Закалена на всю жизнь

Эта женщина появилась у нас меньше года назад, и мы решили рассказать вам о ней. Почему? – спросите вы. Ответ прост: велика наша страна – так велика, что житейские истории с завидной регулярностью сыплются в редакционную копилку. И они интересны. Например, эта. А познакомила нас с ней жительница Сосновой Поляны Ольга Васильевна Гончаренко.

В краю белых вьюг

Она приехала к нам из Нарьян-Мара. Да-да, того самого, «где живут оленеводы и рыбачат рыбаки». Помните? Да, по песням помним, а в реальности… Кто из вас там был? В притихшем зале наших слушателей звучит ответ. Шепотом: «Это же тундра!!!». Конечно! Знакомьтесь: Ненецкий автономный округ – не путать с Ямало-Ненецким, который за Уралом. Рядом Баренцево море, а дальше Северный Ледовитый океан. Этот город расположен на Крайнем Севере Европейской части России. Почти вся площадь округа лежит севернее Полярного круга. А еще в этих широтах субарктический климат с неустойчивой погодой, и весь округ омывается четырьмя морями Северного Ледовитого океана. Рельеф равнинный, поэтому здесь почти всегда сильные ветры. В общем, край вечной мерзлоты. Однако в Нарьян-Маре мёрзлых грунтов нет.

– Ольга Васильевна, как Вы оказались так далеко?
– Говорят, родину не выбирают, а тундра – это моя родина. Я родилась в 1949 году в глухой деревне Ома, а основное занятие там – оленеводство и молочное животноводство. Окончив педучилище, мои родители отправились туда работать. В школу. Деревня была преимущественно русская, в центре которой находилась школа-интернат, мы там учились, и в этой школе жили и учились дети кочевых ненцев (в то время их было много) – их привозили от каникул до каникул, или забирали на выходные. Я была старшим ребенком в семье, поэтому отец постоянно брал меня с собой: на охоту, на рыбалку, на сбор разнотравья. Плавать я научилась в Баренцевом море. Наверное, с тех пор я ничего не боюсь. Я закалена на всю жизнь.

– Что Вам запомнилось из школьных лет?
– Я очень любила актированные дни, когда наступали сильные морозы или сильные ветры (сносило крыши с домов), и школьные занятия отменялись. О таком дне сообщали по радио в 7 часов, в 7.30, и в 8.00. Я всегда ждала их. Выходила и гуляла, и мороз был нипочем!!! Мы с одноклассником спокойно выходили в сильный ветер на лыжах и уходили в тундру, где катались до упаду. Особенно было здорово, когда ветер гнал нас, а родители на работе, и они даже не знали о наших проделках. Только недавно я подумала: какое это было безрассудство!!!

– Вы там же школу окончили?
– Нет, родителей перевели в другую школу, неподалеку, и мы переехали в село Виска, современное название Великовисочное, где течет маленькая речка Виска, впадающая в Печору. Там я окончила 10 классов, затем училась в Ленинградском финансово-экономическом институте и, окончив его, вернулась работать в Нарьян-Мар. Работала в Окружном финансовом отделе (сегодня это наше Управление финансов). Вышла замуж, родились четверо детей.

Родители с любовью бескорыстной

– Расскажите о родителях.
– Я горжусь ими. Папа – участник войны, командир отдельного противотанкового истребительного взвода. В 70 лет он перестал работать, умер в 93 года, и в течение этих последних 23 лет он активно занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи. Много читавший, владеющий большим лексическим запасом, он умел вызвать интерес у любой аудитории. Его приглашали в школы, в детские сады, в МВД, в прокуратуру, и везде, у любого слушателя он находил понимание. Он воевал в 150-й стрелковой Идрицкой дивизии, которая была награждена орденом Кутузова II степени, а ее знамя является знаменем Победы, водруженным 30 апреля 1945 года на крыше рейхстага Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария – это, кстати, были товарищи отца. После того, как отец подбил три «Фердинанда», его наградили орденом Красной Звезды.


А знамя Победы… В юбилейную дату победы губернатор подарил отцу копию этого знамени. Отец очень гордился подарком, но перед смертью отдал его в краеведческий музей.
Уйдя на пенсию, отец написал книгу «Фрагменты солдатского пути», где рассказал о войне, о товарищах и о своем участии в боях.

– Как познакомились Ваши родители?
– В последнем бою отец был тяжело ранен, правая челюсть была сильно повреждена. Было множество операций по восстановлению лица. Лицо, конечно, починили, но травма подбородка была заметна, и он долго переживал. Вернувшись с войны, подлечившись в госпитале, он решил продолжить прерванную войной учебу в педучилище. И вот первое сентября. Мама, третьекурсница, пришла на занятия, села за первую парту и заняла место подружке. Папа вошел и сел рядом с ней. Она повернулась к нему, собираясь сообщить о том, что место занято, но отец ее опередил:
– Что, не нравлюсь?
И тишина. С тех пор они уже не расставались… Может, случилось, как у Шекспира: «Она его за муки полюбила»?
А мама, несмотря на то, что в семь лет осталась сиротой (родителей репрессировали), многое умела, прекрасно пела, очень хорошо шила и этим ремеслом с семи лет зарабатывала сама. Она была веселой женщиной. И еще она очень любила отца и нас.

На пороге успеха

– Когда дети подросли, я перешла на нефтебазу Ненецкого округа и стала работать главным бухгалтером, а через 12 лет стала директором этого предприятия. Нефтебаза была крупная, на 36 тысяч кубометров. Мы должны были обеспечивать нефтепродуктами весь наш регион, а он сложный. Например, у нас есть две речки: Адьзва (кстати, на ней вместе с каменными изделиями были найдены кости трогонтериевого слона – вымершего степного мамонта) и Колва, по которым можно было завезти топливо только в течение двух недель в году – они были судоходны примерно в конце мая – начале июня, и их нужно было угадать. Мне помогали все: и перевозчики, и поставщики, и метеорологи, и администрация. Так же было и в Карском море, населенные пункты Андерма и Усть-Кара, где только две-три недели в конце августа нет льда.

– Вспомните, пожалуйста, какой-нибудь неординарный случай из того времени.
– Однажды в месте слияния Карского и Баренцева морей мы попали в шторм. Подошел танкер, и нам нужно было скачать топливо. Скачивать его нужно было через дюкер (напорный участок трубопровода, проложенный по дну). Шторм был страшный, и губернатор направил меня для контроля к этому танкеру. Я прилетела туда на вертолете, а к танкеру мы подошли на маленьком катерочке. И началось: волна была такая, что когда наш катер поднимался, то танкер оказывался глубоко внизу, а когда мы оказывались внизу, то уже танкер был наверху и высился над нами таким исполином, что дух захватывало! У меня за эти несколько минут пронеслась перед глазами вся моя жизнь – так стало страшно… Вот тогда мне пришли на ум строки: «Есть только миг между прошлым и будущим...». В тот день мы так и не смогли перебраться на танкер, топливо не перекачали... Перекачали его лишь через несколько дней.

Успех

– Чем Вы занимались после того как наступил пенсионный возраст?
– В конце 2003 года вступил в силу закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть прошла муниципальная реформа, и у нас появилось муниципальное образование «Заполярный район». Это единственный район в Ненецком автономном округе. Мне было поручено сформировать Контрольно-счетную палату. Так я стала Председателем КСП, набрала сотрудников. В то время я каждый день изучала нормативно-правовые акты – и дай бог здоровья создателям таких справочно-правовых систем, как «Консультант» и «Гарант»: я каждый день обращалась к ним, чтобы не натворить каких-то правовых глупостей. Я все сопоставляла с существующими тогда законами. Так прошли эти восемь лет.
– Вы озвучили три свои должности. Какая была самой любимой, самой запомнившейся? Интересной?
– Увлекательной была последняя. А удовлетворение я получила от должности директора: там был виден результат, там нужно было обеспечить нефтепродуктами весь округ! И если я приму неправильное решение, пострадает много людей и предприятий!

– Как попали сюда, к нам? И когда?
– Я купила квартиру в Солнечном городе, оформив ипотеку, и переехала сюда в августе 2022 года.
– Каково Ваше впечатление от Сосновой Поляны?
– Замечательное. Я занялась физкультурой, регулярно посещаю наш прекрасный парк Новознаменка. Однажды обнаружила в нем группу скандинавской ходьбы, примкнула к ним и теперь хожу на занятия с удовольствием, потому что увидела хорошего тренера Владимира Ивановича Клименко. Мне нравится отношение наших муниципалов к ветеранам, к пенсионерам. Я уже была на трех мероприятиях, хожу на концерты. Я не привыкла к бесплатным мероприятиям, поэтому с благодарностью отношусь ко всему, что организует для старшего поколения наш муниципалитет. Уже знаю многих из нашего Совета ветеранов, с некоторыми даже подружилась, и теперь мы ходим в гости друг к другу.

Эхо войны

Наше интервью подошло к концу. Моя собеседница так эмоционально создала картинку тундры, что невольно захотелось посетить Нарьян-Мар.
– Назовите основные достопримечательности вашего города.
– Краеведческий музей, Богоявленский кафедральный собор, Пустозерский музей-заповедник (первый русский город за Полярным кругом), здание почтамта с интересной архитектурой, памятник подвигу участников оленно-транспортных батальонов. На нем я остановлюсь. Это один из тех редких памятников, к которым водишь гостей округа с чувством гордости. И меня всегда коробит, когда люди не понимают смысл монумента и фотографируются в обнимку с ненцем-оленеводом. Ну это же кощунство! Это все равно, что на монумент Родина-Мать залезть... Не делайте этого, пожалуйста.

На фронте оленно-транспортные подразделения оказались незаменимыми помощниками: доставляли различные грузы, перевозили почту, в том числе и важные донесения, сопровождали в тыл партизан, которые с их помощью могли углубиться в тыл на 300 километров и более, принимали участие в разведывательных операциях и доставляли десантников в тыл врага. Олени шли там, где не мог пройти ни один транспорт – ни боевая машина, ни машины, ни лошади. Бойцы называли эти формирования «рогатыми батальонами», «арктическими танками», а враги – «серыми призраками». Каюры часто разыскивали сбитые советские самолеты и вывозили не только летчиков, но и авиацию. Всего за годы войны было вывезено 162 самолета. А помощь раненым? Всего на оленях с линии фронта и из глубокого тыла противника было вывезено 10 142 раненых солдат.

– Когда собираетесь в гости на родину? Тянет?
– Да, скучаю. В сентябре обязательно поеду. Я ведь там председатель участковой избирательной комиссии, а в сентябре пройдут очередные выборы. В последний раз проведем выборы, и я сложу свои полномочия.

***
Эта женщина успешна. Но разве успех ее кроется в перечисленных должностях? Думаю, он в сыне и трех дочерях, достойных своей матери. Ведь золото не то, что блестит, а то, что бегает, смеется и переворачивает всё вверх дном. Все они давно уже самостоятельны, правда, осталось теперь трое… Она очень гордится, когда взрослые дети идут рядом с ней. А когда они далеко, она с улыбкой вспоминает один гимн, потому что нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.
Мы еще долго говорили о Нарьян-Маре. Можно долго описывать этот замечательный город, его музеи, рыбу, чипсы из оленины. Но я увидела между строк нашей беседы главное: с малой родиной, даже после переезда в Санкт-Петербург, у Ольги Васильевны осталась душевная связь. И это правильно.
Расстояние от Питера до Нарьян-Мара – 2,5 тысячи километров. Это я так, на всякий случай.


Рецензии