Предгрозье. гл. 52. историческая справка
– Непокорённый этот дух и в воинах: Петре, Третьяке, Бирюке; и в ополченце Прокле; и в старом бортнике Илии, и в его внучке Анастасии; и во всех детях, которых приютил монастырь. Они – корень народа русского, они – надежда земли Рязанской. Ждану, Втору, Рюме, Беляну, Красаве продолжать род и возрождать его. А Господь всех благословляет на этот подвиг земной. Помните своих родных, и знайте: у Бога все живы!
Послесловие.
Как далеко от нас тринадцатый век! Почти не сохранилось летописных памятников. Бумага, дерево, – весьма непрочный материал. Но народная память, устное народное творчество донесло до нас имена воеводы Евпатия, сына Львова, по прозвищу Коловрат. Отважной Авдотьи-Рязаночки, девушки, которая вызволила из ордынского плена своих родных. Образы принявших трагическую смерть князя Фёдора, наследника Юрия Рязанского, его супруги, византийской царевны Евпраксии, их малолетнего сына Ивана Постника, верного слуги Апоницы и других героев земли Рязанской. Трудолюбивый и талантливый народ жил на этой земле: бортники, древоделы, кузнецы, горшечники, ювелиры, торговцы, воины, монахи. Город Рязань – одним из богатейших городов средневековой Руси. Но за несколько недель был уничтожен и сам «стольный град», и его многочисленные жители. И только благодаря кропотливой работе археологов по крупицам восстанавливается история, быт, уклад жизни и факты гибели жителей. Жестокая война буквально стёрла город с лица земли. Но память многих поколений сохраняет для нас образы простых и отважных русских людей. И многочисленные артефакты подтверждают, что нашествие ордынцев – не выдумка. И историческая память доказывает нам, что жизнь бесценна и бесконечна. У БОГА ВСЕ ЖИВЫ!
Словарь устаревших слов
Аграф – большая брошь (пряжка) для застёгивания плаща на плече
Бортничество – собирательство мёда диких пчёл, затем – пчеловодство
Бармы – парадные нашейные княжеские украшения
Вёдро – ясная погода
Гриди – воины, дружи
Горючий камень – янтарь
Городни – мощное фортификационное сооружен с трёхстенными срубами – осадными клетями с тыльной стороны, заборолами наверху для защитников, двумя рядами частоколов и с глубоким рвом с напольной стороны
Зернь – много мелких шариков, напаянных на изделие (на колтах – до 5000 штук)
Златодел – ювелир
Заборолы – щиты из брёвен наверху стен для защиты обороняющих стену людей
Итиль – Волга
Иван Постник – сын князя Юрия и княгини Евпраксии, прозван Постником, т. е. тем, кто подвергает себя воздержанию от чего-либо «…ни в среду княжич, ни в пятницу не брал груди у матери»
Корзно – парадный плащ князя
Корчага – горшок
Конопки – крУжки
Кошачий корень – валерьяна
Кресало – камень для высекания искры, огня
Латка – глиняная посуда с низким бортиком для пряжения (жарения)
Лукоморье – Черноморье
Насад (насада) речное судно с поднятыми бортами
Онучи – обмотки для ног при ношении лаптей
Оборы – верёвки из лыка или шерсти для подвязывания онучей
Понёва – женская одежда
Повясла – головное украшение девушки, ободок
Полевик – крынка с ручкой
Продыхи – вентиляционные колодца в подвалах и погребах
Попряжить – потушить, пожарить
Сеножати – покосы
Седьмица – неделя по христианской вере
Скань – от «скати», свивать. Свитая проволока, напаянная на изделие
Тавлеи – шахматы
Фрески – росписи по сырой штукатурке в храмах
Хозяин – Медведь
Историческая справка
« На высоком правом берегу Оки, примерно напротив города Спасска, лежит городище Старая Рязань. Оно занимает колоссальную площадь почти в 70 гектаров и приподнято над рекой на 45 метров. Ограниченное крутыми склонами оврагов и обнесённое земляными валами, городище создаёт ощущение полной неприступности.
Старая Рязань упоминается впервые в летописи в 1096 году. Город был почти полностью деревянным, существовало только три каменные постройки (Борисоглебский, Спасский и Успенский соборы).
Старая Рязань строилась не сразу и состояла аж из трёх городов: Северного мыса (КРОМ), Среднего города, обнесённого валом и рвом, и бескрайнего Южного городища. Город общей численностью населения в 8 – 12 тысяч человек имел все шансы стать столицей древней Руси, в эпоху расцвета он был сопоставим по размерам с крупнейшими городами Европы.
21 декабря 1237 года город Старая Рязань, продержавшись пятеро суток, пал, был разграблен и сожжен дотла войском Батыя, а его жители зверски убиты.
По официальной версии (как утверждают археологи) Старая Рязань после разрушения ханом Батыем в 1237 году больше не восстанавливалась. Никаких построек с тех пор не сохранилось.
Существует версия, что русские люди в XIV-XVII веках банально путали Переяславль-Рязанский и Старую Рязань, которой уже не существовало.
В настоящее время Старая Рязань — некогда столица древнего Рязанского княжества — выглядит как бескрайнее поле, обрамлённое рукотворными насыпями оборонительных валов. Здесь не осталось никаких построек. Только при раскопках археологам удалось найти сокрытые в земле фундаменты древних храмов. Кстати, на сегодняшний день археологами изучено лишь 10% площади городища.
Археологами найдено большое количество застёжек от книг. Что может быть доказательством грамотности жителей Рязани. Два фрагмента берестяных грамот найдено на подоле, где протекает небольшой ручей. Сухая песчаная почва не сохранила других фрагментов, но, напоминаю, что исследовано только 10 процентов городища.
Если вскарабкаться на южные валы, можно увидеть село Шатрище, лежащее по ту сторону от оврагов Чёрной речки у южной окраины города. Именно там, в декабре 1237 года, всё пространство до горизонта было усеяно шатрами войска Батыя. А ночью у каждого горел костёр, наводя ужас на жителей города, видимо, представлявших свою незавидную участь.
В наши дни у подножия городища Старая Рязань вдоль реки Оки раскинулась одноимённая деревушка с несколькими постоянными жителями.
Главный письменный источник— « Повесть о разорении Рязани Батыем». Этот текст — главный документ, донёсший до нас историю обороны города и весть о подвиге Евпатия Коловрата и его дружины. Непонятно, кто и когда написал «Повесть о разорении Рязани Батыем». Но известно, что автор записал устное предание далёкой старины через триста лет после события. Это самый старый из дошедших до нас документов. Кстати, до сих пор неизвестно ничего о том, где произошла великая битва дружины Коловрата с войском Батыя, и где лежит тело богатыря. ( Уточняю: есть упоминания в трёх летописях о нашествии войск Батыя и разорении Рязани).
« Старожилы близлежащих сёл рассказывают истории о том, что недалеко от Старой Рязани в лесном массиве (в народе место называется «Ласки») в годы войны видели немецкий специальный отряд, заброшенный мистической организацией Аненербе на территорию Рязанской области в декабре 1941 года и искавший здесь легендарный меч-кладенец, который, по преданию, подарила дева Февронья князю, своему мужу. А чёрными археологами при раскопках фундамента древнего Борисоглебского собора, говорят, был обнаружен череп с нацистской каской (якобы останки одного из этих диверсантов).
( – Могу смело утверждать, что по воспоминаниям моей мамы, Судницыной В. И. и моей первой учительницы Левковой З. Д. , проживавших во время войны в декабре 1941года в г. Спасске, что в это время над городищем Старая Рязань, в сторону села Ласково Рязанской области, с самолёта был выброшен фашистский десант парашютистов. Нескольких расстреляли в воздухе, несколько человек приземлились. Что с ними стало – официально не сообщалось. Спасский район не бомбили, хотя фашистские самолёты пролетали над ним, т. к. враг дошёл до Михайловского района. Моя мама дежурила с другими жителями по ночам(работала в РайФО), чтобы уничтожать, если станут бомбить, зажигалки и пожары. Многие старожилы удивлялись: что было нужно немцам в чистом поле, да ещё у нас к тылу? Но «Сказание о Петре и Февронье» говорит, что жили его герои как раз в этих местах (Февронья из села Ласково, она передала легендарный меч мужу).
«В 1822 году при опахивании крестьянами дороги на Южном городище Старая Рязань, рядом со Спасским собором, был найден клад. Он получил название «Рязанские бармы». В состав клада входили высокохудожественные украшения из золота. Теперь всё это добро хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Всего на территории Старой Рязани было найдено 17 кладов, может быть и больше. К сожалению, ни один из кладов, найденных на Старой Рязани до XIX столетия, до нас не дошел.
Глядя на крест, возвышающийся над братской могилой защитников Старой Рязани, где было захоронено около 300 жителей города, вспоминается легенда про Авдотью Рязаночку, которая не побоялась отправиться за своими близкими в Золотую Орду. Упоминание об Авдотье Рязаночке встречается в исторической песне, сложенной, по - видимому, в середине XIII века, и сохраненной с некоторыми изменениями севернорусскими сказителями вплоть до XX столетия. Продолжение в Дополнении.
Свидетельство о публикации №223032901651
Хорошо написано.
Поддержу.
Виктор Николаевич Левашов 07.04.2023 21:28 Заявить о нарушении