Самая старая дорога в Афинах

В Греции, где ни капнут, находят все новые и новые артефакты – свидетельства ее славного прошлого. Так случилось, что во время строительства Афинского метро были обнаружены каменные плиты неких архитектурных сооружений, погребальные стелы и захоронения, разная керамика, русло реки и, в том числе, следы античной дороги - некогда знаменитой Iera Odos. По решению городских властей некоторую часть находок законсервировали для дальнейшего сохранения. И обустроили экспозиции для всеобщего обозрения на станциях метро Sintagma, Fisio, Monastiraki и возле Eleonas, Aigaleo.

Исторические сведения о дороге
Непосредственно самой дорогой заинтересовались в 1890 году, когда начались археологические раскопки древних святилищ в городке Элевсина и в афинском районе Керамикос (древний некрополь) знаменитыми греческими археологами Иоаннисом Травл;сом (1908-1985) и Константином Куруньотисом (1878-1945).  Древняя дорога имеет мощное каменное покрытие – до 5 метров в ширину, до 8 исторических наслоений в глубину, и местами видна на поверхности.

Вот уже в течение 2500 лет Священная дорога была и остается неизменным путем, что соединяет Афины с Материковой Грецией, Эпиром, Фессалией, Пелопоннесом и, конечно, с Пиреем. Однако, называлась эта дорога в разные времена по-разному, Из древнейших источников известно, что первоначально дорога называлась Elevsiniaki, потому как связывала небольшие на тот момент Афины и поселение Элевсин, жители которых бегали беспрестанно из одного населенного пункта в другой по всякой надобности и не только. При турках она называлась Moorea. Свое нынешнее название - Iera Odos - получила только после провозглашения независимости Греции. Когда в 1834 году - при составлении плана реконструкции и строительства Афин, архитекторы Стаматиос Клеантис (1802-1862) и Эдуард Шуберт (1804-1860) - возвращали  старые исторические имена или давали новые героические улицам и площадям. Тогда эту дорогу и назвали  - Iera Odos или "Священная дорога".

Почему она так называется
Примерно в XI веке до н.э. (или ранее того) в Греции вошло в моду почитать богиню плодородия Деметру и Персефону, потому городок Элевсин (центр производства пшеницы в то время) становится культовым центром их почитания. Там возводится святилище и «великий дворец» для совершения таинств и обрядов, так называемых Элевсинских мистерий.

Тогда же эта дорога становится главной артерией, по которой раз в год торжественным маршем следует процессия паломников и фанатов (в большинстве своем мужского пола). А так как в те далекие времена любая дорога (i odos), что вела к святилищам, по традиции называлась священной (ieros), то и этой дороге суждено было называться "Священной дорогой".

Во времена правления тирана Писистрата Афинского и сыновей (7 век до н.э.) Элевсин присоединяется к афинскому государству и обретает все-греческое значение и славу. Тогда же Священная дорога получила окончательн; удобный дизайн и постоянный трафик. Однако, после того как римский император Феодосий 1 Великий указом от 392 года закрыл святилище Деметры в целях борьбы с язычеством, мистерии в Элевсине прекращаются. Ну а после вторжения готов в 396 году, о празднике мало кто уже помнит. Потому то трафик на дороге резко уменьшился, но не прекратился: дорогой активно пользовались вплоть до 1927 года, пока местами не «закатали» в асфальт и не построили национальную дорогу Афины-Коринф в 1962 году.

Первое упоминание
Одно из самых ранних описаний Священной дороги принадлежит древнегреческому историку и путешественнику Полемону Афинскому (220-160 до н.э.) из Илиона, которого некоторые современные исследователи считают «основоположником научной археологии» за его скрупулезный подход в изучении достопримечательностей и составлению географических путеводителей. К сожалению, сделанные им записи не сохранились до нашего времени, но остались названия его трудов, один из которых был посвящен полностью Священной дороге «Peri ton mnimion kata tin Ieran pros Elevsina odou». По всей видимости, Полемон, путешествуя по Греции, прошел пешком весь путь до святых мест в Элевсине. Это подтверждает и Страбон в работе «География» (книга 9.1.16)/

В разное время разные путешественники и не путешественники делали записи о том, что увидели и что обнаружили вдоль Священной дороги. Так в 1860 году открыл и описал заброшенный и полуразрушенный византийский монастырь Дафни французский лейтенант Francois Lenormant вместе с солдатами французской армии. Кроме них, оставили свои воспоминания о Священной дороге: знаменитый Gustane Flaubert (1821-1880), британский путешественник и археолог Edward Dodwell (1768-1832), французский дипломат Henri Belle (1837-?), который по долгу службы находился в Греции с 1868 по 1872 год и приезжал в 1874 году. Он подробно рассказал о жизни страны того периода, о ее древних достопримечательностях и культовых постройках, сделал портретные зарисовки местных жителей сразу же после освобождения Греции от Османского ига. Его заметки были опубликованы в журнале Le Tour du Monde, в 1881 году вышла книга с 32 гравюрами под названием Trois Annees en Grece. Через много лет материал был переведен на греческий язык «Taksidi stin Ellada» (4 тома) и издан в е-издательстве KATOPTRON в 1993 и в 1996 году.

По правде сказать, только по описанию, сделанному Павсанием (2 век) в работе «Ellados Periigisis/Attika», мы знаем так хорошо эту древнюю дорогу и те замечательные исторические памятники (в основном погребальные), что располагались и еще сохранились вдоль дороги. Возможно, что он позаимствовал у Полемона кое-какие чудом сохранившиеся отрывки с данными, но разговор не об этом.

Если вас заинтересовала "священная дорога", то подробнее об археологических находках, исторических памятниках, расположенных вдоль этой дороги, читайте в статье "Небольшая экскурсия по Афинам".


Рецензии