Дом в книжном шкафу Чтение детям. Моцарт и Сальери

Литературный проект развития детей вместе с книгой
«Дом в книжном шкафу»

Литературный проект «Чтение текстов»

Александр Сергеевич Пушкин

«Моцарт и Сальери»


Литература для детей

Систематический и схематический разбор текста произведения.
Данная статья и презентация к ней подготовлены для разбора «Моцарта и Сальери» А.С. Пушкина с детьми на уроках литературы.

План-схема занятия

Сюжет:
«История гения и загадка смерти великого музыканта»

Композиция произведения:
построение композиции стихотворного произведения в виде драматического со сценами для постановки, исключительно на монологах и диалогах.

Характеры героев,
и моральное и нравственное в них:
«гений и злодей»

Характеры героев: Моцарт

«Признаться,
Мой Requiem меня тревожит»

Герой Моцарта творит, окрыленный гением, казалось бы, с легкостью, и радуется жизни и ее проявлениям, но что-то его гнетет – предчувствие чего-то, не реквием, но грядущее… И вот почему:
Моцарт:
«Недели три тому, пришел я поздно
Домой. Сказали мне, что заходил
За мною кто-то. Отчего — не знаю,
Всю ночь я думал: кто бы это был?
И что ему во мне? Назавтра тот же
Зашел и не застал опять меня.
На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой.
Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать — и с той поры за мною
Не приходил мой черный человек;
А я и рад: мне было б жаль расстаться
С моей работой, хоть совсем готов
Уж Requiem…»

Характеры героев: Сальери

О себе Сальери говорит часто, равно как и о Моцарте.
«Родился я с любовию к искусству»
«Отверг я рано праздные забавы; науки, чуждые музыке, были постылы мне; упрямо и надменно от них отрекся я и предался одной музыке»
И его мнение о собственном пути - вначале – «ремесло», затем – «творческая мечта».

Антитеза как прием выражения смысла
Противопоставление персонажей: противоположности в любимом ими искусстве.
Через отношение к своему искусству выражается личность обоих героев. Рассмотрим, как каждый из них отзывается о своем призвании.

Описание отношения Моцарта и Сальери к своему искусству:

Моцарт гениален, вдохновлен, и его искусство льется свободно, не встречая преград. Он не пренебрегает этим даром, хотя из диалогов может показаться, что Моцарт относится легко к своему гению. Это не так – он сжился с этой искрой одухотворенности, вдохновения и творения, поэтому воспринимает свое искусство как самое себя. В ответ на вопрос Сальери, что Моцарт сочинил, он отвечает:

Моцарт:
«Нет — так; безделицу. Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову пришли мне две, три мысли.
Сегодня их я набросал».

И далее Моцарт открывает истинное видение мастерства и одаренности гениев в устремлении к высочайшему искусству и о повседневном и социально принятом, разности этих двух путей:

Моцарт:
«Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов».

У Сальери просматривается возвеличивания себя над искусством, что проявляется в его механизации творческого процесса, подчинения его слуха и пальцев рук игре.

Сальери:
«Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты»

О характерах героев – через диалоги и монологи

А теперь рассмотрим противопоставление героев и выражение их характеров через их монологи и диалоги.

Сальери - о Моцарте:
«Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!»

Сальери и возносит, и принижает Моцарта из зависти к чистому гению:

Сальери:
«Ты с этим шел ко мне
И мог остановиться у трактира
И слушать скрыпача слепого! — Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя»

И тут же:

«Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я»

А Моцарт легко и непринужденно описывает произведения Сальери:

Моцарт:
«Да! Бомарше ведь был тебе приятель;
Ты для него «Тарара» сочинил,
Вещь славную. Там есть один мотив...
Я все твержу его, когда я счастлив...
Ла ла ла ла... Ах, правда ли, Сальери,
Что Бомарше кого-то отравил?»

Антитеза провялятся наиболее контрастно при противопоставлении героев через их отношение к одному и тому же
И самое яркое раскрытие характеров происходит через отношение к одному и тому же на примере случая со слепым скрипачом:

Моцарт
«Слепой скрыпач в трактире
Разыгрывал voi che sapete. Чудо!
Не вытерпел, привел я скрыпача,
Чтоб угостить тебя его искусством»

Сальери
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.

Смысл произведения:
Нравственность и совершенное искусство, объективное признание гения и противопоставление злому умыслу – все рассматривается через дуализм, противоположности, несовместимость гения и зла, но возможность ли бытия злым гением?
Эти дуальности, противоположности или живущие параллельно понятия, которые воплощены в главных героях:
Труд и Одаренность
Чистое искусство и Зависть
Человеческие страсти и Вечность гения

И вот как Сальери описывает свое чувство, рожденное из прежней славы к гению в вечности:
«Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую…»

И Сальери сам же цитирует Моцарта в конце, что и заключает в себе суть:
«…Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные».

Приложения:
1. Презентация
2. Средства выразительности и цитаты из произведения:
«Нет правды на земле. Но правды нет — и выше»
«Гений и злодейство — две вещи несовместные»

2023, Ксения Мира, литературный проект развития детей вместе с книгой «Дом в книжном шкафу»


Рецензии