Василёк

Заливистой трелью звенел звонок. Школьники разбегались по классам, стараясь не опоздать на первый урок. Пятиклассники толкались в дверях кабинета истории и с шумом вваливались в класс. Строгая Ольга Сергеевна стояла у стола и молча ждала тишины. Ребята поспешно заняли свои места.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, - разрешила Ольга Сергеевна. – Дежурный, кого сегодня нет в классе?
Серёжа Поспелов пробежал глазами по партам. Пустовало место Васи Никитина.
- Никитина нет. Остальные в классе! – бодро отрапортовал мальчик.
- Кто знает, почему нет Никитина? – спросила ребят учительница.
С задней парты поднялся Коля Дымов, такой же хулиганистый, как и отсутствующий друг.
- У Васи брат погиб, - тихо сказал он.
Ольга Сергеевна вздрогнула и взглянула мальчику в глаза.
- Спасибо, Коля. Я поняла. Мне очень жаль…
После урока Ольга Сергеевна поспешила в учительскую. Там уже обсуждали трагическую новость.
- Я помню старшего Никитина. Помотал он нервы многим учителям, - рассказывала пожилая Галина Никаноровна. Английский учить не хотел, с трудом его на троечку вытянула, чтобы школу закончил.
- Да-да, я тоже хорошо помню Ваню. Такие хулиганистые ребята не забываются. Сложно с ним было, - поделилась воспоминаниями учитель литературы. - И уроки срывал, и учителям хамил часто.
-  А что с ним произошло? Кто знает? – спросила Ольга Сергеевна, вливаясь в разговор.
Все пожимали плечами.
- Слышали, что погиб, а при каких обстоятельствах – врать не буду, не знаю, – ответила за всех Галина Никаноровна.
Скрипнула дверь учительской. Тяжёлой походкой вошел директор школы Геннадий Николаевич. Он был расстроен.
- Коллеги, прошу вашего внимания. Сегодня в наш город и нашу школу пришла страшная весть. При выполнении боевого задания во время спецоперации погиб наш бывший ученик, Иван Никитин. Посмертно ему присвоен Орден Мужества. – Голос директора дрогнул. – Я предлагаю собрать материальную помощь семье погибшего героя.
- Да, конечно, мы все подключимся, - Галина Никаноровна вытирала платочком мокрые от слёз щёки. - Господи, кто бы мог подумать… В нашей школе вырос герой, а мы и не заметили… Стыдно как…
Педагоги молчали. Кто-то плакал.  Ольга Сергеевна отвернулась к окну. Комок в горле мешал дышать. Она думала о Васе. Ведь многие учителя тоже видели в мальчике хулигана, не желавшего учиться. Она вспомнила, как Василёк стремился попасть в кадетский класс, но его не взяли из-за успеваемости. А ведь вполне возможно, что этот «гадкий утёнок» может стать военным, героем, как и его старший брат.
Вася был очень привязан к брату. Когда пришла весть о том, что Иван погиб, мальчик испытал смешанные чувства: его душили слёзы от отчаяния и боли за брата, ему было горько от того, что он никогда больше его не увидит. И в то же время в его сердце родилась гордость за Ивана и злость на врагов. Он решил, что должен отомстить за Ваню и заменить его, встав в ряды защитников Родины.
Чёткого плана у Василька не было, но он подумал, что для начала надо добраться до Москвы. Лучше это сделать на электричке, проще купить билет и затеряться среди пассажиров.
Утром они с папой вышли из дома вместе. Папа поехал на работу, а Василёк вернулся и ждал за углом, когда выйдет мама. Долго ждать не пришлось, мама поспешно вышла из дома и быстрым шагом пошла на автобусную остановку. А Вася побежал домой. Он побросал в рюкзак вещи, взял зубную пасту, щётку и мыло, вытряхнул из копилки деньги, которые собирал на велосипед. Сделал несколько бутербродов с колбасой, налил в бутылку воды и помчался на вокзал. Там он взял билет на автобус до Твери.
На посадочной площадке толпился народ. Вася заметил пожилую бабушку с двумя тяжёлыми сумками и подошел к ней.
- Можно я Вам помогу? – обратился он к старушке. Та приветливо улыбнулась:
- Ой, внучек, спасибо большое! Как-то я не рассчитала своих сил, тяжеловаты сумки получились, еле донесла до автобуса.
Вася взял у бабушки одну сумку и вошел в автобус. Места у них оказались рядом. Это было очень кстати, теперь всё выглядело так, будто внук с бабушкой едут вместе.
Дорога до Твери заняла около двух с половиной часов.  Выйдя из автобуса на автовокзале города Василёк изучил карту и понял, что легко дойдет пешком до железнодорожного вокзала. Он шел быстро и уже через двадцать минут стоял у кассы, покупая билет на электричку до Москвы.  Наступило обеденное время, мальчик проголодался. В ожидании электропоезда Вася с аппетитом съел два бутерброда и запил водой из бутылки. Он решил, что нужно, как и в автобусе, подсесть к какой-нибудь пожилой женщине, авось снова примут за внука.
Так он и сделал. Пассажиров было много, Вася без труда приглядел себе «бабушку». В электричке сел рядом и даже разговорился с ней. Ни у кого и подозрения не возникло, что мальчик едет один!
Приехав в Москву Василёк растерялся. Он никогда не был на таком большом вокзале. Люди спешили, толкались, а мальчик не знал, куда идти. Вскоре толпа схлынула, и Вася огляделся. На соседнем перроне провожали мобилизованных. Суровые мужчины обнимали своих жён и детей, многие женщины плакали. Вася вспомнил, как провожали Ваню. Мама тогда тоже плакала, а Ваня шутил, что он быстренько победит всех врагов и вернётся домой. А теперь его больше нет. Васе отчаянно захотелось расплакаться.
Но тут он заметил подозрительного человека. Молодой мужчина фотографировал поезд и людей на перроне, но при этом старался остаться не замеченным. Мальчик прошел мимо мужчины, сделав вид, что разговаривает по телефону и не обращает на него внимания. У вокзала дежурил наряд полиции. Василёк бросился к ним и рассказал о своих подозрениях. Офицер вызвал подкрепление и вскоре мужчина был задержан. В его сумке оказалось взрывчатое вещество.
Василёк сидел в кабинете капитана полиции и пил чай с бутербродами. Ему пришлось признаться в том, что он сбежал из дома и собирался ехать на фронт. Вася думал, что капитан будет его ругать, но мужчина молча встал из-за стола и открыл шкаф. Достал бронежилет, надел на мальчика и приказал быстро ходить по кабинету. Бронежилет был тяжёлый и Василёк быстро устал.
- Тяжело? – спросил капитан. Вася кивнул головой.
-  А у военных бронежилет ещё тяжелее, плюс амуниция, оружие, боекомплект. И отдыхать там некогда. Ты смог бы сутками таскать на себе такой груз?  И не просто таскать, а и воевать ещё!
Вася молча повесил голову.
- Понимаешь, сынок, - продолжал капитан, - мы все хотим помочь нашим военным. Но у каждого из нас есть своё важное дело. И у тебя тоже.  Сейчас ты бы стал обузой на фронте. А вот если ты получишь военную специальность, пользы от тебя будет гораздо больше. Ты не думал о том, чтобы пойти, например, в кадетский класс? Это будет первый шаг к твоей цели.
Капитан уже позвонил родителям Василька и пока папа ехал за ним, мальчику было над чем поразмыслить. 
На следующее утро Василёк пришёл в школу вместе с папой. Мужчина хотел поговорить с Ольгой Сергеевной.
До начала урока оставалось пятнадцать минут, и учительница пригласила его в класс.
- Ольга Сергеевна, мне очень нужен Ваш совет!
Папа рассказал о побеге Василька на СВО.
- Понимаете, он был очень привязан к брату и всегда хотел стать военным. А сейчас его желание ещё больше укрепилось. Но чтобы попасть в кадетский класс, нужна хорошая успеваемость, а у Васи тройки по многим предметам. Как нам исправить ситуацию? Может быть нанять репетиторов?
- А Вы с Васей об этом разговаривали? Он хочет заниматься?
- Да, он готов стараться, - ответил отец.
- Я подумаю, как помочь мальчику, - пообещала учительница.

После урока Ольга Сергеевна вошла в учительскую. Многие учителя тоже были там.
- Коллеги, у меня есть предложение, - обратилась к собравшимся женщина. - Вася Никитин, брат Вани учится в моём пятом классе. Он очень хочет стать военным, а для начала поступить в кадетский класс, но успеваемость у него хромает. Не хочется повторять ошибок. Мы в Иване не заметили патриота, героя. А ведь Вася такой же, как Ваня, шалопай. Но в его груди тоже бьётся геройское сердце! Я предлагаю помочь Васе с учёбой, позаниматься с ним дополнительно, чтобы его мечта осуществилась, и он попал в кадетский класс.
Коллеги горячо поддержали классного руководителя. Все чувствовали вину в том, что так ошиблись в своём ученике, были невнимательны к нему и равнодушны…
К концу учебного года Василий Никитин подходил с уверенными четверками и даже пятёрками в своём дневнике.
Весна пришла тёплая и солнечная. Ольга Сергеевна предложила классу провести вместе выходной день и поехать на экскурсию.  Выбирая тему экскурсии мнения разошлись. Многим детям хотелось простых развлечений, повеселиться и отдохнуть. Но Ольга Сергеевна сказала:
- Ребята, вы уже не маленькие. На аттракционах и площадках вы бывали уже много раз. Мне кажется вам пора посетить и более серьёзные места.
В назначенный день автобус ждал ребят у школы. Ольга Сергеевна пригласила старшеклассника Сашу Михайлова, участника поискового отряда, чтобы он рассказал ребятам об исторических местах города.
- Саша, куда мы отправимся? – спросила Ольга Сергеевна Александра.
- Ну конечно к памятнику Советскому солдату, - ответил молодой человек.
Петя Курочкин недовольно поморщился: - Чего там смотреть? Этот памятник ото всюду видно.
Автобус тронулся. Дети весело чирикали, смеялись, шумели, у кого-то в телефоне играла музыка.
Памятник Советскому солдату возвышался над городом и действительно, его видели все. Но Мемориальный комплекс почти никто из учащихся класса не посещал. Кто-то из родителей считал, что дети малы ещё для такой тяжёлой информации, кто-то просто не находил времени, а некоторые родители были уверены, что возить детей на экскурсии – это обязанность учителей.
Автобус подъехал к Мемориальному комплексу, дети весёлой стайкой выпорхнули на улицу. Но чем ближе ребята подходили к памятнику, тем тише себя вели.
Ребята подошли очень близко к памятнику, начали обходить его справа, подняв головы. И вдруг, в один миг встретились взглядом с солдатом, который с тоской смотрел на них сверху! Кто-то из детей ахнул, было впечатление, что мир вокруг остановился! Саша начал рассказ:
- Больше года в болотах подо Ржевом длились бои. Фашисты рвались к Москве. Они бились очень упорно. Наш город был разрушен, жителей почти не осталось. Тысячи мирных людей, детей, дедушек, бабушек, мам и пап, были убиты, тысячи сожжены живыми, а более молодых и крепких фашисты угоняли в Германию в рабство. В городе остались всего несколько сотен человек, они чудом уцелели.
Боевые действия продолжались четырнадцать месяцев! Битва была и на земле, и в небе! Здесь погибло больше миллиона советских солдат. Они так никогда и не узнали, чем закончилось это сражение. Ко многим из них никогда не пришли родные люди, потому что имена остались неизвестны. Посмотрите, с какой тоской смотрит на нас этот солдат. Он погиб и больше никогда не увидел свою семью и мирную жизнь…
Дети заворожено смотрели в лицо солдата, некоторые плакали.
- Посмотрите, он парит в воздухе, - сквозь слёзы сказала Настя. Будто это уже не он, а душа его, которая превратилась в журавлика и летит вместе с другими душами в небо!
Ольга Сергеевна с замиранием сердца слушала мальчика. Удивительно, как он смог в нескольких словах донести скорбь и величие памятника до детских сердец!
Саша продолжал:
- Они погибали здесь за нас, за наш город, за нашу Родину. Чтобы родились наши родители и мы. Чтобы в школу ходили и на аттракционы. Чтобы жили! Они не умели воевать! Большинство из них были гражданские люди – строители, учителя, агрономы, водители. Они все шли добровольно защищать свою страну!  Сами! Учились стрелять, бросать гранаты! Они знали, что могут не вернуться, но шли!
Пару минут все молчали. Кто-то не мог оторвать взгляда от лица солдата, кто-то разглядывал ППШ, который он так и не выпустил из рук, сражаясь.
Саша нарушил тишину сам:
- Пошли дальше! – и повел ребят за собой.
Вскоре они входили в музейно-выставочный павильон. Под ногами был стеклянный пол, через который ребята увидели каски, гранаты, гильзы, оружие. Солдатский противогаз был пробит десятью пулями!
 - Посмотрите, ребята. Это оружие стреляло, эти пули и гранаты убивали наших воинов и врагов. Что стало с тем человеком, на котором был этот противогаз? Посмотрите на стены, сколько здесь имен! А вот это письма, которые солдаты писали домой. Им так хотелось обнять своих детей, жен и родителей, но они понимали, что если враг победит, то и их родные тоже погибнут! Посмотрите на портреты. Какие молодые были наши воины! Как они хотели жить! Но еще больше они хотели спасти свою Родину!
Представляете, ведь очень многие мамы так и не узнали, что их сыновья погибли! Они ждали их всю жизнь!
Теперь уже плакали и мальчики. И им не было стыдно за свои слёзы. Каждый ребёнок проникся болью и горем, которые принесла война…
В нескольких километрах от мемориала шли раскопки. Саша предложил съездить и туда.
- Вчера поисковики наткнулись на массовое захоронение, я думаю, всем будет полезно посетить это место.
Посреди зелёного поля была раскопана огромная яма. Несколько человек были внизу. Ребята подошли к краю ямы и увидели какое-то месиво из человеческих костей и земли.
- Посмотрите, сколько здесь захоронено погибших солдат! – произнёс Саша. Может быть повезёт найти медальоны, документы или фотографии и опознать хотя бы некоторых.
- Нам уже повезло! – к ребятам подошел один из поисковиков.
- Мы нашли листок бумаги, он был спрятан в портсигаре и неплохо сохранился. Вот, посмотрите. – он открыл толстую тетрадь. Между страницами был вложен ветхий пожелтевший бумажный листочек, на котором было написано стихотворение. Строчки вполне можно было разобрать:

"Мама, я наверно не вернусь.
Нас сегодня много здесь погибнет.
Мне не страшно. Только щемит грусть.
Мама, мне так хочется увидеть

Ту страну, что расцветёт потом,
Я не сомневаюсь, что так будет!
И прошу я только об одном:
Чтоб войну не забывали люди!

Враг силён, но встали мы стеной
За родную землю. И победу
Вырвем мы из лап любой ценой!
Но не все из нас домой приедут.

А когда закончится война,
Мама, расскажи потомкам нашим,
Какова заплачена цена
За страну и мир.
Прощай. Твой Саша."

Домой дети ехали в абсолютной тишине.
Эту экскурсию запомнили все. С этого дня дети как-то повзрослели, стали серьёзнее. В каждом поселилась память о подвиге Советских солдат и уважение к каждому из них. А Василёк с нетерпением ждал, когда его примут в кадетский класс.
Останки бойцов советской армии, найденных поисковиками, были с почестями захоронены в братской могиле.
По месту жительства Саши, написавшего стихотворение маме, отправили запрос. Шло время, но ответа не было.
Вася иногда приходил на могилу и тихонько разговаривал с солдатом. Ему очень не хватало погибшего на СВО брата, он скучал и делился своими переживаниями с этим бойцом, который, если бы выжил в Великой Отечественной Войне, годился бы в прадеды мальчику. Но он остался вечно молодым.
Спустя, казавшееся бесконечным для Василька время ожидания, пришли новости из Рязанской области. Погибший под Ржевом солдат был родом из маленькой деревни. В местном музее хранились его фото и медаль «За отвагу», но дальше его жизненный путь обрывался, он числился пропавшим без вести. Из родственников у него была только мать, которая давно умерла.
Дома Василёк делился переживаниями с мамой и папой:
- Представляете, он нашёлся, а оказалось, что мамы уже нет. Он теперь сирота! И что теперь? Кто будет помнить о нём?
- О нём будет помнить вся страна! Благодаря тебе и ребятам его имя теперь высечено на мемориальной плите! – обнимал Василька отец.
Но Вася всё равно был расстроен. И вдруг у него появилась идея!
- Мам, пап! Я придумал! Давайте возьмём этого солдата в свою семью!
- Не поняла, что ты имеешь в виду? – заинтересовано спросила мама?
- Ну вот, например, усыновила семья мальчика из детского дома. И теперь они везде вместе, водят его в школу, на праздники, разговаривают с ним. Вот и пусть этот боец теперь будет нашим! Мы пойдем с ним на празднование Дня Победы и пусть он увидит, что наша страна победила! Он же не знает об этом!
Родители начинали понимать идею сына.
- Ты здорово придумал, сынок! – растрогано сказал отец. – Мы распечатаем большую фотографию героя и понесём её в Бессмертном полку, вместе с фотографиями дедушки и Вани! И будем навещать его могилу, приносить цветы и всегда помнить не только обо всех наших солдатах, а и именно о нём, нашем герое!
Вася был счастлив, что родители поддержали его идею.
9 мая он гордо шагал в строю Бессмертного полка вместе со своими родителями. Они несли фотографии дедушки, Ивана и солдата, отдавшего жизнь за город Ржев.

(Рассказ написан для проекта "Киноуроки в школах мира")


Рецензии