Алла Решетникова. Чтоб зима казалась сладкою

Алла Решетникова. Чтоб зима казалась сладкою

Людей неинтересных в мире нет.
Е.А. Евтушенко

Мне посчастливилось держать в руках сборник стихотворений уральского поэта Аллы Решетниковой «Чтоб зима казалась сладкою». (Екатеринбург: «мАрАфон». 2010). Никак не решусь назвать себя поэтом, однако скажу: не будь поэзии, или поэтического видения, то мир давно потерял бы не только всю радугу красок, не только всё то, что служит его украшением и счастьем, но и самый смысл. О критиках же и тех,  кто берет на себя смелость судить поэтическое творчество, замечательно писал А.С. Пушкин.
***
Румяный критик мой, насмешник толстопузый,
Готовый век трунить над нашей томной музой,
Поди-как ты сюда, присядь-ка ты со мной,
Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой…
(Пушкин А.С. Собр. соч. в 3-х т. М., 1985. т.1. с. 481)

(Из Пиндемонти)
………………………………..
…Иные, лучшие, мне дороги права,
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа –
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать…
(там же, с. 584)

***
«Французских рифмачей суровый судия,
О классик Депрео, к тебе взываю я…
……………………………………
      О вы, которые, почувствовав отвагу,
Хватаете перо, мараете бумагу,
Тисненью предавать труды свои спеша,
Постойте – наперед узнайте, чем душа
У вас исполнена – прямым ли вдохновеньем,
Иль необдуманным одним поползновеньем,
И чешется у вас рука по пустякам…».
(там же, т. 1. 524-525)

Уважаемая Алла Михайловна! Стихотворение А.С. Пушкина «Поэту», на мой взгляд, отвечает на все возможные вопросы, связанные отношениями поэта и его окружения. Может, кто-то и мог бы сказать лучше, но не уверен, а я – точно, зато в нашем (и моём) распоряжении находятся, поистине, бессмертные строчки.

Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдёт ненужный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
(там же, с. 474)

Аналогию написанному находим в широко известном стихотворении Ф. И. Тютчева «SILENTIUM» – Молчание! (лат.):
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне.
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей.
Таинственно-волшебных дум,
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!..
(Тютчев Ф. И. Лирика. – Алма-Ата: Жазушы, 1986. С. 77)

А Поэт Марина Цветаева не раз признавалась:
«Вся моя жизнь – роман с собственной душой»;
«Мне ничего не нужно, кроме собственной души!»
(Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. – М.: Правда, 1991. с. 7)

У поэта, вообще говоря, нет и не может быть союзников, кроме тех, которые вдруг неожиданно возникли на, без всякого преувеличения, тернистом пути поэзии и – познания. Здесь невольно возникают некоторые аналогии, рожденные по ассоциации. Так, Сократ, прочитав труд Гераклита сказал: «То, что я понял, превосходно. Думаю, таково и то, что я не понял. Впрочем, для этого нужен делосский водолаз» (т.е. мысль Гераклита столь непрозрачна и столь глубока, что нужен делосский водолаз, который мог бы спуститься на невероятную для человека глубину, чтобы понять её). Немецкий поэт и философ Ф. Ницше по этому поводу, то есть, по поводу того, что автор сочинения, который часто выражается туманно, непонятно, недвусмысленно,  заметил, что он только выигрывает от этого, но мы остаемся внакладе.
Поэтом, действительно, надо родиться, и нельзя стать поэтом, как нельзя вдруг стать Человеком, но можно только быть им.
То, что поэт, словно на исповеди, раскрывает душу перед многими, очевидно, однако… однако…однако он никогда не может быть уверен, что его хоть кто-то услышит, более того, он скорее убежден в обратном, т.е., в том, что его никто не услышит… и здесь возникают извечные вопросы: зачем он тогда пишет? К кому обращается? Ответ так же очевиден: пишет потому, что не может не писать. Ведь стихотворение это та же песня, а человек запел с тех пор, как стал человеком, когда впервые оторвался от земли, от природы, его питающей,  посмотрел на солнце, на луну, на звезды, и подумал: «Кто же я?.. и как устроен мир, в котором я непонятно как оказался?..».
Перечитаем вновь стихотворение А.С. Пушкина «Поэт и толпа», мы сразу увидим, что здесь нечего добавить, убавить тоже, ибо все так и есть.
   Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел, а хладный и  надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

   И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поёт?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чём бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер песнь его свободна,
Зато, как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»
…………………………..
Знаменательными представляются заключительные строчки стихотворения:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
(Пушкин А.С. Собр. соч. в 3-х т. М., 1985. т.1. с. 435-436)

Душа поэта – как незаживающая рана, недаром он однажды написал:
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
(Тютчев Ф.И. «Весь день она лежала в забытьи…»)

Поэт, будучи малейшей частью, как представляется, пытается объять или вместить в себя весь мир (а может – действительно вмещает?), мир, в котором столько боли, мир, в котором, в котором боль – это нормально, а если бы не так, то как бы он написал:
Я жить хочу! Хочу печали, любви
И счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
(Лермонтов М.Ю. Соч. в 2 томах. Т. 1. М., 1988. с. 134-135)

Или вспомним некрасовские строчки:
Надрывается сердце от муки,
Плохо верится в силу добра,
Внемля в мире царящие звуки
Барабанов, цепей, топора.
(Некрасов Н.А. «Надрывается сердце от муки…»)

Также юноша-поэт написал, как вздохнул:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
(Есенин С.А. «Край любимый! Сердцу снятся…»)

Откроем стихотворение В.С. Высоцкого «Песня певца у микрофона»:
Я весь в свету, доступен всем глазам.
Я приступил к привычной процедуре:
я к микрофону встал, как к образ;м,
нет-нет, сегодня – точно к амбразуре.
И микрофону я не по нутру –
да, голос мой любому опостылет,
Уверен, если где-то я совру,
Он ложь мою безжалостно усилит.
(Высоцкий В.С. НЕРВ: Стихи. Алма-Ата: ;нер, 1988. с. 9)

Эврика! Дайте мне точку опоры, и я переверну мир! – воскликнул древний Архимед, когда, наконец, нашел решение задачи, над которой безуспешно бился долгое время. Конечно, обыкновенный ум тут же готов списать все на чрезмерное самомнение ученого философа и математика, однако, как представляется, приведенное изречение, давно ставшее крылатым, суть афоризм и чисто поэтическая находка – просто нельзя не быть поэтом и сказать так. Но ведь поэтическое творчество и есть та самая настоящая «точка опоры», которая грозит перевернуть мир! Разве нас не «переворачивали» некогда строчки стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, С.Я. Надсона, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, К.М. Симонова, Н.А. Заболоцкого, Э.А. Асадова, Р.И. Рождественского, Д. Б. Кедрина, Е.А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, А.Д. Дементьева, В.Н. Фролова, В.И. Фирсова и разве сегодня не «переворачивают» нас стихотворения Аллы Решетниковой?..

Или нас не «переворачивают» уже поэтические строки вообще? Или душа наша настолько зачерствела, что мы уже становимся неспособными видеть, чувствовать чью-то боль, не способны переживать за другого…тогда мы, точно, только существуем, но живем ли?.
Возьмем другое, поистине, пророческое стихотворение В.С. Высоцкого «О фатальных датах и цифрах», посвященное друзьям-поэтам:
Кто кончил жизнь трагически, тот – истинный поэт,
А если в точный срок, так – в полной мере:
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же – в петлю слазил в «Англетере».

А в 33  Христу – он был поэт, он говорил:
«Да  не убий!» Убьёшь – везде найду, мол.
Но – гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал, и чтобы меньше думал.
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, –
Вот и сейчас – как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лёг виском на дуло.

Задержимся на цифре 37! Коварен Бог –
Ребром вопрос поставил: или – или!
На этом рубеже легли и Байрон и Рембо, –
А нынешние – как то проскочили.

Дуэль не состоялась, или – перенесена,
А в 33  распяли, но – не сильно,
А в 37 – не кровь, да что там кровь! – и седина
Испачкала виски не так обильно.
«Слабо стреляться?!» В пятки, мол, давно ушла душа! –
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа –
И режут в кровь свои босые души!

На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е», –
Укоротить поэта! – вывод ясен, –
И нож в него! – но счастлив он
Висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен!

Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, –
Томитесь, как наложницы в гареме!
Срок жизни увеличился – и,
Может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!

Также очевидно, что поэт, всякий настоящий поэт, обладая чрезмерно высокой чувствительностью и будучи легкоранимым – первым попадает под удар, будучи таким неудобным, поэтому ничего удивительного, когда его жизнь оказывается такой короткой, и   нередко его ждет Голгофа… недаром сборник стихотворений В.С. Высоцкого, составленный Р.И. Рождественским, называется «НЕРВ»: «Слишком открыт. Слишком откровенен. Слишком раним. Слишком загадочен. Абсолютная тайна. Непредсказуем», – это все сказано о братьях-сестрах-поэтах… (справедливости ради все же следует заметить, что поэтическое братство, как и кровнородственное, не всегда выдерживает проверку временем, недаром замечено: «У каждого Моцарта свой Сальери»).

Иначе говоря, Поэт никогда ничего не делает наполовину, он всегда либо «слишком», либо не делает вовсе, хотя, скорее, первое. Эта мысль явственно прослеживается в стихотворении поэта Золотого века А.К. Толстого:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
 
Послушаем еще раз голос Поэта и Человека Владимира Семёновича Высоцкого: «Самое ценное в общении с авторской песней, это доверие, искренность, непринужденность и раскованность… Пока я живу, я буду писать песни… очень часто отождествляют меня с теми персонажами, от лица которых я пишу, меня спрашивают: «Зачем ты убил лошадь?» (х.ф. «Служили два товарища» - В. Г.); после выхода фильма «Место встречи изменить нельзя», стали приходить письма, адресованные так: В МВД. Капитану Жеглову».
Я всегда говорю я. Я всегда пишу песни от первого лица. Я рискую говорить я не от ячества… это мой взгляд… я – актёр, и я часто бывал в шкуре другого человека, и мне легче говорить от первого лица… и во всякой шуточной песне есть серьёзная подкладка…
Кто сказал: «Всё сгорело дотла,
Больше в Землю не бросите семя!»
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время.
(Песня о Земле)

И если \ты\ не любил, значит, не жил и не дышал:

Но многих, захлебнувшихся любовью,
не докричишься, сколько ни зови…
Им счет ведут молва и пустословье,
но этот счет замешен на крови…
Давай поставим свечи в изголовье
погибшим от невиданной любви…
………………………………
Я дышу – и, значит, я люблю!
Я люблю – и,  значит, я живу!
(Баллада о любви)
(из телепередачи, посвященной 75-летию со дня рождения В. С. Высоцкого 25 января 2013 года).
Разумеется, мысль о том, что нельзя смешивать поэтическое я с реальным я не нова, но у Поэта она всегда получает новое звучание, так А.С. Пушкин подчеркивал:
Цвет, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда готов заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель,
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом
Как только о себе самом.
(Пушкин А.С. Евгений Онегин. Глава первая, стр. LVI)

А упомянутый выше Фридрих Ницше замечал: «Мой глаз видит идеалы других людей, и зрелище это часто восхищает меня; вы же, близорукие, думаете, что это –  мои идеалы» (Ницше Ф. // Злая мудрость. Афоризмы  и изречения. Собр. соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 723)

Поистине, поэт пишет не исключительно для себя, но для тех, кто умеет слушать – сердцем:
Товарищи, бросим замашки торгашьи –
- моя, мол, поэзия – мой лабаз! –
Всё, что я сделал, всё это ваше –
Рифмы, темы, дикция, бас!
(Маяковский В.В. Послание пролетарским поэтам)

Также другой поэт, наш современник А. Д. Дементьев подчеркивал:
Никогда, никогда ни о чем не жалейте –
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
(Дементьев А.Д. «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку…»)

А скандально известный автор «книги для всех и ни для кого»  воскликнул: «О великое светило, ты, глубокое око счастья, в чем было бы счастье твое, не будь у тебя тех, кому светишь ты!» (Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Филос. поэма. Алма-Ата: Жазушы, 1991. С. 290)

Вот и всё. Лучше не скажешь, ибо видишь – все лучшее уже сказано. Однако и жизнь недаром уподобляется безмерному океану, полному глубоких тайн и кишащему организмами и микроорганизмами и, т.о., получается, что, пока жив человек, всегда найдется место для творчества.

Вспомним вновь «Послание пролетарским поэтам» В.В. Маяковского:
А мне в действительности единственное надо –
Чтоб больше поэтов хороших и разных!

А мы, правду сказать, и хорошие, и разные, и очевидно, что у каждого поэта своё лицо, ибо он всегда не такой, как все. Можно сколько угодно исследовать поэтическое творчество, но другого такого образа – «чтоб зима казалась сладкою» – не найти, как не найти других неповторимых образов, словно звезд на небе, рассыпанных в данном сборнике  стихотворений – это однозначно, ибо у поэта и Человека Аллы Решетниковой – своё лицо и своё видение мира и человека – своё и больше ничьё.

Подлостей друзьям не делай,
Уважай всех как себя.
А в любви не знай предела,
Проживи, всю жизнь любя!
(Наставленья)

 «Голос сердца», «Темные времена», «Весенняя тоска», «Чары колдовские», «Край родной», «Родня на полдня», «Благодарю тебя, Жизнь», «Безответная любовь», «Друзья по жизни»,  «Мамино детство», «Я не хочу!», «Жизнь прожить – не поле перейти», «Через века, через мгновенья»… – разумеется, не одна Алла Решетникова касается названных тем, но так, как это делает, т.е., касается Алла Михайловна, я не встречал ни у кого.

Признаюсь, и у меня не так давно родилось эссе «Жизнь прожить – не поле перейти», но у меня оно получилось другое, и конечно, совсем не поэтическое, чем в данном сборнике стихотворений, хотя афоризм, ставший поговоркой русского народа, живёт сотни лет и повторялся миллионами людей миллионы раз.

Когда я открываю сборник стихотворений Аллы Решетниковой «Чтоб зима казалась сладкою», то так и думаю об этом, и вижу, что все уже сказано – задолго до меня и даже задолго до всех нас, нам только, если повезёт, удастся сказать все как-то по-своему. Что касается оценки, то какое я имею право давать оценку творческому видению поэта, имеющего столь глубокие корни и такой большой опыт – никакого. Ибо, верно: кто ты такой? т.е., кто я?..

На мой взгляд, и, кажется, не только на мой, поэт уже получает свою награду в самом, ни с чем не сравнимом и, называемом еще вдохновением /свыше/, процессе творчества; по сути, поэзия становится и способом самовыражения и способом самоутверждения поэта и личности, недаром другой Поэт и Человек Юрий Казарин в предисловии к названному сборнику стихотворений Аллы Решетниковой резюмировал: «Поэзия становится смыслом жизни».

Я так один. Никто не понимает
молчанье: голос моих длинных дней
и ветра нет, который открывает
большие небеса моих очей.

Эти строчки стихов Р.М. Рильке выбиты на каменной скульптуре и, наряду с другими изображениями, украшают одну из аллей в парке им. В.В. Маяковского в Екатеринбурге. Может, так и надо писать – чтобы знаки, слова, и буквы, как в древности, выбивались на камне… тогда, точно, не напишешь ничего лишнего, ибо скольких усилий стоит такое написание, и сколько мыслей приходит человеку в голову во время сего труда – для вечности.
                1-15 января 2023 г. Викентий Гонгало


Рецензии