От лавочек до гастрономов

                От лавочек  до гастрономов


 

   Проще рассказать о том, что есть, чем о том, чего  нет…
                *************************************


Ещё до войны и после неё в каждом квартале города имелся свой маленький магазинчик, все как один выкрашенные в синий цвет. В народе их прозвали"синенькие" (г. Пенза), хотя со временем они стали зелёные и желтые… Ещё называли их "лавками". Слово ничуть ни уничижительное, потому как в России издавна торговые места называли так, а то и просто величали по имени купца-хозяина, - "Пошла к Будылину или Булаеву, а вчера у Кузьмина муку давали…" Встречались  лавочки и вовсе без названия, просто писали мелом на двери слово "Хлеб" и все.
Торговали в них самым необходимым товаром - хлебом(карточки на него отменили ещё в конце 1947 года),солью,спичками,дешёвыми папиросами с махоркой, да водкой под коричневым сургучом. Сразу же после ВОВ именно в них и появилась лососевая икра, трех сортов, в небольших бочатах. Денег у народа было мало, так что товар этот был не востребован.
Шли года, росло население городов, появилась потребность в больших магазинах, рассчитанных на широкий ассортимент товаров, а маленькие, привычные магазинчики уходили в прошлое. Они свою роль выполнили, и вспоминали их добром  с улыбкой.
Москва задала тон, и в 1936 году на базе магазина известного купца Елисеева появилась вывеска "Гастроном N 1". Большие промышленные города подхватили новшество и пошло-поехало! Наш город не хотел отставать и уже в 1938 году появились два Гастронома. Предполагалось, что товары в них будут повышенного качества, дефицитные. Статус слова Гастроном, должен  был себя оправдать, так как  они принадлежали к объединению главного управления гастрономических и бакалейных магазинов министерства торговли РСФСР, это значит, что товар можно было получать прямо с московских складов
В 30-е годы вокруг самого большого завода в Пензе, выстроили" город в городе", со всей инфраструктурой и своими улицами. Пензенское начальство решило открыть эти самые гастрономы на главной улице городка ул. Ленина.
Само название  магазина требовало уважительного  отношения  как к самому предприятию торговли, так и к его персоналу, щеголявшему  в новенькой красивой униформе с фирменным значком на груди. Разнообразием товаров гастрономы не баловали,  зато какое качество! Народ толпился в зале с утра до вечера, просто так приходили-посмотреть на вежливых продавцов в униформе, на их  улыбки.
Улыбались они не долго, покупателей почти не было, а любопытных много, хотя посмотреть было на что! На невиданную доселе сырокопченую колбасу трех- четырёх названий(холодильников в магазинах не было, торговали только копченостями), бекон, свиное сало с чёрным и красным перцем, селёдка солёная и копчёная, залом астраханский, очень жирный. Черноморские бычки вяленые. Из Аральского и Азовского морей-вобла, а из Чёрного-тарань. И, конечно, деликатесная икра в бочатах. Кондитерский отдел кичился большими красивыми коробками, подарочными наборами ,  московским печеньем   в шикарной упаковке от фабрики Большевик,  и шоколадные  конфеты от фабрики Красный Октябрь. В таких же красивых коробках дорогие папиросы-"Три богатыря" (можно было купить поштучно).
Виноводочный отдел торговал грузинским портвейном N 19 и с другими цифрами, популярным настолько, что мужики из поколения в поколение помнят о нем. Так же впервые народ увидел напиток Сидр, Советское шампанское, грузинский и дагестанский коньяк.  Остальной товар  такой же как  везде. И все это   до войны, которая остановила развитие продовольственной промышленности, под руководством наркома А. Микояна. Он считал, что продукция должна быть не только калорийной, но и вкусной.
В рыбных отделах с появлением холодильников, стали продавать свежемороженную рыбу, пусть редко, но появлялась камбала, нототения и  простипомы всякие. .. Народ впервые увидел рыбные консервы в масле и томатном соусе. На витринах из банок выстраивались геометрические  фигуры, создавая иллюзию изобилия, хотя некоторые были действительно оригинальны-лещ, судак, сом и даже осетровые. Чаще всего-килька в томате и бычки. Однажды к рыбным консервам присоединился Камчатский краб(Чатка) - деликатес! Много разных версий ходило  о неожиданном появлении краба на прилавках, чаще всего связывали это событие с браком этикеток(недопечатали первые буквы КАМ) вот и завернули всю партию к нам. Народ с опаской к ним присматривался, а когда раскупили, то деликатес "уплыл"! Подобная картина произошла и с кальмарами в 70-х,тоже "уплыли", заменив себя креветками. Уж этих не упустили! Все продукты появлялись циклично, только привыкнешь к хеку, как на смену ему приходит минтай, и надолго. К 60-ым годам из гастрономов(их прибавилось в городе) исчезла копчёная колбаса. Парадокс! Не было холодильников-была копчёная колбаса, появились холодильники-она исчезла! Осталась только полукопченая-краковская, качественная ливерная, иногда стала появляться вареная. Зато бакалея заработала очень даже хорошо. По-прежнему была напряжёнка с овощами и фруктами. А вот где был полный порядок, так это с молочкой! Вся линейка продукции налицо-кефир, варенец, ряженка, простокваша, ацидофильное молоко, сливки, сметана, сливочное масло,  творог и изделия из него, и, конечно, сыры-твердые, копченые в виде колбасы, плавленые сырки. Брынза расходились на "ура".
То, что приходится перечислять товары, так тема такая-необходимость!
А вот с французским  сыром Рокфор произошёл забавный инцидент. В наш город на завод Маслосырбаза по назначению от института продовольственной промышленности по профилю сыроварение, прибыла специалист. Получив должность технолога, она как и все молодые назначенцы стремилась  показать себя. Амбиции были авантюрны-сварить  пикантный сыр -Рокфор! Это дерзкое желание,  но как она смогла убедить свое консервативное начальство-загадка!? В назначенное время сыр созрел и одну круглую головку деликатеса отправили на городскую продовольственных выставку. Начальство проявило к новому сыру интерес-нюхало, потыкало пальцами, даже дегустировало, вердикт был таков-очень, очень любопытно, но от производства для продажи пока воздержаться… Изучить  продукт, тщательно со всех сторон провентилировать, результаты исследования послать  в министерство для одобрения. Это резюме касалось одного экземпляра, а второй отправили в торговую сеть. Там все было приземленнее. Продавцы молочного отдела по-привычке, как с твердыми сырами, взяли, да и разрезали головку, чтобы показать покупателям всю прелесть теста. Знакомую картину как при разрезе твёрдого сыра они не увидели, а увидели сине-зеленую плесень, поразившую мякоть сыра… Собравшиеся  покупатели обалдели! Женщины прикрывали ладошками губы, при этом качая головой. Мужики были более откровенные. Слышались, - "Отравить народ хотят сволочи! Начальство сюда!" Откуда же им знать, что именно эта натуральная, сьедобная плесень и придаёт пикантность вкусу! Вообщем,  попытка внедрить мягкий пикантный сыр Рокфор в ассортимент потерпела фиаско! А зачинщица всей этой доброжелательной  авантюра чуть было не схлопотала выговор за черезмерную необоснованную деятельность. Вот так хорошая идея провалилась! Это было в конце 70-х, ну с середины 80-х все покатилось под откос. Из магазинов продукты
стали потихоньку исчезать… Даже из гастрономов, а когда первому президенту СССР пришла в голову мысль, что каждая область должна обеспечивать продуктами сама себя, то Пенза почти год жила припеваючи! Однажды по центральному телевидению показали город Куйбышев(Самару), наших соседей, бастовавших, несогласных с чем-то, то над головами в толпе можно было увидеть лозунг, - "Мы хотим жить как в Пензе!" Всё, соседи нас сглазили… Но хоть немного, но все же горожане свежего воздуха глотнули. Неожиданно во всех магазинах появилось все(по нашим меркам). То, что мы не видели никогда на прилавках возникло как во сне в свободной продаже! Пожилые женщины, пережившие войну, при выходе из магазина крестились , чтобы не сглазить, и незаметно смахивали слезу. Но," недолго музыка играла"... и скоро все вернулось на круги своя.  В годы лихолетья дефицит исчез, а вместе с ним исчезли вывески Гастроном, когда-то изменившие отношение граждан к качеству товара. И встает вопрос-что важнее, изобилие или качество? А, может, и то и другое?!

Написано со слов очевидцев-работников торговли и воспоминаний родственников.

АРКАДИЙ АСТАХОВ.


Рецензии