Главное святилище вятичей

В прошлой своей статье ("Легенда о граде Корьдно", "Приокская газета", N 43 от 10-16.11.1999 г.) я пытался доказать, что Городня (Городенск) и есть не найденная до сих пор столица вятичей, а, следовательно, Калуга является её законной наследницей. Если взглянуть на карту Земли вятичей, то невозможно не обратить внимание, что Калуга расположена в самом центре этого средневекового государства, а Москва, вернее, деревня Кучково, из которой развилась большая деревня Москва, - на самой северо-восточной окраине страны (я имею в виду Страну вятичей, VII-ХП в.в.).

Эта окраина была освоена вятичами лишь в XI веке, через 400 лет после освоения верхней Оки. Что это означает? А вот что: ранее государство вятичей располагалось в основном на территории современной Калужской области и части смежных областей (Орловской, Брянской, Тульской). А ведь именно Земля вятичей стала колыбелью нынешней России. Становится понятным давнее неприятие калужан (известное с XVII века) к выскочкам-москвичам, выраженное в поговорке "Наша Колузя Москвы более да более". Может быть, именно поэтому в Калугу бежали и находили здесь поддержку Лжедмитрий II и Иван Болотников? Сейчас уже трудно сказать: летописей не осталось, а жители, которые могли бы передать память потомкам о великом прошлом города, были уничтожены. "В 1619 году Польской Королевич от Троицкой Сергиевой Лавры велел Гетману Сагайдачному итти под Калугу. Меркушка Соколовский, ушедши из тюрьмы, подвел Сагайдачного ночью к Калуге и берегом реки Оки к глухой башне, через которую вошли в острог, который взят, сожжен и побито множество народа...

Казаки Сагайдачного и Лисовцы, несмотря на продолжение тех переговоров, производили в Калужской области и в местах, прилегавших к Оке, разбой и опустошения: взяли Серпухов и Калугу, в последней жителей вырезали, церкви пожгли и город совершенно разграбили. Обыватели всех мест, где только являлись все истреблявшие шайки Сагайдачного, бросали свои жилища и спасались только бегством в Москву толпами". (Летопись Калужская, стр.53).

Однако вернёмся к главной теме статьи, к общеплеменному, я бы даже сказал, общегосударственному святилищу Земли вятичей.
Где находилось главное святилище вятичей? Академик Б.А. Рыбаков называет лето-писный Дедославль городом жрецов Вятичей. Но где находился Дедославль (Дедослав), также не найденный до сих пор? Либо в самом Дедославле, а, скорее всего около города, должно было быть главное святилище. Было ли оно заложено славянами, или же досталось в наследство от балтов и использовалось совместно, как в Тушемли? Неизвестно...

Б.А.Рыбаков упомянул, что Дедославль находился в одном поприще от столицы вятичей. Остается очертить круг радиусом в одно поприще от столицы и поискать Дедославль. Что такое поприще? Поприщем называлось расстояние в один день конного пути. Сколько же километров могло содержать поприще в Поочье? Тяжеловооруженная псковская и новгородская конница преодолевала в сутки около 70 км, спеша на Куликовскую битву. Но от Корьдна (Городни) до Дедославля должна была быть прямоезжая большая дорога. Допустим, что по такой дороге поприще равнялось 70 км. В какой же стороне искать Дедославль?

В 1147 году Черниговские князья выгнали князя Святослава Ольговича из городов Брянска, Козельска и Дедославля. Отсюда вывод: скорее всего Дедославль находился неподалеку от Брянска и Козельска, т.е. на юго-западе Земли вятичей. Отправляемся на юго-запад из Калуги. Переправившись через Оку, мы попадаем в Гамаюнщину. Так называются земли по правому берегу Оки, которые огибает река, поворачивая своё течение на восток. Гамаюн - вещая птица из "Голубиной книги". Через 23 км мы попадём в деревню Корекозево, стоящую в междуречье Оки и Желови. Около деревни некогда находился греко-кафолический Лютиков монастырь. Монастырь стоял на бугре, в пойме Оки, имел каменные стены, четыре башни, две церкви, хозяйственные постройки. В общем, настоящая крепость. Если учесть, что подавляющее большинство христианских средневековых монастырей и церквей строились на месте Славянских храмов и святилищ, то можно предположить, что на месте Лютикова монастыря стояло святилище.

Ещё через два километра подъезжаем к стоящей на берегу Оки д. Голодское (где был найден клад серебряных дирхемов - арабских монет X века) и, переправившись через Оку, попадаем в г. Перемышль (29 км от Калуги). От Перемышля прямая дорога на Козельск, стоящий в 72 км от Калуги. Но на пути к Козельску находится ещё одна крепость - найденное в 1991 году в с. Подборки славянское городище. К сожалению, речка Озерчанка подмывает основание городища, открывая культурный слой.

Посмотрим на карту. В семи километрах к юго-востоку от Подборок расположен посё-лок Гранный Холм, а ещё через три километра на берегу лесной речки Чертовской (или Любуши) - урочище "Чертово городище".
"Чертово городище" представляет собой скалу из песчаника, на которой с доледникового периода остались реликтовые растения - мох шистостега и папоротник-многоножка. "Проведенные в 1987 и 1991 гг. раскопки показали, что настоящее городище здесь в I-Vвеках н.э. действительно существовало, при этом было оно для того времени хорошо укрепленным. Находки железного шлака позволяют предположить умение у обитателей поселения выплавлять и обрабатывать железо. Сделали археологи и, по их мнению, уникальную находку: опознали в лежащей на поверхности глыбе песчаника культовый камень" (Памятник природы "Чертово городище". Описание. Научная справка. Калужский областной краеведческий музей, 1995.).
А вот выдержки из статьи А.Перепелицына "Российский Стоунхендж" (Приокская газета, N 6; 28.02-6.03.1997 г.): "У историков и археологов свой интерес - Чертово городище является городищем в прямом смысле... До сих пор можно видеть на вершине холма вал и ров, угадывается проем ворот. Прямо под постройкой находилась глубокая пещера с длинными ходами, которые, по легендам, тянулись аж до Доброго монастыря, что под г.Лихвином... Краеведы XIX века надеялись, что потомки их исследуют загадочную постройку, однако, этого сделано не было. Более того, пропала она сама!... Все старожилы окрестных поселений, не сговариваясь, рассказывают, что когда для строительства Сосенского понадобился камень, тамошнее стройуправление решило брать его на Городище. Недавно мы нашли старожилов, утверждающих, что взрывы сорокалетней давности ничто по сравнению с работами 30-х годов, когда в течение полугода из урочища возили камень для строительства железной дороги. Есть указания, что брали песчаник с "ЧГ" и еще раньше - в начале века. Что имеем, не храним..."

Теперь добавлю от себя. Взглянув на карту Чертова городища, я не мог избавиться от впечатления, что где-то уже всё это видел. На память пришла одна карта из книги Б.А.Рыбакова "Язычество древних славян". Открываю книгу и листаю. Вот она! Карта на странице 297 "Священный путь на вершину Собутки". Гора Собутка, она же Сленжа, была древним обрядовым местом западных славян, точнее, племени слензян (земли нынешней Силезии). Взгляните на две карты. Неправда ли, есть сходство? Тот же "священный путь" с северо-востока на юго-запад, как и на Собутке. Крестиками обозначены на Собутке ритуальные скульптуры, отмечавшие древний путь к святилищу. На "ЧГ" путь этот назван "камен¬ной аллеей". Есть на "ЧГ" камень-"медведь", явно сдвинутый со своего места и сползший со склона, может быть, во время взрывов. Совершенно случайно на Собутке есть "древнее изображение медведицы". Любопытно, не с Чертова ли городища в Козельск (расположенный в 14 км к западу) перетащено высеченное из камня изображение древнего божества, известное жителям как "козельский крест"? Случайно ли, что на Собутке есть каменное изваяние "монаха"? Но на этом совпадения не заканчиваются. Составитель "Летописи калужской от отдаленных времён до 1841 г." на странице 88 в Примечаниях пометил: "Козельск в 1146 году по летописям упоминается в первый раз. Есть еще Козельск в Силезии (Kosel, Coselia), который Императором Карлом VI пожалован был Меншикову с титлом Князя".

Опять совпадение? Слишком много "совпадений". Если принять версию, согласно которой предками вятичей (вернее, основным ядром переселенцев) были сербские роды, жившие на реке Луже и ушедшие оттуда в 625-629 г.г., то такие совпадения не кажутся случайными. Ведь путь переселенцев должен был пролегать по землям слензян и куявов, а затем и ляхов ("Родимичи бо и Вятичи отъ Ляховъ" - Нестерова летопись) через Перемышль (что в Западной Украине), Самбор и Ярослав в Припять, а оттуда в Днепр и через Волок в р. Жиздру, которая впадает в р. Оку в трёх километрах от Перемышля (случайное совпадение?).

"Совершенно случайно" сербские роды, жившие по р. Луже, закрепились на реке Калужке, чьё на¬звание означает "маленькая лужа". И уж совсем "случайно" на реке Луже (не той, что в нынешней Германии, а той, что у нас) был основан город Ярослав, известный ныне как Малоярославец.

Всё это напоминает перенос географических названий переселенцами, обычное дело в истории заселения новых земель. Но вместе с названиями должны были бы перенестись и легенды, мифы, сказания.

Доктор Леонард Ю. Пелка из Варшавского Гуманитарного института, зная, что я занимаюсь исследованиями в области славянской истории, любезно прислал мне свою книгу "Польская народная демонология". Приведу одну легенду из этой книги (стр.43), записанную в Жешувском погорье (Жешув расположен немного западнее Перемышля и Ярослава, как раз по пути "из сербов в вятичи"):

"В Футоне, в Жешувском повете, на юг от местечка Блажево, в лесу, которым поросла гора, лежит чертов камень. Когда-то он предназначался для разрушения грешного замка в Оджикони, в лесу же находится благодаря пению петуха..."
Ф.Котуля, записавший легенду, поясняет: "Множество таких чертовых (бесовских) камней они (черти) сами поприносили то тут, то там. Лежат теперь огромные, почернелые, вбитые или глубоко вросшие в землю. Побросали их во время, когда услышали пение петуха; в этот миг кончилась дьявольская сила, и камни попадали в том месте, где бесов застало это петушиное пение".

А теперь обратим внимание на легенду, записанную около Чертова городища. Полностью легенду можно прочитать в статье Т. Рождественского "Свадебный замок дьявола" ("Нива", N 38, 1908 год). Вкратце её содержание таково:

У разбойника Кудеяра была дочь Любуша. Посватался к ней чёрт в образе удалого молодца. Чтобы избавиться от страшного жениха, Кудеяр выдвигает условие - построить за ночь замок. Чёрт призвал на помощь своих чертей, и те принялись таскать со всей округи огромные камни. Видя, что черти вот-вот построят замок, Любуша пошла на хитрость. Она посадила петуха под корзинку и накрыла её одеялом. Затем зажгла свечу и начала понемногу поднимать корзинку. Петух подумал, что начинает светать и закукарекал. В этот миг черти побросали камни где попало и разбежались. А недостроенный замок так и прозвали - замок дьявола.

Достаточно совпадений, чтобы предположить существование на месте Чертова Городища древнейшего сакрального комплекса, может быть, главного святилища местных балтских племен Мощинской культуры, а затем и вятичей. Святилище могло использоваться совместно балтами и славянами, пока в X веке не произошла метисация и, собственно, выделение вятичей как единого племени. Именно около Чертова Городища, не обязательно на нем, мог располагаться Дедославль. Кстати, извините за еще одно совпадение: в 8 км от Чертова Городища расположен известный на всю Россию монастырь Оптина пустынь. А как мы знаем из истории и археологии, монастыри редко ставили на пустом месте. Земля Калужская хранит немало тайн, которые еще предстоит разгадать.

В.КАЗАКОВ, г.Калуга.
«Приокская газета» №46 1 декабря-7 декабря 1999 года
 


Рецензии