Несыгранные роли

Каждый рыбак расскажет вам захватывающую историю о том, что когда-то он упустил самую крупную рыбу. И каждый певец считает, что самая лучшая его песня не спета. Ну, а если говорить о собратьях по выбранному мною жанру, то и каждый из них сможет подтвердить, что самую лучшую свою роль он так и не сыграл. Не дали, обошли, возраст уже не соответствовал, личные обстоятельства… .  В общем, знаете, что плохому танцору мешает…
И всё же, предвидя скепсис по поводу несыгранного, хочу рассказать об этом.
Я уже упоминала об одной такой роли – журналистки. В школьные годы нужно обязательно искать себя: посещать кружки и секции, факультативы и объединения, и всё время себя пытать. Только честно. Мне это нравится? Я могу? Это мне надо? Теперь я понимаю, что это очень важный процесс - поиски себя. Я и искала. Конечно, бес-сознательно. Без посторонней помощи. Но, потолкавшись среди юнна-тов в 5-6 классах и даже получив грамоту за лучшее стихотворение о природе родного края; волейболистов – в 6-7 классах; оформителей – с 6 по 10 класс, я поняла, что мне всё-таки интереснее с теми, кто пишет, общается с людьми, что-то рассказывает другим.
И мне повезло. Каким-то чудом я оказалась в кругу двух замечательных женщин. Одна – ветеран Великой Отечественной войны, редактор балашовского радиовещания Рязанова Валентина Гавриловна. Создание молодёжных объединений было, наверное, велением времени (или КПСС?). На этой волне при редакции радиовещания появился клуб «Ровесник». Его ведущими стали я и Вовка Баканов – десятиклассник из нашей школы. Мне нравились ребята. Но, там, в основном, был готовый текст, который нужно было просто хорошо озвучить.
Вторая женщина – заместитель редактора районной газеты «Балашовская правда» Альбина Андреевна Куликова. Здесь тоже был юнкоровский клуб. Мы выпускали 1 раз в месяц молодёжную страничку «Горизонт» и гордились этим ужасно. Номера газет с нашими «Горизонтами» хранились у меня очень долго, пока не потерялись во время многочисленных переездов.
Помню, что писалось мне очень легко, и казалось, что я одна способна исписать всю страницу в газете.
Потом была встреча там же, в редакции, с саратовским журналистом из областной газеты «Заря молодёжи». Ему понравились мои статьи и стихи. Он даже взял некоторые для своей газеты. В конце года, перед выпускными экзаменами в школе, думаю, заботами А.А., мне дана была рекомендация для поступления на факультет журналистики.
Как видно из всей моей последующей жизни, журналистом я не стала. Но в газету время от времени писала, и даже получила от редакции красивый юбилейный альбом с броской надписью на обложке: «Ильиной Вере Фёдоровне – Почётному автору «Балашовской правды».
Кто виноват в несыгранной роли? Можно валить на родителей. Они действительно не отпустили меня. Но ведь я и не пыталась бороться за свою мечту! Я попросту струсила. Страшновато было уезжать в неизвестность. Гораздо проще было жить под родительским крылышком, не особо заботясь о хлебе насущном. В лени, в бесхребетности и есть корень зла. Это мешало мне всю жизнь. Я довольствовалась малым, притом, что могла достичь большего.
Хочу сказать всем, кто так же ищет оправданий своим неудачам: начинайте с себя. Сдирайте с себя три шкуры. Лупите свою лени-вую душу, как сидорову козу, но идите к цели, сначала определившись с ней. Сбивайте ноги в кровь, меняйте стоптанные сапоги, но не останавливайтесь!
Теперь, когда жизнь скорее позади, чем впереди, тысячу раз задаю себе один и тот же вопрос: могла бы или нет? Ведь интерес к писательству разного рода не угасал никогда. Я пробовала себя в разных ипостасях: интервью, журналистский очерк, басня, сказка, стихи.
Поистине, нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. Когда даже по прошествии нескольких лет после публикации, меня останавливали люди и признавались, что мои стихи и статьи вырезают и хранят, это очень добрый знак…
Ещё одна роль, которая мне светила – это участие в политике. Мне всегда нравилось быть « в первых рядах». Я была принята в комсомол в 14 лет, как и все. Но всё же, среди первых в учёбе и общественной жизни. В 18 лет мой выбор уже был совершенно осознанным и не стадным. Я изъявила желание вступить в коммунистическую пар-тию. По убеждениям. Потому, что моя дальняя, но очень мною уважаемая родственница-москвичка вступала в эту партию ещё по  «Ленинскому призыву», т.е. в год смерти В.Л. Ленина – вождя мирового пролетариата. Так его называли в советское время. Мой отец, рядовой разведроты десантного полка, стал членом партии в ноябре 1941 года под Ленинградом. Мама – в 1943 году, когда ряды коммунистов замет-но поредели, так как их единственной привилегией в бою было первы-ми подниматься в атаку по призыву политруков: «Коммунисты, впе-рёд!».
В моём первом трудовом коллективе, на слюдокомбинате, в партии тоже состояли люди, бывшие авторитетом не только для меня. Сам комбинат – лучшее в городе предприятие – был обязан им своим рождением. Многие из них - фронтовики, сражались за всё новое, передовое, как на войне. Очень хотелось бы рассказать отдельно об Александре Ефимовне Полянской, Ксении Иосифовне Кощенко, Анне Петровне Руденко, Лидии Афанасьевне Курантовой, Валентине Алексеевне Грибковой и их соратниках и сотрудниках. Моё понятие о чувстве долга, политический кругозор формировались во взаимодействии с ними. Ни об одном из этих людей ни при их жизни, ни по прошествии многих лет никто не может сказать что-нибудь плохое.
Моя подруга по этому же предприятию, комсорг Козлова Татьяна, девушка идейная, энергичная, очень порядочная, любившая стихи, занимавшаяся спортом, была для меня образцом лидерства. Мне хотелось быть похожей на неё. Словом, я прошла хорошую подготовку, и когда оказалась на последипломной педагогической практике в Чечено-Ингушетии, сразу погрузилась в партийную работу. На фоне абсолютно индиферентных в политическом плане ингушек я резко выделялась. Поэтому сразу как-то была замечена первым секретарём Назрановского райкома партии. Через два месяца я была уже членом бюро райкома. Нет, никаких личных симпатий: я была замужем, вела себя достойно.
Весной первый секретарь райкома лично приехал в Сурхахи с радостной, как он полагал, новостью для меня. Привёз единственную на много тысяч коммунистов путёвку – направление в Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Путёвка уже была персонифицирована! Когда он увидел мой весьма  выдающийся живот, просто схватился за голову. Этого он почему-то не предвидел. А мой отказ просто не пред-полагался – от такого не отказываются! Это была разнарядка. Но для меня это был шанс. Однако, воспользоваться им мне было не суждено: в июле я уходила в декретный отпуск.
Так я упустила ещё одну роль. Как я сыграла бы её? На каких подмостках? Возможно, никак. А, может быть, всё оборвалось бы на полпути. Ведь до краха коммунистической системы в нашей стране оставалось меньше 20 лет. Почему и как это произошло, анализировать не здесь и не сейчас. Да, рухнуло многое. Но не мои убеждения. Идеи социализма я до сих пор считаю наиболее справедливыми и привлекательными.
Наблюдая за развитием мирового политического процесса, с удовлетворением убеждаюсь, что марксистско-ленинские идеи становятся всё более популярными в мире. В Швеции – капиталистический социализм, или наоборот? В Китае – стране с мощнейшей экономикой мира, претендующей в ближайшем будущем на абсолютное лидерство, правит компартия. Существуют родственные режимы в КНДР, Лаосе, Вьетнаме и др. И, что самое интересное, снова «по Европе бродит призрак коммунизма». Так начинал свой «Манифест коммунистической партии» Маркс ещё в 1848 году. Европа бурлит. Люди уже миллионами выходят на улицы. К власти приходят социалисты.
Можно выискивать ошибки в идеях великих. Можно заплёвывать собственное прошлое (верблюдом, однако, надо быть!). И те, кто сегодня лают на слона, прекрасно понимают, что любая идеология нуждается в постоянной корректировке. Чем страшнее, тем  истошнее визг. Знают собаки, чьё мясо съели. Знают, что по законам развития общества капитализм рухнет. Грабительский способ распределения создаваемых благ, неорабство, тотальное уничтожение народов и государств приведёт неизбежно к краху существующей глобальной системы.
Какое отношение это имеет к моей несыгранной роли? Да, ни-какого, в общем-то. Хотелось бы, конечно, дожить до светлого часа, когда станут осуществляться «прогнозы». Мне нравилось и нравится что-то угадывать в политике и политиках. Например, когда впервые нам с телеэкрана представили Бориса Березовского, я просто ахнула вслух: «Ну и бандюган! Где же такого откопали на наши головы?». Ельцина я презирала за то, что над ним, а, значит, над моей страной, откровенно смеялись все политики, президенты других стран, когда он с пьяной рожей «чудил». Его чванливость, тупость, вероломство, с каким он рвался к власти, вызывали у меня такой гнев! Этот похлеще Нерона и Калигулы! Желая уничтожить одного соперника, он уничтожил целую страну. Вот тогда я сказала себе: «Слава Богу, что я не в одной труппе с такими, как он!». Нет, не подозревайте меня в том, что я мечтала быть в большой политике. Ну, была бы секретарём какого-нибудь горкома или райкома. Совсем не интересно. Руководить я не любила никем, ничем и никогда. А теперь, глядя на этих марионеток со стороны, я содрогаюсь от мысли, что у меня могло быть с ними что-то общее. Значит, правильно, что эта роль не была мною сыграна.
Я трижды играла роль жены. Но и здесь остались несыгранные роли. То есть, эти роли мне конкретно предлагались, но я от них отказалась. Не буду анализировать все, но по одной пройдусь. Сначала я в тексте ошибочно поименовала его своим бойфрендом, желая щегольнуть модным словечком. Но быстро сообразила, что так современная молодёжь называет тех, с кем попросту спят, занимаются сексом. Значит, в моём случае это не подходит. В основном, в наше время сначала предлагали руку и сердце, а потом…
Так вот, один из (как же его обозвать?) предложил мне познакомиться с его родителями в качестве невесты. Я, видно, не очень была уверена, что хочу замуж. Поэтому на завтра я, как в кино, сбежала со своим одноклассником, и  стала его женой. И родила дочь. Это единственное замечательное воспоминание от нашего союза. Всё остальное было, конечно, ошибкой и сплошной неудачей.
Жалела ли я когда-нибудь, хоть в самые грустные минуты, что выбрала другого партнёра на роль? Вы знаете, нет. Хоть и знала о его успехах. Да, он получил образование, солидное наследство, занимал хорошую должность. О нём отзываются, как о хорошем хозяине, отце и муже. Но, когда я встретила его 30 лет спустя и поговорила с ним минут пятнадцать, отчётливо поняла, что и сейчас, зная о том, какой он правильный и примерный, я обязательно сделала бы то же самое – сбежала!
Вывод: не обо всех несыгранных ролях нужно сожалеть!


Рецензии