Адыгский веер ЖЬЫФ вчера, сегодня, завтра
Между тем в Адыгее благодаря современным мастерицам, создающим свои авторские веера в этническом стиле, жьыф уже стал красивым сувениром для туристов и полезной игрушкой-оберегом для детей. А в скором будущем он может стать ещё одним региональным культурным брендом, главным объектом массового мероприятия регионального событийного туризма.
ИСТОРИЧЕСКИ, то есть в древнейшие времена, адыгские веера, не похожие по своей конструкции на европейские и восточные, считались священным обрядовым атрибутом и предназначались для раздувания огня в семейном очаге. Такие опахала изначально делались из соломы и украшались геометрическими узорами и символическими обозначениями зверей и птиц. Со временем веер стал элементом женского быта, потерявшим свой сакральный смысл. Тогда мастера стали изготовлять их, украшая орнаментальными композициями, созданными по их собственному вкусу и в соответствии с их художественным замыслом (1).
Судя по сохранившимся образцам вееров, эти композиции распределялись по четырем сторонам полотнища, что со временем стало считаться каноном для изготовления такого изделия. А рисунки вышитых орнаментов на полотне жьыфа имели свой метафорический язык и умели красиво «говорить» разные благопожелания или изящно воздавать хвалу природе, родине, семье, а, возможно, и «зашифровывать орнаментами» тайные послания. Порой этот язык адыгского веера был гораздо сложнее, чем галантный «язык вееров» во Франции в XVII - XVIII веках.
Став одним из предметов быта адыгов, который использовался и для ухода за больными, и для старшего поколения в жаркое время, и как опахало для убаюкивания детей, которое размещали на перекладине детской колыбели, жьыф начали изготовлять в форме прямоугольного флажка из бархата на картонной основе. Мастерицы украшали его самыми разнообразными узорами и орнаментами растительного и зооморфного типа, вкладывая в вышивку из золотых и серебряных нитей свой художественный замысел и обереженный смысл (1).
Постепенно адыгские (черкесские) веера, так называемые веера-флажки, красиво расшитые золотом и серебром и украшенные ткаными галунами и плетенными фигурными подвесками, стали образцами золотошвейного искусства адыгов. Девушки охотно дополняли ими праздничную женскую одежду с декоративной и практической целями. В доме, наряду с подчасниками и вешалками для полотенца, украшенными вышивкой «вприкреп» («адыгэ идэ») и «гладь» («бэзэр идэ»), жьыф стал частью внутреннего декора девичьих и гостевых комнат.
В книге-каталоге «Предметы адыгской культуры в собрании Российского этнографического музея» жьыф характеризуется, как «женское опахало с двухсторонним расположением рисунка» и как «опахало для детской колыбели с рисунком на одной стороне» (2, 36). Во втором случае, «веера служили для убаюкивания детей, обеспечения прохлады и спасения младенца от насекомых» (2, 212-213). Их украшали растительными и/или зооморфными орнаментами, имевшими свое метафорическое значение.
В начале XX века в силу исторических обстоятельств и разных причин адыгский (черкесский) веер ЖЬЫФ перестал использоваться в быту и повседневной жизни адыгов. А те образцы, которые еще хранились в некоторых семьях, отдавались в музеи на хранение. Так, например, в период 1925-1927 гг. 16 вееров из бархата с орнаментальной вышивкой вошли вместе с другими золотошвейными изделиями в фонды Адыгейского областного историко-этнографического музея, создание которого было инициировано в Краснодаре в 1925 году Обществом изучения Адыгейской автономной области (3, 17). В наши дни это бесценное наследие хранится в фондах Национального музея Республики Адыгея.
С 1990-х годов, в период возрождения золотошвейного искусства адыгов (черкесов) на Северном Кавказе, мастера стали вновь изготовлять адыгские веера. Правда, на этот раз они не предназначались ни для раздувания огня в очаге, ни для ухода за больными, ни как опахало для детской колыбели. Жьыф возрождали как наглядный предмет адыгской культуры, реконструируя старинные орнаментальные композиции. Среди таких мастеров Юрий Сташ, Вячеслав Мастафов, Зарема Тухужева, Сафиет Сет (Панеш), Нуриет Теучеж.
СЕГОДНЯ современные мастерицы-золотошвей считают делом чести создать свой веер в этническом стиле, имитируют или придумывают орнаменты для его полотнища, порой нарушая традиционные каноны исполнения вышивки для такого изделия, но исходя из своего художественного видения. Среди таких мастеров Мадина Хацукова, Анжела Исаева, Фаризет Гюнгер (Цеева), Зарема Хутим. В основном, веера изготовляются как свадебный атрибут адыгского национального женского костюма, как яркий образец для выставочной коллекции мастера или как декоративный и обереженный предмет для украшения гостиных. В последнем случае на таких веерах часто вышиваются родовые тамги.
Новым предназначением жьыфа стало его сценическое использование. Более десяти лет Государственный академический ансамбль национальных танцев адыгов «Нальмэс» исполняет старинные танцы «Къафэ» и «Зэфак1у» с адыгскими веерами. В последние годы жьыф стали изготовлять, возвращая ему былой способ применения, то есть как обереженное опахало. Мастер по золотому шитью из Краснодара Рузана Хуако делает для детей маленькие веера с деревянной ручкой, с вышивкой и басонным украшением на прямоугольном полотне жьыфа. Их удобно использовать как игрушку и в быту как опахало или домашний оберег.
В основе такого веера - галунный жьыф мастера по адыгскому ткачеству Фатимы Теучеж, который был задуман как сувенир-оберег из Адыгеи. Его основные отличия и в размере самого изделия, который варьируется, и в ручке жьыфа, украшенной галуном, сотканным из золотых или серебряных металлизированных нитей. Оберегом такой веер делают метафорические фигурные изделия, изготовленные в технике басонного плетения, одной из техник золотошвейного искусства адыгов (черкесов).
Так, фигурные узоры галунного веера, созданные из адыгской плоской тесьмы, включают, с одной стороны, символ гусеницы – благопожелание материального благополучия, а с другой стороны, символ бабочки - благопожелание духовного развития и процветания. Углы полотна веера украшены традиционными адыгскими узелками счастья и удачи «Дэнлъэч» в форме четырехлистника в развернутом виде, сделанными также из плоской тесьмы.
Появление нового предназначения для адыгского (черкесского) веера как туристического сувенира-оберега расширяет сегодня географический ареал использования для этого яркого образца современного золотошвейного искусства адыгов (черкесов). Хотя уникальный по-своему веер ЖЬЫФ ещё пока не стал визитной карточкой какого-либо региона. Однако оригинальная традиционная форма и орнаментальная символика этого изделия, его исторически сакральный смысл и многофункциональность выделяют веер среди других предметов культуры и быта адыгского народа.
В БУДУЩЕМ это даст новые возможности для сохранения и продвижения жьыфа, а именно, можно будет установить День адыгского (черкесского) веера как одно из знаковых мероприятий событийного туризма или проводить ЖЬЫФ-ДЖЭГУ - Фестиваль адыгских вееров в День Черкешенки, 23 июня, по подобию Праздника красных фонарей в Китае. Или же по примеру японского национального театра кабуки, использующего огромные японские веера в танцах, в регионе станут создавать театрализованные мероприятия с адыгскими веерами. Такие зрелищные акции смогут еще больше укрепить положение золотого шитья адыгов (черкесов) как локального бренда России и создать еще один яркий культурный и туристический бренд Адыгеи.
Как гласит французская пословица XVIII века: «Веер в руках красавицы – скипетр на владение миром».
Источники:
1.Веер. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact (culture.ru)// https://ar.culture.ru/ru/subject/veer?ysclid=lfqkmbs7..
2. Предметы адыгской культуры в собрании Российского этнографического музея (авторы: Дмитриев В.А., Мастафов В.Б.). Санкт-Петербург. 2016
3. Теучеж Н.К. Золотое шитье адыгов (черкесов): Историко-этнографический аспект. Вст. статья в «Золотое шитье адыгов (черкесов). Художественный альбом». «Качество». Майкоп. 2021
Благодарю этнографа, к.и.н. Нуриет Теучеж за содействие в подготовке данного материала.
Свидетельство о публикации №223032900520