!
Артисты Большого театра выезжали за рубеж со своими продуктами и кипятильниками в целях экономии грошово выдаваемой валюты.
Был даже инцидент, когда артисты ансамбля "Берёзка" (наша гордость) сожгли в отеле предохранители вследствие одновременно включённых кипятильников.
Позже, уже в 80-е годы, я выезжал в командировки в ГДР. И тоже брали продукты с собой. Это считалось нормальным.
До новых встреч!
Виктор Ардашин 26.09.2023 11:43 Заявить о нарушении
Алефтина Павловна Попова 23.03.2024 12:20 Заявить о нарушении