Освобождение американцами захваченного судна

Речь пойдёт не о разведывательном корабле "Пуэбло", который по сей день стоит как музей у причала в КНДР.

Для начала о сложившейся обстановке в местах, где развернётся вся эта история. 17 апреля 1975 года красные кхмеры захватили всю Камбоджу, а 30 апреля вьетнамцы изгнали американцев из Сайгона. Казалось бы, настал мир, живите да радуйтесь! Ан нет, тут же начались территориальные претензии друг к другу, в том числе и о принадлежности островов Пуоло Вая, лежащих в 59 милях от материка.

Поутру 12 мая камбоджийцы отправили войска для их захвата. И тут им подвернулся под руку американский контейнеровоз SS Mayaguez.

Ему мало было моря и поэтому он проходил всего в двух милях от берега, кстати, без поднятого флага. Тут ещё такое дело - немного ранее камбоджийцы заявили о 12-мильной ширине своих территориальных вод. Но американцам-то виднее и они заявили, что признают только трёхмильную зону, а всё остальное, мол, есть международные воды. Согласитесь, что даже в этом случае две мили - это всё-таки не три, но кто ж знал, что на считавшихся необитаемыми островках окажутся вооружённые аборигены.

В 14:18 быстроходный катер приблизился к Mayaguez и красные кхмеры открыли пулемётный огонь по носу судна, а потом пальнули из РПГ. Капитан Миллер скомандовал "Стоп машина!" и 27 камбоджийских солдат поднялись на борт. Однако сигнал SOS американцы послать успели.

Забегая вперёд сообщу, что менее, чем через трое суток экипаж был освобождён, но от того, что произошло за этот короткий промежуток времени, волосы встают дыбом.

Вначале камбоджийцы приказали двигаться к материку, но Миллер сумел убедить их, что в связи с неисправностью навигационного оборудования это невозможно, и 16:55 судно бросило якорь. Меж тем, сигнал был принят сразу несколькими радиостанциями и примерно через семь часов в США уже собрался Совет национальной безопасности.

Реакция американцев была исключительно резкой. Возможно, потому, что "Mayaguez" перевозил 107 контейнеров с обычными грузами, 90 порожних контейнеров и 77 контейнеров с государственными и военными грузами . Что конкретно находилось в этих 77 контейнерах, доподлинно неизвестно, однако часть из них была загружена в американском посольстве за 9 дней до падения Сайгона. У капитана было письмо правительства США, которое можно было открыть только в определенных чрезвычайных обстоятельствах, которое он уничтожил.

Президент Джеральд Форд и госсекретарь Генри Киссинджер приказали немедленно начать спасательную операцию, не ограничиваясь в применении силы. Казалось бы - ну пошлите несколько кораблей и всё решится довольно быстро. Но это нам всё кажется простым, а профессионалы подходят к таким делам весьма основательно.

Министр обороны Шлезингер приказал военным определить местонахождение "Mayaguez" и предотвратить его продвижение к материковой части Камбоджи, применив при необходимости оружие.

Госсекретарь Киссинджер поручил Джорджу Бушу-старшему, главе отделения связи США в Пекине, доставить ноту Министерству иностранных дел КНР и передать устное сообщение о том, что "правительство Соединенных Штатов требует немедленного освобождения судна и всего экипажа".

Разведывательный самолёт Lockheed P-3 Orion с базы в Таиланде и второй такой же с Филиппин вылетели на поиски судна. Эсминцу USS Harold E. Holt (FF-1074) и эсминцу УРО USS Henry B. Wilson (DDG-7) было приказано двигаться на высокой скорости из Филиппинского моря к последнему известному местоположению транспорта. Авианосцу USS Coral Sea, направлявшемуся в Австралию, было приказано прибыть в этот район.

Ранним утром 13 мая самолёты-разведчики зафиксировали радарами судно возле Пуоло-Вая и сбросили осветительные ракеты над его предполагаемым местонахождением. Красные кхмеры открыли пулемётный огонь. Но тут у самолётов стало заканчиваться топливо и они улетели. Их заменил свежий самолет. В 08:16 по местному времени «Орион» совершил низкий облет Пуоло Вая, точно идентифицировав судно и снова вызвав огонь красных кхмеров. Вскоре после этого их командир Са Мин приказал капитану Миллеру начать движение к острову Ко Танг. В 08:45 "Mayaguez" отправился на северо-восток вслед за одной из лодок Swift. В 13:00 судно снова стало на якорь в 1,5 км от острова.

Потом появились два невооружённых F-111 и начали облёты на малой высоте. F-111 улетели, а «Орион» продолжал отслеживать контейнеровоз. Вскоре прилетели два "Фантома", потом "Корсары", за ними F-111. Самолёты непрерывно стреляли из пушек по курсу судна, показывая, что начинать движение не следует. В 16:15 красные кхмеры приказали команде "Mayaguez" сесть на две рыбацкие лодки, которые затем доставили их ближе к берегу Ко Танг.

Военные корабли ВМС США Coral Sea , Harold E. Holt и Henry B. Wilson должны были прибыть к 15 мая, но ни на одном из этих кораблей не было войск. Авианосец USS Hancock нес контингент морской пехоты, но не мог прибыть ранее 16 мая.

А теперь прошу набраться терпения, чтобы оценить всю стройность организации применения морской пехоты.

Рота D первого батальона четвёртого полка морской пехоты на Филиппинах (!) была назначена для захвата судна. Но генерал Бернс хотел дополнительных сил. Утром 14 мая второй батальон девятого полка (BLT 2/9) поднялся на борт С-141 ВВС США на авиабазе Кадена в Японии, чтобы вылететь в Таиланд.

Девять вертолетов ВВС США НН-53С Jolly Green и 10 вертолетов СН-53 Knives, дислоцированных в Таиланде, были предназначены для обеспечения десантной операции.

В рамках подготовки к этому штурму пяти HH-53 и семи CH-53 было приказано отправиться в У-Тапао в Таиланде . Примерно в 21:15 один CH-53 (позывной Knife 13 ) разбился на пути к У-Тапао, в результате чего погибли 18 десантников и его экипаж из пяти человек.

Президент Форд председательствовал на втором заседании СНБ (21:22 в Камбодже), на котором план спасения ВВС был отменен из-за потери Knife 13 и того факта, что контейнеры на "Mayaguez" не могли выдержать вес вертолетов, а спуская людей вниз по стропам, они подвергались бы обстрелу. Было решено, что необходимо дождаться прибытия кораблей ВМФ и сбора морских пехотинцев в Таиланде, прежде чем предпринимать попытку спасения.

Рано утром 14 мая красные кхмеры погрузили команду "Mayaguez" на одну из рыбацких лодок, и они покинули остров Ко Танг, следуя за двумя лодками «Свифт». Самолёты потопили оба "Свифта", но рыбацкую лодку не трогали, сообщив, что видели на ней от 30 до 40 европейцев.

В Вашингтоне президент Форд созвал еще одно заседание СНБ (09:30, 14 мая, камбоджийское время). ; Между Белым домом, Седьмой воздушной армией в Накхонпханоме в Таиланде, штаб-квартирой Тихоокеанского флота на Гавайях и самолетом, кружащим над Ко Тангом, была установлена ;;линия связи, позволяющая поддерживать связь почти в реальном времени. Истребители сообщили, что они могут попытаться сбить руль рыбацкой лодки, чтобы остановить ее продвижение к Кампонгсом, но СНБ решил, что риск гибели захваченных при этом слишком велик. Президент Форд приказал сбрасывать на рыбацкую лодку или рядом с ней только слезоточивый газ.

В 10:10, несмотря на применение слезоточивого газа, рыбацкая лодка прибыла в Кампонгсом. Операция всё более затруднялась из-за неопределённости: считалось, что некоторые из захваченных все еще были на корабле, некоторые на Ко Танге, а другие были на рыбацкой лодке, ушедшей в Кампонгсом.

Во второй половине дня 14 мая генерал Бернс получил приказ начать одновременный штурм Ко Танга и "Mayaguez" , который должен был начаться незадолго до восхода солнца (05:42) 15 мая. По данным разведывательных самолётов U-2, на острове находилось до 200 камбоджийцев с тяжёлым вооружением - миномёты и базуки, не считая стрелковки. Этот отчет был передан в У-Тапао, но так и не был доведен до сведения планировщиков, вероятно, из-за проблем с секретностью, и они считали, что на острове находится всего около 20 членов камбоджийских нерегулярных формирований, вооруженных стрелковым оружием.

В 21:00 план спасения был окончательно утвержден. Морским пехотинцам из BLT 2/9, состоящим из рот E и G, было поручено провести атаку на пяти CH-53 Knives и трех HH-53 Jolly Green , чтобы захватить и удерживать Ко Танг. Подготовительные авиаудары по зонам приземления были исключены из опасения задеть захваченных членов команды судна, которые могли находиться поблизости. Подразделение из 57 морских пехотинцев из роты D должны были захватить контейнеровоз через час после атаки острова.

USS Wilson был назначен для поддержки операции на Ко-Танге, а после захвата "Mayaguez" USS Holt будет развернут на блокирующей позиции между Ко-Тангом и материковой частью Камбоджи с задачей по перехвату и поражению любых кхмерских сил реагирования. Самолетам ВМС США с USS Coral Sea была поставлена ;;задача нанести удар по целям на материковой части Камбоджи, чтобы предотвратить вмешательство в спасательные операции.

В 15:52 по восточному поясному времени (02:52 15 мая, Камбоджа) президент Форд созвал четвертое и последнее заседание Совета национальной безопасности по поводу "Mayaguez" . Генерал Джонс проинформировал СНБ о плане штурма и планах нанесения ударов базирующимися на Гуаме В-52 по портовым сооружениям в Кампонгсоме и военно-морской базе Реам. Обеспокоенный тем, что использование B-52 может быть чрезмерным, президент Форд ограничил бомбардировки атаками палубной авиации, начавшимися в 07:45 (Камбоджа), и дал добро на реализацию плана спасения.

Меж тем капитан Миллер был доставлен к старшему местному начальнику и его попросили связаться с американским командованием, чтобы прекратить дальнейшие боевые действия ввиду уже понесённых камбоджийцами потерь. Миллер сказал, что мог бы связаться с военными со своего корабля. Было решено, что он и ещё 9 человек команды вернутся на "Mayaguez" на следующее утро, 15 мая. Но они не знали о планах американского командования.

В 06:13 15 мая первая фаза операции началась с переброски тремя HH-53 морских пехотинцев на USS Holt. Самолет ВВС США A-7D сбросил на судно боеприпасы со слезоточивым газом и в 7:25 морские пехотинцы в противогазах совершили один из немногих абордажей со времён Гражданской войны
На судне не оказалось никого...

В 06:12 восемь вертолетов подошли к двум зонам посадки на Ко Танге. На Западный пляж первая группа из двух вертолетов CH-53 прибыла в 06:20. Первый вертолет, Knife 21 благополучно приземлился, но при разгрузке его морские пехотинцы попали под шквальный огонь из автоматического оружия, повредивший двигатель. Ему удалось взлететь, прикрывшись огнем второго СН-53, Knife 22 , но он упал в 1,6 км от берега. Knife 22 был настолько сильно поврежден, что повернул обратно с десантом (включая командира роты G), все еще находившимся на борту, в сопровождении Jolly Green 11 и Jolly Green 12 и совершил аварийную посадку в Таиланде.

В 06:30 CH-53, Knife 33, приближаясь к Восточному пляжу, столкнулся с интенсивным огнём из автоматического оружия и РПГ со стороны окопавшихся красных кхмеров. В машину попали две гранаты, в результате чего загорелся левый топливный бак и оторвало носовую часть вертолета. Он разбился огненным шаром в пятидесяти метрах от берега. Второй пилот, пять морских пехотинцев и два санитара погибли в результате крушения, еще один морской пехотинец утонул, выплыв из затонувшего вертолёта, а трое были убиты выстрелами с берега, пытаясь добраться до пляжа. Десятый морской пехотинец скончался от ран, цепляясь за горящие обломки. Оставшиеся в живых десять морских пехотинцев и три члена экипажа вертолёта были вынуждены плавать в течение двух часов, прежде чем их подобрал баркас с USS Wilson.

Второй CH-53, Knife 23 , был поражен гранатометом, ему оторвало хвостовую часть, и совершил аварийную посадку, но выгрузил 20 морских пехотинцев и экипаж из пяти человек. Они установили защитный периметр, и второй пилот Knife 23 использовал свою радиостанцию ;;для спасения, чтобы вызвать авиаудары. Но всё же они были отрезаны от подкрепления и спасателей в течение двенадцати часов.

Knife 32 направлялся к Восточному пляжу, когда в него попал гранатомет, и он прервал приземление, вместо этого направившись над Западным пляжем к месту крушения Knife 21 , где он слил топливо и приступил к спасению трех членов экипажа Knife 21 .

К 07:00 109 морских пехотинцев и 5 членов экипажей вертолётов находились на острове Ко Танг, но в трех разделённых пляжных зонах и в тесном контакте с силами красных кхмеров. Авиация наносила удары по противнику, но решающего успеха добиться не удавалось, острова покрыты густейшими джунглями. Было решено эвакуировать взвод с Восточного пляжа, Jolly Green 13 приземлился там в 08:15 под градом пулеметного огня. Он сел примерно в 100 м от морских пехотинцев, которые не хотели рисковать и бежать к вертолету. Вертолет снова взлетел с разорванными топливопроводами и совершил аварийную посадку в Таиланде.

Из восьми вертолетов, атаковавших Ко Танг, три были уничтожены ( Knife 21 , Knife 23 и Knife 31 ), а четыре других были повреждены слишком серьезно, чтобы продолжать операции ( Knife 22 , Knife 32 , Jolly Green 41 и Jolly Green 42 ). Из вертолетов, использовавшихся для захвата "Mayaguez" , Jolly Green 13 был серьезно поврежден во время спасательной операции на Восточном пляже. Осталось только три вертолета (все HH-53 — Jolly Greens 11, 12 и 43 ) из первоначальных одиннадцати, доступных для переброски десанта, поэтому 2 CH- 53с (Knife 51 и 52 ), чья задача заключалась в поисково-спасательных работах были переназначены для перевозки войск.

Пять вертолетов забрали 127 морских пехотинцев второй волны десанта в У-Тапао. В 11:50 Knife 52 , Knife 51 и Jolly Green 43 прибыли к острову Ко Танг и приготовились приземлиться на Восточном пляже, когда у Knife 52 были пробиты топливные баки, и пилот прервал посадку и направился назад с утечкой топлива. Knife 51 и Jolly Green 43 также отказались от приземления и перешли в режим ожидания.

А тем временем министр информации и пропаганды красных кхмеров Ху Ним объявил по радио, что "Mayaguez" и его команда будут освобождены. На острове Ронгсанлоем экипаж был проинформирован о том, что им будет разрешено вернуться на свой корабль после того, как они согласятся заявить о том, что с ними не было жестокого обращения. Команда была загружена на борт тайского рыболовного судна « Синвари » в сопровождении второй лодки с Са Мин и другими красными кхмерами. Удалившись от острова Ронгсанлоем, вторая лодка забрала охранников красных кхмеров с "Синвари" и экипажу было предложено самим вернуться на "Mayaguez" и отозвать американские самолеты.

В 09:35 круживший P-3 Orion заметил "Синвари" , и Уилсону было приказано перехватить его. Подтверждение освобождения экипажа было отправлено в Белый дом, и в 11:27 президент Форд выступил по национальному телевидению США, объявив о захвате морской пехотой "Mayaguez" и спасении его экипажа, но скрыл тот факт, что экипаж фактически был освобожден самими красными кхмерами .

Однако старина Киссинджер настоял, чтобы авиаудары по инфраструктуре Камбоджи продолжались до полной эвакуации морских пехотинцев с Ко Танга. Побомбили там на славу.

Но описание этой эвакуации потребует не меньше текста, чем вы уже прочитали, отметим лишь, что бардака было не меньше. А в итоге троих всё-таки не вывезли и кхмеры одного застрелили, а двоих забили стволами РПГ-7. Всего погиб 41 американец, ранено 50, о технике уже упоминалось.

Не были вывезены и тела многих погибших, несколько раз на острове производились эксгумации. К 2021 году были обнаружены и идентифицированы останки 13 из 18 пропавших без вести.


Рецензии